Президиум ЦК КПРФ утвердил «Примерную тематику политзанятий, бесед, лекций, докладов, «круглых столов», дискуссий, научных и научно-практических конференций на 2021/22 учебный год». Документ включает в себя 7 разделов и 28 тем. «Примерная тематика» сохраняет преемственность формы и содержания политзанятий прошлых лет. Присутствуют разделы, посвящённые Программе и Уставу партии, изучению документов съездов и пленумов Центрального Комитета, основам марксизма-ленинизма. В разделе об актуальных проблемах отечественной истории заострены вопросы борьбы с фальсификациями исторической науки, противодействия антисоветизму, русофобии и антикоммунизму.
Для глубокого изучения на политзанятиях предложены две группы вопросов. Это
новейшая история нашей партии и учение КПРФ о глобализме как современном
этапе развития империализма.
Раздел 1, посвящённый Программе КПРФ,
открывает учебный год. Важнейшая задача этого раздела — познакомить молодых
коммунистов как с содержанием этого фундаментального документа, так и с
решающим значением партийной Программы для организации идеологической и
политической борьбы. Практика показывает, что неопытные коммунисты и наши
сторонники зачастую путают предвыборные программы партии и Программу КПРФ,
не видят между ними разницы. Донесение содержания программных установок до
слушателей учебного курса требует от организатора занятий широкой эрудиции
и чувства такта. Необходимо пробудить интерес к изучению партийной
идеологии, показать живую связь Программы КПРФ со всем
марксистско-ленинским наследием и современной общественной практикой.
Раздел 2 обращает учащихся к изучению Устава КПРФ,
структуры партии и принципов партийной жизни. Изучение Устава партии —
обязанность каждого коммуниста. Вступивший в партию должен знать свои права
и обязанности как члена КПРФ, принципы работы партийных отделений,
структуру руководящих и контрольных органов партии. При изучении Устава
особое внимание необходимо уделить разъяснению таких важнейших принципов
партийного строительства, как демократический централизм и коллективное
руководство.
Итогом изучения тем первого и второго разделов должно стать формирование у
учащихся твёрдого знания о содержании основополагающих документов партии —
Устава и Программы, об идейных и организационных основах КПРФ, о её
структуре, полномочиях руководящих и контрольных органов. Очень важно,
чтобы молодые и недавно вступившие в партию коммунисты имели ясное
представление о том, как соотносятся между собой Программа и Устав партии,
идейно-теоретические и организационные принципы. При изучении Программы и
Устава крайне желательно привлекать к занятиям самых заслуженных и
авторитетных членов КПРФ. Их опыт практической партийной работы оживит
обучение и вызовет интерес слушателей.
Раздел 3 посвящён актуальным задачам партии,
отражённым в документах съездов и пленумов ЦК. Приступая к анализу
партийных документов, следует сделать акцент на изучении материалов первого
и второго этапов XVIII съезда КПРФ. Документы XVIII съезда содержат ценный
идейно-теоретический и обширный фактический материал, позволяющий с позиций
классового подхода вскрыть сущность и характер современного российского
капитализма, понять истинную природу социально-экономического кризиса и
пути его преодоления. Политический отчёт Центрального Комитета XVIII съезду
партии, а также резолюции съезда содержат принципиальные оценки современных
тенденций и явлений социально-экономической и политической
действительности. Особое внимание следует уделить изучению предвыборной
программы КПРФ «10 шагов к власти народа». Следует обратить внимание на то,
что предвыборная программа КПРФ, вопреки утверждениям либеральных
экономистов, не является «утопичной» и «популистской», а вполне реализуема
на практике. Наша программа обо-снована успешным опытом
народно-хозяйственного развития СССР, а также опытом КНР и других стран,
идущих по пути построения общества социальной справедливости.
Обязательны для вдумчивого и внимательного изучения и материалы пленумов
Центрального Комитета.
Темы раздела 4 предполагают ознакомление коммунистов с событиями
новейшей истории КПРФ.
Изучение данных тем очень важно, так как позволяет разоблачить
многочисленных фальсификаторов и клеветников. Либеральные идеологи на
протяжении десятилетий фабрикуют и распространяют лживые версии новейшей
истории Коммунистической партии. КПРФ в этом нарративе очерняется и
предстаёт в нелицеприятном свете. Широкое хождение имеют самые нелепые и не
соответствующие фактам мифы: например, о том, что ранее КПРФ якобы «имела
большинство в Думе», но «ничего не предприняла для спасения страны»; или о
том, что Г.А. Зюганов «отдал голоса Ельцину» на выборах 1996 года, хотя в
реальности это сделал А.И. Лебедь. Существует необходимость противостоять
подобным выдумкам как извне, так и внутри партии.
Углублённое и объективное исследование страниц истории КПРФ позволит
сформировать у слушателей понимание того обстоятельства, что только
Компартия не на словах, а на деле отстаивает интересы трудового народа, что
только она является ведущей оппозиционной силой страны, центром притяжения
здоровых сил общества.
Темы раздела 5 знакомят слушателей с основами
марксистско-ленинского учения. Последнее является базой
мировоззрения КПРФ, а потому обязательно к изучению всеми членами
партии.
Изучение тем раздела 6 вводит учащихся в содержание учения КПРФ о
глобализме как современной форме империализма. Молодым коммунистам
рекомендуется тщательно проштудировать работу Председателя ЦК КПРФ Г.А.
Зюганова «Россия под прицелом глобализма». В этой книге лидер партии
детально проанализировал глобализацию как планетарное явление, её истоки,
сущность и формы. Особое внимание Г.А. Зюганов уделил характеристике
глобализма — американского варианта глобализации, убедительно доказав, что
в такой глобалистской модели мира нет места России как суверенному,
экономически развитому государству. После изучения книги Г.А. Зюганова
рекомендуется приступить к изучению материалов партийных пленумов и
съездов. Вопросы глобализации нашли своё пристальное исследование в
Политическом отчёте Центрального Комитета XV съезду, прошедшему в феврале
2013 года.
Изучая данные материалы, следует обратить внимание коммунистов на то, что
КПРФ, основываясь на марксистско-ленинской методологии, считает: необходимо
различать глобализацию как объективный исторический процесс сближения
народов, становления единого взаимозависимого мира от глобализма,
являющегося современной формой империализма.
В настоящее время интеграционные процессы в развитии человечества в
значительной степени ускоряются в силу бурного прогресса технологий,
средств связи, коммуникаций. Новый этап научно-технической революции
открывает перед человечеством колоссальные возможности экономического роста
и социального прогресса. Однако сохранение капитализма уродует процесс
мирового развития, обостряет противоречия. Глобализация оборачивается
глобализмом. Опираясь на точный инструментарий — ленинскую характеристику
империализма — партия в Политическом отчёте XV съезду определила основные
черты современного империалистического глобализма:
1. Происходит полное порабощение капитала производственного, промышленного
капиталом финансовым, спекулятивным.
2. «Рыночные отношения» превращены в искусственный механизм
внеэкономического принуждения, неэквивалентного обмена и ограбления целых
стран и народов.
3. Глобальная модель «международного разделения труда» закрепляет вопиющее
социальное неравенство в планетарных масштабах.
4. Резко возрастает политическое влияние транснациональных корпораций и
финансово-промышленных групп, претендующих на неограниченный суверенитет в
своих действиях.
5. Имеет место утрата национальными правительствами контроля над процессами
в мировой экономике. Ревизия фундаментальных норм международного права
служит делу создания структур глобальной власти.
6. Информационно-культурная экспансия активно используется как форма
агрессии. Идёт духовная унификация на самом примитивном уровне.
Искореняется национальная самобытность стран и народов.
7. Усиливается паразитический характер транснационального капитала. Именно
им присваиваются выгоды от внедрения высоких технологий при нищете
остального мира. Идёт загнивание и качественное торможение
научно-технического прогресса.
Характеризуя данные черты глобализма, следует сделать вывод о том, что
империалистический глобализм есть тупиковый путь развития и ему следует
противопоставить другую глобальную систему — социализм.
Раздел 7 развенчивает антисоветские и антикоммунистические мифы
отечественной истории.
В современном российском обществе доминирует превратное представление об
истории как политике, опрокинутой в прошлое. Повсеместно в научной и
учебной литературе, в кинематографе, в художественных произведениях идёт
наступление на наше советское наследие, а через него — на социализм,
коммунизм. Очерняя СССР, Ленина, Сталина, пытаясь присвоить подвиги
советских людей, правящий класс надеется запугать народ России и отвратить
его от социалистической альтернативы общественного устройства.
Главными задачами этого раздела являются ознакомление коммунистов с
подлинным содержанием исторического процесса и разоблачение многочисленных
фальсификаций истории СССР. При изучении этой темы рекомендуется
использовать материалы партийных съездов и пленумов Центрального Комитета,
а также работы Р.Р. Вахитова («Революция, которая спасла Россию». М.,
2017), Ю.В. Емельянова («Мифы и загадки Октября 1917». М., 2017), А.В.
Огнева («Правда против лжи. О Великой Отечественной войне». В 2-х частях.
М., 2015—2016), И.С. Ратьковского («Хроника белого террора в России.
Репрессии и самосуды (1917—1920)». М., 2017). Значительный объём фактов,
изобличающих лживые интерпретации исторических событий советского прошлого,
содержится в статьях и заметках Ф. Дорошенко, В.Н. Земскова, В. Литвиненко,
А.А. Перова, В.Н. Попова, Г.Г. Хмуркина, опубликованных в газетах «Правда»,
«Советская Россия», а также в журнале «Политическое просвещение».
Значительная база аргументов и фактов в защиту советской истории содержится
на ресурсах партийного телеканала «Красная Линия» ( https://www.rline.tv/). Особенно это
касается таких программ, как «Точка зрения», «Специальный репортаж»,
«Бренды советской эпохи», и целой серии документальных фильмов,
затрагивающих широкий круг вопросов истории Советского государства,
социально-экономических, политических и нравственных проблем современной
России.
Помимо этого, на интернет-сайте телеканала «Красная Линия» размещён ряд
других материалов, посвящённых актуальным вопросам развития нашей страны.
Необходимо регулярно следить за новыми выпусками программ и ежедневными
новостями канала «Темы дня».
Подробный список видеопродукции «Красной Линии», рекомендуемой к
использованию в рамках политучёбы, приведён в отдельном файле: «Перечень
видеоматериалов телеканала «Красная Линия», рекомендуемых к использованию в
системе партийно-политической учёбы ЦК КПРФ».
При организации образовательного процесса следует уделить особое внимание
методике преподавания. Она играет исключительно важную роль в эффективности
восприятия учебного материала и повышении качества обучения. Крайне
желательно, чтобы организаторы политзанятий были знакомы с достижениями
советской педагогики и психологии, с требованиями, предъявляемыми к формам
и методам преподавания, способам и средствам решения образовательных и
воспитательных задач.
В заключение отметим, что партийно-политическая учёба, опирающаяся на
выверенные педагогические методы и принципы, дифференцированные формы
обучения, сможет пробудить в каждом коммунисте живой интерес к
марксистско-ленинской теории и стремлению постоянно повышать уровень своих
собственных знаний, расширять круг практических навыков и умений,
необходимых для успешной партийной работы.
2021-11-26 12:30 МСК
Пресс-служба ЦК КПРФ.
|