КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow Новости и события arrow Эвенкия станет Атлантидой?
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Эвенкия станет Атлантидой?
21.12.2007 г.
Строительство Туруханской или, как ее сейчас называют, Эвенкийской ГЭС, вызывает все больше тревог. Жителям Красноярского края навязывается мысль, что она будет самой мощной на планете: 12 турбин по тысяче мегаватт каждая, тесно связывают с развитием «национальных проектов».
Стройка века так и не началась в конце восьмидесятых годов прошлого века.
…Проект всплыл в конце августа нынешнего года, когда Красноярск и район предполагаемого строительства посетил глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. А месяцем раньше идею одобрил  Владимир Путина в ходе встречи с губернатором края Александром Хлопониным. На этот амбициозный проект  –  неужели это единственная возможность вернуть России статус сверхдержавы?  – уйдет 12 миллиардов долларов. Если он  будет реализован, на карте Красноярского края появится голубое пятно, которому уже дали имя  – Эвенкийское море. Оно будет протяженностью 1200 километров и площадью почти 9 тысяч квадратных километров. Со временем эта площадь увеличится из – за эрозии почвы о оползней на береговой линии. Из зоны затопления придется переселить по одним расчетам 8 тысяч человек, по другим  – 30 тысяч, в том числе административный центр  –  поселок Тура.
 
О некоторых последствиях строительства рассказывает председатель Красноярского общественного комитета экологического движения Николай НИКОЛАЕВ:
–  Для начала разговора напомню такой факт: в свое время на территории Эвенкии при подготовке в разработке нефтяных месторождений проводились подземные ядерные взрывы. Образовались подземные камеры, заполненные радиоактивным рассолом. Сегодня их надежно хранит вечная мерзлота. Вода водохранилища растопит лед и радиация окажется на поверхности. А потом на этой территории есть огромные солевые месторождения. Вода в Нижней Тунгуске и без того несколько присолена, пить ее нельзя. По выводам, которые сделал председатель регионального управления по защите природных ресурсов Валентин Изаров, громадные солевые залежи будут размыты водохранилищем. Не станет рыбы, которая обитает только в пресной воде. Причем погибнет рыба не только в Нижней Тунгуске, но и в Енисее, в который она впадает. И самое главное  –  будут затоплены все пастбища, не станет мелких рек и ручьев. После протаивания вечной мерзлоты вполне возможны огромные выбросы метана в атмосферу.
В России живет не более 25 тысячи эвенков, из них 4 тысячи  –  на коренной территории, которая будет уничтожена водохранилищем. Кто подумал об их судьбе? Не будет ни оленей, ни пастбищ. Традиционная трудовая деятельность коренного народа  – оленеводство, охота, рыбный промысел станут невозможными. Хотя известно, что потребности в мясе на территории округа на 70 % удовлетворяются за счет оленины.
Можно еще сказать, что будет утрачен и пушной промысел: на будущей затопленной территории ежегодно добывается до шести тысяч шкурок соболя. Водохранилище затопит вековые звериные тропы традиционной миграции. Это для них  – гибель. Популяции некоторых видов животных будут навсегда утрачены.
Проблематичной станет доставка грузов в населенные пункты по реке. О судоподъемнике через плотину ГЭС пока никто не говорит.
Никто не компенсирует гигантские потери ценных пород рыб. Только малыми силами в этом регионе ежегодно можно добывать экологически чистые дары природы  –  кладезь витаминов. Морошки  –  до 100 тысяч тонн, черники  –  до 406 тысяч тонн, брусники  –  до 255 тысяч тонн,
Неужели авторы амбициозной идеи не понимают, что творят? Это будет катастрофа не только  для края, но и для Сибири, не говоря уже о том, что на наших глазах готовится катастрофа целого народа.
Последствия в разной степени ощутит вся планета. Неужели Россию ничему не научил печальный опыт строительства Колымской ГЭС: коренное население потеряло и домашних оленей, и пушного зверя.
Природа этого региона легко ранима, а на плаху будет положена самая благоприятная для проживания и хозяйственной деятельности территория.
 –  Говорят, и климат в крае может измениться?
 – После строительства Красноярской ГЭС мы получили незамерзающий даже в лютые сибирские морозы Енисей. Климат в Красноярске изменился. Выросло число заболеваний. Но Эвенкийская ГЭС по этим печальным показателям намного опередит. Огромная площадь водохранилища увлажнит атмосферу, что приведет к массовым болезням домашних оленей и гибели дикого. Туруханская «лужа» может изменить климат на большой территории Сибири. Чубайс и другие сторонники строительства говорят: но ведь это же малонаселенный регион  – переселим людей, и все проблемы! Глупо и жестоко так думать!
 –  Почему так спокойно смотрит на это краевая администрация?
 – Не так давно прошло заседание общественной экологической палаты. Слово дали представителю администрации. Сразу стала видна их позиция. Говорят: Туруханская ГЭС  –  благо для народа, продолжение национальных проектов.
Вы думаете, кто – то прислушается к выводам экологических экспертиз или общественному мнению? Увы. Наша организация, например, продолжает борьбу с алюминиевым заводом, который отравляет атмосферу ядовитыми выбросами. КрАЗ должен выбрасывать не более 600 – 800 килограммов фтористых соединений в сутки. И что?  По расчетам ученых, на каждую тонну алюминия приходится 7 килограммов фтора. Проектная мощность КрАЗа  – 600 тысяч тонн металла в год. Помножьте на 7 и разделите на 365 дней года и получим 11, 5 тонны в сутки вместо 600 – 800 килограммов!
На заводе 24 корпуса, из них только два переведены на технологию обожженных анодов: все, что успели сделать при советской власти. Такие аноды  –  единственный способ уменьшить выбросы.
Никого во власти наши расчеты не интересуют. Прибыль –  главнее всего!
 –  Николай Петрович, мы ведь мы еще потеряем заповедную зону в Эвенкии?
И не только! Знаете, какие месторождения останутся под водой. Они будут навсегда утрачены для нынешних и будущих поколений. Угля с лихвой хватило бы не только Эвенкии, но и всему краю.
В зону затопления попадут месторождения графита и исландского шпата и залежи медно – никелевых руд. Мы потеряем огромные месторождения нефти. Много в этом регионе титановых россыпей. Намерение реализовать этот безумный план показывает, как команда губернатора Хлопонина транжирит природные ресурсы. При таких темпах их едва ли хватит на 20 лет. А ведь Александр Геннадиевич любит цитировать известные слова Михайло Ломоносова о том, что «могущество России будет прирастать Сибирью». Какое уж тут прирастание, если собираются затопить несметные природные богатства! Между прочим, председатель регионального управления по защите природных ресурсов Валентин Изаров убежден, что инициаторы строительства существенно занизили сведения о месторождениях полезных ископаемых в зоне затопления. Любой ценой хотят построить!
Еще одна опасность. Нельзя забывать, что лес  –  лёгкие планеты. Каким бы чахлым ни был лес, он поглощает углекислоту. Готовится уничтожение гигантской фабрики кислорода!
Мало кто думает и о таких последствиях. После затопления болот на поверхность поднимется торф  –  от 3 до 5 миллионов тонн. Водохранилище превратится в гниющую помойку. В некоторых местах есть выходы на поверхность месторождений нефти. Не исключено, что поверхность водохранилища покроется жирной плёнкой. Вспомним, что произошло недавно после катастрофы в Керченском проливе.
Не понимаю, как можно приступать к такому проекту без предварительных исследований. Обратились бы к опыту советской власти. Никогда не был членом КПСС, но уверяю, что у тогдашних коммунистов стоит поучиться. Когда я работал в отделе науки краевого управления сельского хозяйства, по заданию крайкома КПСС в 1988 году проверял, как готовится ложе будущей Богучанской ГЭС. По моей докладной записке было многое сделано, но за 20 лет простоя много леса там выросло. Все будет затоплено: говорят, убирать его нет смысла, он не деловой. Значит, оставленная на дне водохранилища древесина будет гнить, отравляя воду.
Будущее Эвенкийского рукотворного моря могу проиллюстрировать примерами из моей родной реки Ангары. Вырос на ее берегах. В годы войны она нас кормила: столько рыбы было! А теперь степень загрязнения  –  III и IV. Это очень плохо. Исчезли лосось и осётр. Реку стыдливо именуют окунёво – плотвичной. То есть, бал правят низкосортные окунь и плотва. Вот трагедия великой сибирской реки!
 – Николай Петрович,  а может, зря мы, суетимся. Может, для местного населения наступит эра благоденствия. Их мнением кто – то интересовался?
 – Еще в конце восьмидесятых прошлого года в Эвенкии собирали подписи против строительства ГЭС. На собраниях трудовых коллективов и на сходах коренные жители однозначно  высказались против. В Туру зачастили высокие гости из Москвы и Ленинграда, выясняли все, взвешивали. Депутаты окружного Совета тогда твердо сказали: «нет ГЭС!». Год спустя аналогичные выводы сделали ученые Красноярска, Новосибирска, Иркутска. Эти доводы заставили тогдашнее советское руководство прекратить строительство гидроэлектростанции.
 – Николай Петрович, а почему тогда общественность так равнодушна. Или не все до конца понимают масштабы грозящей катастрофы?
 – Я как – то узнал, что в нашем крае 13 общественных организаций занимаются вопросами охраны природы. И поразился: а где же следы их деятельности?
Делается все для того, чтобы отвлечь внимание народа от серьёзных экологических проблем. Однажды в Красноярск приехал представитель ООН. Он встретился с общественностью, чтобы обсудить проблемы экологии. Был на той встрече и помню, как представитель Красноярского алюминиевого завода соловьем заливался: какое это благо их предприятие. Мне пришлось испортить картину в розовых тонах: всего только привел данные о рождаемости и смертности в Красноярске  –  мы вымираем со скоростью 5 тысяч человек в год.
Многие организации, призванные охранять природу, по существу смирились со властью. Есть и такие, которые зарабатывают гранты непонятного происхождения. Как бы я ни относился к Путину, но тут с ним согласен: «шакалят» кое – где у нас порой… А есть организации попросту купленные олигархами. Они создают видимость борьбы, а на деле затаскивают проблемы подальше в угол, фактически выражая интересы крупного капитала.
Руководитель одной экологической организации в одной из последних публикаций сказал: «только узколобые не признают необходимость строительства ГЭС». Нас имел ввиду!
Попытки прилечь внимание общественности к проблемам экологии всячески пресекаются. Мы проводили санкционированный митинг против строительства Богучанской ГЭС. Но к этому же времени и на это же место по телефонному звонку пригнали студентов, которые  шумовой атакой пытались заглушить наш голос. Они, видите ли  –  сторонники строительства, так как ГЭС даст развитие региону и рабочие места. Тут же откуда ни возьмись появились женщины, которые дружно начали петь песни. Нетрудно догадаться, что этот антимитинг  –  не народная инициатива, а заказ власти.
 – Но ведь можно пробиться со своей болью на страницы прессы…
 –  Я долго сотрудничал со многими газетами. Раньше было намного проще. А тут пришел на днях с критической статьей в один красноярский еженедельник. «Хорошо, говорят, давайте ваш материал, мы его отправим руководству завода, пусть посмотрят, визу наложат…»
Я повернулся и ушел.
Знаю, что после других публикаций звонят в редакции, недовольны, что Николаев «волну гонит».
Наша организация учредила специальную «награду». Так сказать, антимедаль. На ее  лицевой стороне  надпись «За победу над природой», на оборотной  –  «От будущих поколений». Наградили нескольких директоров.
Послали «указ» о награждении Олегу Дерипаске В письме спросили, когда и где ему можно будет вручить награду. Ответа не поступило, зато через несколько дней ко мне на квартиру пришли незнакомые люди и очень настойчиво попросили «показать документы».
Все делается для того, чтобы задавить, убрать с пути все, что мешает или затрудняет достижение целей, приносящих сверхприбыли.
Однажды я подготовил материалы и раздал их депутатам Законодательного собрания. Было много шума, но губернатор публично назвал меня «старичком, который мутит воду». А недавно про тех, кто выступает против отметки 208 на строительстве Богучанской ГЭС  –  такова должна быть высота плотины  –  сказал, что это провокаторы.
Мне кажется, сейчас на протестах против строительства Богучанской ГЭС отрабатывается технология подавления «туруханского бунта», то есть всего, что связано со строительством Эвенкийской ГЭС.
 И отрабатывается очень эффективно.
***
Не все ясно с Эвенкийской ГЭС. Хотя можно объяснить просто: когда что – то выгодно узкой группе лиц, интересами большинства никто не интересуется. Говорят, что на решение возобновить стройку века подействовали угрозы Чубайса о грядущем дефиците электроэнергии. Но многие специалисты недоумевают: к чему такая гигантомания? Эвенкийская ГЭС будет иметь мощность 12 тысяч МВт (самая мощная в России Саяно – Шушенская имеет 6400 МВт).
В советское время строительство ГЭС предусматривало промышленное освоение прилегающих регионов. Неужели теперь затеют строительство заводов близ Эвенкийской ГЭС? Если это и произойдет, работу на местных заводах придется вести вахтовым методом. Поэтому и родился проект строительства двух ЛЭП, по которым туруханское электричество потечёт в Европейскую часть России и на Урал. Кто подсчитает, какими будут тарифы на электроэнергию при таких затратах?
Если хотите знать, Нижняя Тунгуска, на которой собираются строить Эвенкийскую ГЭС,  – это та самая легендарная Угрюм – река, воспетая в одноимённом романе В. Шишкова.
Мы можем потерять не только реку, но и Эвенкию.
Не слишком ли дорогая цена?
 
Беседу вел Александр КОЗЫРЕВ
 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61