НАВЕСТИ ПОРЯДОК
Контрактная система государственных и муниципальных закупок товаров, работ,
услуг на территории Российской Федерации действует с 2006 года. Переход к
такой системе был продиктован идеей создания равных условий для обеспечения
конкуренции между участниками закупок, с вытекающим снижением цены
контрактов и общей экономией бюджетных средств. Однако на сегодняшний день
приходится констатировать, что основная цель создания контрактной системы –
повышение эффективности обеспечения общественных нужд за счет реализации
системного подхода к формированию, заключению и исполнению государственных
и муниципальных контрактов, прозрачности всего цикла закупок от
планирования до приемки и оценки результатов – не достигнута.
Так, например, при проведении контрольного мероприятия «Проверка соблюдения
действующего законодательства при осуществлении закупок учреждениями
здравоохранения Красноярского края» (контрольный период 2015-2016 годы, 1
полугодие 2017 года) Счетной Палатой Красноярского края выявлен ряд
нарушений законодательства, сделана масса неутешительных выводов:
- отмечен значительный рост доли закупок, осуществляемой неконкурентными
способами (у единственного поставщика), растет число однородных закупок
содержащих признаки дробления на более мелкие контракты;
- имеет место нарушение сроков подготовки конкурсной документации для
объявления торгов, утверждения и размещения планов-графиков проведения
закупок, заключения контрактов по результатам проведения конкурса,
аукциона, запроса котировок;
- для определения начальной максимальной цены контракта зачастую
использовалась информация о ценах товаров, не сопоставимая с условиями
планируемой закупки, и без учета необходимого заказчику объема поставки;
- заключение контракта порой происходило ранее даты размещения в ЕИС
извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика или с
нарушением установленного срока;
- в некоторых контрактах отсутствовал ряд обязательных условий: о том, что
цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения,
об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств по контракту, о порядке и сроках оплаты товара,
работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки
поставленного товара;
- отмечено несоблюдение установленных законодательством требований при
составлении документации о закупке (не устанавливались требования об
обеспечении заявки на участие в закупке, требования об обеспечении
исполнителя контракта, размер обеспечения заявки не соответствовал размеру,
установленному Федеральным законом о контрактной системе);
- не проведены предусмотренные контрактами экспертизы результатов выполненных
работ.
Фактический объем закупок, осуществленных в соответствии с Федеральным
законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд»
для нужд сферы здравоохранения Красноярского края ежегодно составляет
порядка 16 млрд рублей. За 2015-2016 годы и первое полугодие 2017 года было
заключено 114,8 тыс. контрактов на общую сумму 39,7 млрд. рублей, из них с
единственным поставщиком – на сумму 6,4 млрд рублей.
Следует обратить особое внимание на то, что в рамках осуществления контроля
за соблюдением учреждениями здравоохранения законодательства о контрактной
системе закупок Министерством здравоохранения Красноярского края за
2015-2016 годы и 1 полугодие 2017 года было проведено 120 контрольных
мероприятий, объектами которых стали подведомственные учреждения –
заказчики. Проверено 954 контракта на общую сумму 605,4 млн. рублей,
нарушения Федерального закона № 44-ФЗ выявлены в 80% закупок. Также многочисленные нарушения законодательства были выявлены
службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок,
Управлением Федеральной антимонопольной службы, министерством финансов
Красноярского края.
Таким образом, из года в год примерно 12 млрд бюджетных рублей, выделяемых
на закупки в сфере здравоохранения, расходуется с теми или иными
нарушениями.
По мере модернизации контрактной системы государственных и муниципальных
закупок все более разнообразными и изощренными становятся и схемы,
позволяющие обойти действующее законодательство.
При этом, по данным Счетной палаты, большая часть нарушений не имеет
последствий по причине упущенных сроков применения права на взыскание в
соответствии с КОАП РФ. В лучшем случае, выявление приведенных выше
нарушений заканчивается для ответственного лица незначительным штрафом.
Приведенная выше информация свидетельствует о невозможности или нежелании
министерства здравоохранения Красноярского края навести порядок в сфере
осуществления закупок для нужд учреждений здравоохранения.
С целью проведения дополнительной проверки, оценки сложившейся ситуации,
выявления и привлечения к ответственности виновных в ее создании лиц мной
направлены обращения в прокуратуру Красноярского края, ГУ МВД России по
Красноярскому краю и УФСБ по Красноярскому краю. Пока остается надеяться на
то что правоохранительные органы не останутся в стороне от решения этой
серьёзной проблемы.
Уважаемые земляки, если ваши законные права и интересы нарушены, если вы
неравнодушны к ненадлежащему выполнению работ и оказанию услуг,
производимых за бюджетный счет, а органы власти, ответственные за решение
волнующих вас проблем, должным образом не реагируют на ваши обращения,
предлагаю сообщать о таких ситуациях в мой адрес (660009, г. Красноярск,
ул. Ленина, 123д, тел. 8 (391) 249-34-41).
Со своей стороны готов приложить все возможные усилия с использованием
депутатских полномочий для оказания помощи в восстановлении нарушенной
справедливости.
Депутат
Законодательного Собрания
Красноярского края от КПРФ
Е.А. Козин
|