КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow Новости и события arrow Пенсионная реформа - кризис или крах?
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Пенсионная реформа - кризис или крах?
28.03.2007 г.

Валерий СЕРГИЕНКО, депутат Государственной думы, оценивает ход пенсионной реформы:

— На мой взгляд, пенсионная реформа заканчивается провалом. Об этом наглядно говорит предложение Зурабова — частично отказаться от накопительного элемента пенсии к 2013 году, использовав эти средства на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Но ведь основной идеей пенсионной реформы был переход от распределительной системы — к накопительной. Однако, как и предупреждали коммунисты, такой переход изначально был обречен на провал из-за возникновения так называемого эффекта двойного бремени. Это когда из одного и того же объема пенсионных взносов надо одновременно платить пенсии и нынешнему поколению пенсионеров, и накапливать средства для будущих.

Переход к накопительной системе возможен либо через увеличение пенсионного тарифа, то есть единого социального налога, либо через сокращение пенсий нынешним пенсионерам.

— Зурабовская реформа пошла именно по пути снижения уровня пенсий?

— Именно так. Во всем мире среднюю пенсию сравнивают со средней заработной платой и определяют коэффициент замещения: на сколько процентов пенсия компенсирует утраченный заработок. Так вот, этот коэффициент в России снизился с 32 процентов на момент начала реформы в 2001 году до нынешних 25 процентов. Кстати, на следующий год запланировано еще большее снижение, поскольку ожидается, что индексация будет меньше, чем рост заработной платы. При этом международная конвенция предписывает странам соблюдать определённый минимальный уровень соотношения пенсии и средней заработной платы. И этот минимальный уровень не может быть меньше 40 процентов замещения утраченного заработка.

Соотношение работающих и пенсионеров в нашей стране — 1,8 к 1, то есть на одного пенсионера — почти два работающих. Отчисления от единого социального налога, идущего на пенсию, сегодня составляют 20 процентов, а с учетом дотаций Пенсионному фонду из федерального бюджета — двое работающих содержат одного пенсионера. При этом средняя пенсия должна составлять как минимум 4800 рублей — уже сегодня! А она равняется 2820 рублям. 

— Почему же она ниже минимального порога справедливости?

— Во-первых, часть поступающих в Пенсионный фонд денег — 110 миллиардов в год — отвлекаются в накопительную часть пенсии будущих поколений.

Во-вторых, Пенсионный фонд тратит на собственное содержание в 10 раз больше по сравнению с нормами зарубежных стран!

— Возможно, такие факты не очень заинтересуют молодых, у которых, как говорится, вся жизнь впереди, и эти проблемы коснутся их не скоро…

— Это особый разговор, особая тревога. Что ожидает молодых?  Доходность накопительной части пенсии будущего пенсионера, а ныне — молодого человека оказалась ниже инфляции. В 2004 году инфляция составила почти 12 процентов, а средняя доходность накопительной части пенсии — около 7 процентов. При этом 1 процент всего дохода уходит на обслуживание самой системы Пенсионного фонда и государственной управляющей компании.

В текущем году при планируемой инфляции в 9 процентов доходность по размещению накопительных пенсий составит 5 процентов. Следовательно, и нашим молодым гражданам 1967 года рождения и младше пенсионная реформа не обещает ничего хорошего. И когда они выйдут на «заслуженный отдых», их пенсионный капитал обесценится так же, как и сбережения их бабушек и дедушек.

Еще один порок новой пенсионной системы: уравниловка. Обесценение пенсионных накоплений молодых и ухудшение положения пенсионеров нынешних — это еще не все проблемы пенсионной реформы. Среднее поколение и граждане старше 1967 года рождения не имеют накопительной части пенсии и делают отчисления в страховую часть.

— А надо ли было вообще делить пенсии на страховую и базовую части?

— Такое разделение искусственно. Разумного объяснения этому найти просто невозможно. Но такое положение дел позволяет искусственно занижать расчетный пенсионный капитал. Например, вы платите в Пенсионный фонд 20 копеек с каждого рубля зарплаты. А страховую пенсию вам считают исходя из того, что вы за-платили только 14 копеек. 6 копеек рассматриваются как единый социальный налог и поступают в федеральный бюджет.

Пенсия, конечно, должна зависеть и от заработка, и от трудового стажа. По страховым периодам, которые сохранялись до 2002 года, недоучитывается стаж. Фактически перечеркиваются все заработки, превышающие среднюю зарплату по стране на 20 процентов. Хоть какую зарплату ни получай! Скажем, средняя пенсия по стране — 10 тысяч, а ваша зарплата — 30 тысяч. Но и при такой зарплате при расчете пенсии будет учтено только 12 тысяч.

Правительство уже несколько лет подряд упрямо отказывается что-нибудь менять в формуле расчетов пенсий по периодам до 2002 года. Однако у всех пенсионеров: и у тех, кто выйдет на пенсию в ближайшие 10—15 лет, основная часть трудовой биографии пришлась как раз на период до 2002 года.

Ничего не менять — значит, обрекать основную часть пенсионеров на нищенскую жизнь. Ведь размер пенсии не зависит ни от заработка, ни от стажа.

Не лучше обстоит дело и со страховыми периодами после 2002 года. Причем это касается как нынешних пенсионеров, так и будущих. С начала реформы с 2002 года страховая часть пенсии, которая хоть как-то зависит от стажа и заработка, проиндексирована в два раза. Базовая часть, которая для всех одинакова, — в 2,35 раза. А среднемесячная зарплата выросла в 2, 8 раза. Это означает, что обесценение страховой части пенсии по отношению к заработной плате составило 1, 4 раза. Легко подсчитать, что нынешний 30-летний гражданин, выйдя через 30 лет на пенсию, может рассчитывать на страховую пенсию, замещающую лишь 7 процентов его заработка!

Таким образом, недоиндексация страховой части пенсии не только вводит уравниловку для нынешних пенсионеров, но также обесценивает их взносы в пенсионный капитал.

Спрашивается: есть ли стимул у работающего населения получать легальную заработную плату и платить с нее налоги и взносы?

— А что в этой ситуации предлагают коммунисты?

— Сама идея, что государство будет принудительно изымать у граждан часть денег, осуществляя их размещение и накопление, порочна! Государство вкладывает их в государственные же бумаги. Проценты по ним все равно платятся из федерального бюджета: это элементарный круговорот денег в государстве! Пенсионная система должна работать на основе договора поколений: пенсия платится из налогов и взносов, соотношение работающих и пенсионеров, умноженное на пенсионные тарифы, умноженные на среднюю заработную плату, и задает средний уровень пенсии. А накопительная часть пенсии должна быть не принудительной, как сейчас, а дополнительной, добровольной. Государство должно создать условия, чтобы накопленные средства освобождались от налогов, чтобы был обеспечен надежный контроль за негосударственными пенсионными фондами. Тогда тот, кто хочет, будет накапливать свои средства через систему негосударственных пенсионных фондов. А кто не верит пенсионным фондам — будут вкладывать деньги  в образование детей, копить средства на квартиру и т.д.

Отказаться от принудительной накопительной системы все равно придётся.  И сделать это нужно как можно скорее. Необходимо принять пакет законов, обеспечивающий ликвидацию целого ряда несправедливостей  в отношении нынешних пенсионеров и направленных на постепенное доведение среднего значения пенсии как минимум до 40 процентов (на первом этапе), а затем — до 60 процентов от средней зарплаты.

Следует иметь в виду, что ситуация с выплатой пенсий ныне живущим пенсионерам будет усугубляться по мере того, как на пенсию будут выходить люди, не относящиеся к льготным категориям. Необходимо немедленно пересмотреть условия переоценки пенсионных прав  по периодам до 1 января 2002 года. А для работающих на Крайнем Севере и занятых на тяжелых и вредных работах — до 2008 года.

Надо вернуть при расчете пенсий учет нестраховых периодов: учеба в вузе, уход за ребенком, северный стаж. Надо также увеличить коэффициент учета заработка по отношению к средней зарплате по стране с 1, 2 хотя бы до 2,0.

Тогда в приведенном несколько выше примере человек будет получать пенсию не 12 тысяч, а 20 тысяч.

Необходимо также пересмотреть нормы закона, определяющего порядок индексации страховой части пенсии и соответствующего расчетного капитала. Надо жестко привязать размеры индексации пенсии к росту средней заработной платы. И делать это надо как можно скорее. Люди, которые своим трудом создали богатства страны, должны быть социально защищены.

И еще одно положение из программы, с которой КПРФ идет на выборы  в Законодательное собрание.

Необходимо, безусловно, вернуться к полному исполнению принятого в свое время закона края о ветеранах, усилив его в некоторых моментах, которые прибавило время. Это прежде всего лекарственное обеспечение, транспортное обслуживание. Это, конечно же, жилищно-коммунальные тарифы. Тут у нас есть немало конструктивных предложений, реализация которых позволит улучшить жизнь наших ветеранов.

— Валерий Иванович, последнее бюджетное послание Президента Путина как-нибудь повлияет на ситуацию в пенсионном обеспечении?

— В этом послании ставится задача: надо увеличить пенсию на 20 процентов. А правительство расщедрилось только на 14 процентов. Поэтому бюджетные послания президента по сути позитивны, но самые хорошие идеи в нашей стране зачастую не обязательны для исполнения теми органами, которым они адресованы.

— А можно ли надеяться, что средства стабилизационного фонда все же как-то улучшат участь наших пенсионеров?

— В первой части закона о бюджете записано, что правительство будет продолжать политику стерилизации «лишних» денег в государственном бюджете, то есть и дальше они будут оставлять за рубежом значительную часть, практически 2/3 денег, вырученных за продажу нефти, газа и цветных металлов. Перспектив для того, что эти деньги будут вкладываться  в экономику, при нынешнем руководстве страны нет никаких! Более того, последние постановления правительства расширили возможности применения денег за рубежом не только в государственных ценных бумагах, в основном в казначейства США, но и в так называемые ликвидные ценные бумаги зарубежных корпораций.

 

Записал Александр КОЗЫРЕВ.

"За Победу!" №8 (316) от 21 марта

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61