КОНКУРС ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»
Литературное чтение как учебный предмет в школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на
чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует
навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение,
строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника,
находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами
работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Школьники учатся
чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
«…только художественное чтение вскрывает произведение во всей его глубине и его эмоциональной природе, во всей силе его воздействия на читателя и
слушателя...»
М.А.Рыбникова
Обучение выразительному чтению в школе было актуальным всегда. Поэтому многие методисты обращались к этой теме. В.П. Острогорский, И.Ф. Анненский, М.А.
Рыбникова, Е.В. Язовицкий, М.Г. Качурин, Р.Р. Майман, Б.А. Буяльский, Ю.И. Лыссый и другие учёные-методисты, учителя-словесники видели в выразительном
чтении один из основных и наиболее активных методов изучения литературного произведения и считали, что оно должно занять значительное место в работе
учителя, особенно с учащимися среднего возраста.
По мнению Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное
чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики читают
бесстрастно, думая... только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают», т. е. просто «проговаривают слова», то что
тут говорить о воздействии художественного слова на их чувства, о понимании и толковании ими поэтического текста?
Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно
соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм
стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть,
само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.
Когда наступает возможность предъявить требования к художественному чтению в полном объеме, то они таковы:
1) простота и естественность;
2) проникновение в идейно-художественное содержание произведения в меру доступности ученикам данного возраста;
3) четкая передача мыслей автора;
4) выявление своего отношения к читаемому;
5) активное общение со слушателями;
6) четкое и правильное произношение;
7) передача специфики жанра и стиля произведения;
8) эмоциональная окраска действий и героев произведения;
9) умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.
Вот такие требования были предъявлены к участникам муниципального этапа конкурса «Живая классика», который проходил 18 марта в здании общеобразовательной
средней школы №145. Здесь собрались победители районных конкурсов юных чтецов «Живая классика» - ученики школ города 6-7 классов. Чувствовалось волнение и
самих участников , и их наставников — учителей, волновались и родители.
На суд жюри, в состав которого входили литераторы-специалисты , свое мастерство художественного чтения представили 26 участников конкурса: 14 юношей и 12
девушек.
Звучала проза. Выбор произведений порадовал: звучали отрывки из произведений классической литературы: А. П.Чехов «Каштанка», В.Каверин «Два капитана»,
В.П.Астафьев «Хвостик»,»Ода русскому огороду», « Пастух и пастушка», А.Фадеев «Молодая гвардия», Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова», А.Н. Толстой.
Статья «Родина», А.М.Горький «Воробьишко» и другие. Отрывки выбранных произведений несли в себе эстетическое и нравственное начало. Чувствовалось, что
исполнители глубоко переживали то, о чем повествовал автор произведения; они голосом, мимикой , жестами передавали характер героев произведения и свое
отношение к поступкам этих героев: вместе с ними шутили, грустили, рассуждали, гневались, пели и плакали...
Особенно присутствующих взволновало прочтение отрывка из романа А.А.Фадеева «Молодая гвардия» в исполнении Сташуль Марии ( СШ№85). Виртуозное исполнение!
Пережит каждый момент, каждое слово, каждое движение представленных действий и героев романа. Исполнительница вела слушателей за собой, заставляла вместе с
ней переживать и волноваться за Ульяну Громову, Любовь Шевцову... Она магически захватила души слушателей и сумела убедить каждого в искреннем сочувствии
героиням романа и вызвать в каждом чувство великой гордости за русского человека, веру в его силы. Художественное чтение Сташуль Марии единогласно было
признано лучшим.
Прекрасно выдержали все условия выразительного прочтения текста Баталов Данил ( отрывок из произведения С.Алексеева «Тульские пряники»), Котович Егор (
отрывок из произведения В.П.Астафьева «Ода русскому огороду», Шарыпова Ксения ( отрывок из произведения Ю.Яковлева «Девочка с Васильевского острова»),
Шумайлова Мария ( Р.Бредбери «Все лето в один день»), Авхадеева Камилла ( А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»), Курц Анна ( А.Чехов «Каштанка») и можно
продолжать дальше перечень участников конкурса, так как каждое выступление было душевным и выразительным. 15 лучших чтецов были награждены Грамотами, а
Сташуль Мария и Котович Егор приглашены на Фестивальный концерт КРОО «Русское общество» - «Таланты сибиряков», -который будет проходить 18 апреля в Доме
офицеров для ветеранов войны и труда.
Выступления участников конкурса никого не оставили равнодушными: доставили большое эстетическое наслаждение и оставили в душах слушателей глубокое чувство
сопереживания. А значит, каждый исполнитель достиг своей цели — он донес до слушателей красоту и правду поэтического слова автора произведения, образность
словестного искусства.
Замечательно то, что такие конкурсы проходят среди школьников, они возвышают значимость классической литературы, прививают любовь к русскому языку. И
хочется низко в ноги поклониться учителям русского языка и литературы, которые берегут кладезь русской литературы и приучают беречь его своих учеников.
Заместитель председателя КРОО «Русское общество» регионального отделения ВСД «Русский лад», председатель жюри конкурса
А.П.Елесина
|