КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow К 135-тилетию со дня рождения И.В. Сталина
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

К 135-тилетию со дня рождения И.В. Сталина
20.12.2014 г.

СТАЛИН У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИЗМА

Взяв власть в свои руки, большевики встали перед эпохальной проблемой: «Как строить социализм?» Классический марксизм на этот вопрос ответа не давал. К.Марксом в работе «Критика Готской программы» были намечены лишь общие контуры коммунистического общества и основные принципы распределения в нём.

Ф. Энгельс в письме к Бебелю рассмотрел некоторые вопросы управления в новом обществе. Так он предлагал вместо слова «государство» использовать слово «община» (Gemeinwesen), прекрасное старое немецкое слово, соответствующее французскому слову «коммуна». В работе «Критика социал-демократической программы 1891 года» Ф. Энгельс сформулировал принципы самоуправления: «Полное самоуправление в провинции, уезде и общине через чиновников, избранных всеобщим избирательным правом; отмена всех местных и провинциальных властей, назначаемых государством».

Сравните с местным самоуправлением в нынешней эРэФии, когда глава муниципального образования избирается ничтожным количеством избирателей, а всех чиновников назначает по своему усмотрению. Это отнюдь на самоуправление народа, а самоуправство, если не диктатура главы.


Более того классики марксизма считали необходимым условием строительства социализма, чтобы пролетарская революция победила сразу во всём мире либо в группе промышленно развитых капиталистических стран.

Но за несколько десятилетий мир существенно преобразился. Капитализм стал монополистическим и империалистическим. В.И. Ленин открыл закон неравномерности развития капиталистических стран в эпоху империализма и выдвинул тезис о возможности победы пролетарской революции в одной, отдельно взятой стране, в том числе, возможно отсталой, где противоречия между Трудом и Капиталом обострены до предела. Такой страной оказалась Российская империя, где пролетариат под руководством большевиков и сверг эксплуататоров.

Несмотря на ожидание мировой революции В.И. Ленин в своих статьях и выступлениях намечал контуры будущего социалистического общества. Ограниченность времени не даёт возможности подробно остановиться на этом. Назову, на мой взгляд, лишь важнейшие вехи на этом пути.

Ещё до взятия власти большевиками В.И. Ленин в работе «Государство и революция» изложил основные принципы государственного строительства при социализме: государство «неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии) ...Представительные учреждения превратить «их, по примеру Парижской Коммуны, из "говорилен" в "работающие" учреждения». Требуется «строжайший контроль со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления..."

Вот этот то контроль и был нарушен в послесталинский период в СССР. А в современной России все представительные органы превращены в пустые «говорильни».

Уже в марте 1918 года В.И. Ленин диктует статью «Очередные задачи Советской власти», в которой первоочередной задачей выдвигает налаживание государственного учёта и контроля над производством и распределением продуктов.

Во главу угла он ставит повышение производительности труда, но для этого требуется развитие тяжёлой индустрии — фундамента социализма, повышение культурного и образовательного уровня населения, воспитание сознательной трудовой дисциплины, организация социалистического соревнования.

Ещё гремели залпы Гражданской войны, а по заданию В.И. Ленина учёные разрабатывают план электрификации России, который широко известен как план ГОЭРЛО. В.И. Ленин понимал, что социалистическую тяжёлую индустрию на паровом двигателе строить архаично, невозможно выполнить намеченные планы с практически безграмотным населением, к тому же в условиях мелкобуржуазной стихии, без достаточных финансовых ресурсов.

Поэтому, когда в 1921 году в стране разразился политический кризис, В.И. Ленин требует от партии сделать шаг назад и в «Докладе о продналоге" предлагает отдать предпочтение развитию государственного капитализма в виде концессий, кооперации, подконтрольных торговцев (привлечение капиталиста как торговца государственными продуктами за определённый комиссионный процент) и аренды предпринимателем-капиталистом государственного предприятия, промысла или земли (при этом договор аренды должен был быть похож на концессионный).

Особое внимание он уделял кооперированию крестьян-единоличников. Этой проблеме он посвятил свою статью «О кооперации», в которой писал: «…простой рост кооперации для нас тожественен (…) с ростом социализма». И далее он написал фразу, которую часто использовали лидеры КПСС в годы перестройки, буквально отрывая её от мысли Ленина. Вот она: «…мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм». Суть перемены он видел в том, чтобы центр тяжести с политической борьбы перенести «на мирную организационную «культурную» работу», ибо «полное кооперирование невозможно без целой культурной революции»».

Проблемы культурной революции В.И. Ленин осветил в работе «Странички из дневника». В ней он ставил задачу превратить народных учителей из «опоры буржуазного строя» в «опору советского строя» и с помощью их отвлечь крестьянство от союза с буржуазией и привлечь его к союзу с пролетариатом.

Непременным условием строительства социализма В.И. Ленин считал союз рабочего класса и крестьянства. В работе «Лучше меньше, да лучше" он указывал: «Мы должны постараться построить государство, в котором рабочие сохранили бы свое руководство над крестьянами, доверие крестьян по отношению к себе …»

Вот на этих теоретических предвидениях В.И. Ленина И.В. Сталину предстояло осуществить руководство строительством социализма в СССР. И это ему удалось. Почему?

Как считает В.С. Никитин в брошюре «Секреты сталинских побед» «Железная воля была уникальной чертой, присущей Сталину». Она «закалялась в борьбе и определялась его глубокой убеждённостью в правоте марксистско-ленинских идей и глубоким познанием сути этих идей. Ведь идея - это сплав разума и воли. Идея – это способ превращения знания в реальность».

А сейчас позвольте сделать лирическое отступление. Эрнст Хемингуэй говорил: «Впереди пятьдесят лет необъявленных войн, и я подписал договор на весь срок». Вот и Сталин, очевидно, ещё в юности подписал и с честью выполнил договор бороться за чистоту идей и законов научного социализма.

А уж оппонентов хватало. Это, как их метко называл И. Дойчер, «блестящее созвездие генералов без армии», в виде 4000 тысяч «межрайонцев» во главе с Троцким, принятых в РСДРП её шестым съездом. Это и несколько тысяч бывших членов Еврейской коммунистической партии, которые формально стали большевиками в марте 1923 года, согласно принятого по инициативе Зиновьева, Каменева, Троцкого решения ЦК о вхождение этой партии и её отдельных членов в РКП(б) (В.В. Карпов).

В подавляющем большинстве все эти «новые большевики» бредили мировой революцией и им не были чужды некоторые элементы мелкособственнической психологии. Сталин вёл борьбу с этими оппозиционерами не ради сохранения своего руководящего поста, как это сейчас пытаются изобразить некоторые лжеисторики. Сталин стоял на защите интересов советского государства и его народов.

Троцкий, приехавший летом 1917 года в Россию на деньги и с деньгами сионистских банкиров Америки, пытался вовлечь Советскую Россию в пожар мировой революции, бросив её в виде вязанки хвороста в него.

В 1923 году, когда по вине троцкистов, занимавших государственные должности в народном хозяйстве, возникли серьёзные экономические трудности, приведшие к длительной невыплате зарплаты рабочим, что вызвало их недовольство вплоть до забастовок, Троцкий сплотил вокруг себя все антилениниские элементы и начал атаку на политику партии, сформировав платформу, получившую название «Заявление 46». Они преувеличивали хозяйственные трудности, пророчили гибель Советской власти и требовали свободы фракций и группировок, видя в этом единственный выход из создавшегося положения.

А тем временем Троцкий постоянно требовал и получал «огромные суммы на осуществление его главной мечты – разжигание мировой революции» (В.В. Карпов). И как утверждает Э. Саттон: «Советы вывозили русское золото сотнями, тысячами ящиков», а В.Г. Сироткин указывает к исходу 1921 года «большевики уже утратили 2/3 имевшегося у них золотого запаса» (И.Я. Фроянов).

Более того осенью этого 1923 года Троцкий чуть было не втянул СССР в войну с империалистическим Западом, требуя от Наркоминдела «сделать открытое демонстративное предложение польскому правительству о заключении договора (в связи с развивающими германскими событиями) о взаимном невмешательстве в дела Германии» и подготовил «проект приказа по армии по польскому вопросу (Ответ членов Политбюро ЦК РКП(б) на письмо Л.Д. Троцкого от 8 октября 1923 года).

И.В. Сталин совместно с членами и кандидатами в лены Политбюро в своём письме от 19 октября 1923 года идейно разгромили эту атаку троцкистов. Чрезвычайно важную роль в идейном разгроме троцкизма и защиты ленинизма сыграли лекции И.В. Сталина в Свердловском университете, изданные отдельно брошюрой «Об основах ленинизма».

В этой работе И.В. Сталин кратко и доходчиво изложил основные положения ленинского учения о диктатуре пролетариата, о крестьянском и национальном вопросе в период строительства социализма, о стратегии и тактике большевиков, о партии революционного типа, показал исторические корни и метод ленинизма, роль теории для коммунистического движения. Эта брошюра сыграла огромную роль в марксистском воспитании малограмотных рабочих и крестьян.

Но троцкисты не прекратили своей подрывной политики против линии партии, определённой её конференциями и съездами. Осенью 1924 года Троцкий опубликовал свою брошюру «Уроки Октября». В ней он пытался подменить ленинизм троцкизмом. Когда читаешь работы Троцкого, всегда поражаешься его умению наводить тень на плетень. Вот и в этой брошюре, вроде он горой за Ленина, а исподволь проводит мысль об особой роли Петроградского Совета, который Троцкий возглавлял с сентября 1917 года, в организации Октябрьской революции и, не приводя никаких доказательств, вбрасывает мысль, что Ленин считал необходимым начинать восстание с Москвы.

Партия была возмущена клеветой на Ленина, на партию, и на историю большевизма. Сталин в борьбе с троцкизмом видел основную задачу партии. Он говорил: «Не разбив троцкизма, нельзя добиться победы в условиях нэпа, нельзя

добиться превращения нынешней России в Россию социалистическую…»

И такой вывод был обоснован. Ибо Троцкий ещё в 1922 году в «Послесловии» к новому изданию своей брошюры «Программа мира» указывал, что «подлинный подъём социалистического хозяйства в России станет возможным только после победы пролетариата в важнейших странах Европы». Исходя из этого, Троцкий продвигает идею распространения революции на Запад («перманентная революция»).

Сталин в работе «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов» убедительно показал, что теория «перманентной революции» Троцкого противоречит ленинской теории пролетарской революции, и по сути является разновидностью меньшевизма и отрицанием возможности построения социализма в СССР.

Сталин в этой брошюре, критикуя взгляды Троцкого, писал: «До сего времени отмечали обычно одну сторону теории "перманентной революции" - неверие в революционные возможности крестьянского движения. Теперь, для справедливости, эту сторону необходимо дополнить другой стороной - неверием в силы и способности пролетариата России».

Вскоре и Зиновьев с Каменевым поставили под сомнение возможность победы социализма в одной, отдельно взятой стране. В заключительном слове по своему содокладу на XIV съезде ВКП(б) Зиновьев возмущается уверенностью делегата Курской губпартконференции построить социализм в единственной в мире советской стране и вопрошает: «Разве это ленинская постановка вопроса, разве здесь не отдаёт душком национальной ограниченности». Теоретические заблуждения Зиновьева Сталин полностью раскрыл в работе «К вопросам ленинизма».

XIV съезд ВКП(б) вошёл в историю как съезд индустриализации. Сталин настаивал на первоочередном развитии тяжёлой индустрии, и, прежде всего, производства средств производства. Но против этого выступили зиновьевцы: устами Сокольникова они предложили съезду свой план развития экономики СССР, который как две капли воды был похож на план американских экономистов, а именно: СССР должен быть аграрной страной, производящей сырьё и продовольстие, для вывоза за рубеж, а оттуда ввозить машины.

Сталин разоблачил планы зиновьевцев и делегаты съезда отвергли их предложения по закреплению промышленной отсталости СССР и закабалению его империалистическими державами. К несчастью через 60 лет оппортунистическое руководство КПСС приступило к осуществлению этого пронафталиненного плана, а постсоветские реформаторы не только разрушили всю промышленность, но и лишили страну продовольственной безопасности.

Невольно возникает вопрос почему «пламенные революционеры» Троцкий, Зиновьев и иже с ними после победы пролетарской революции начали борьбу с партией. Возможно, ответ кроется в том, что с 1920 года по 1925 год на их лицевые счета в банках Европы и Америки поступали крупные суммы в иностранной валюте (В.Ю. Катасонов. Экономика Сталина).

Весной 1921 года в американской газете «Нью-Йорк таймс» была информация о поступивших на счёта Троцкого, Зиновьева миллионов долларов и швейцарских фунтов (И.Бунич, В.Ю. Катасонов). С укреплением советской государственности, концентрацией власти у И.В. Сталина они поняли, что этими деньгами воспользоваться не смогут и начали борьбу.

На XV съезде ВКП(б) троцкистско-зиновьевская оппозиция была разгромлена идейно и организационно. Но эстафету борьбы с курсом партии подхватил Бухарин, о котором В.И. Ленин писал: «…он никогда не учился и, я думаю, никогда не понимал вполне диалектики». В отношении теоретических взглядов Бухарина В.И. Ленин, что они «с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским».

В речи «О правом уклоне в ВКП(б)», произнесённой в апреле 1929 года на пленуме ЦК ВКП(б), И.В. Сталин убедительно показал отход от марксистских позиций Бухарина и его единомышленников. Это Сталин показал на конкретных примерах: «Уничтожение классов путём ожесточённой классовой борьбы пролетариата - такова формула Ленина. Уничтожение классов путём потухания классовой борьбы и врастания капиталистов в социализм, - такова формула Бухарина. Что может быть общего между этими двумя формулами?»

Начавшееся обострение классовой борьбы правые объясняли исключительно аппаратным ошибками, которые сдерживали её затухание. Сталин указывал, что успехи социалистического строительства, вытеснение городской и сельской буржуазии из экономики озлобляет и увеличивает её сопротивление, что неизбежно приводит к обострению классовой борьбы.

После смерти Сталина многие его выводы о классовой борьбе при социализме и диктатуре пролетариата были отвергнуты партией по инициативе Хрущёва. В результате наследники свергнутых эксплуататорских классов при попустительстве властей занялись и развили «теневую экономику», превратив себя в скрытых буржуа.

Горбачёвская перестройка позволила выйти им из «тени» и открыла доступ в органы государственной власти. Объединившись в так называемые демократические организации, они начали борьбу за свои классовые интересы с советской властью и одержали победу. КПСС эту опасность не заметила, поскольку была разоружена теоретически.

Бухарин и компания требовали повышение цен на хлеб и свободу рыночных отношений. Сталин выступал против ликвидации регулирующей роли государства на рынке и полной свободы частной торговли. Горбачёвская перестройка доказала правомочность сталинских опасений.

Наиболее острые разногласия между группой Бухарина и линией партии были в крестьянском вопросе. Бухаринцы доказывали необходимость всемерного развития и укрепления индивидуальных крестьянских, прежде всего кулацких, хозяйств, считали, что столбовая дорога крестьян к социализму снабженческо-сбытовая кооперация. Они требовали снижения темпов индустриализации и сокращения финансирования капитального строительства.

Партия не поддержала предложения бухаринцев, и колхозно-совхозное производство обеспечило продовольственную безопасность страны. Сегодня мы видим возврат к идеям бухаринцев в годы перестройки и реформ под лозунгом «Фермер накормит страну» посадил нас на зарубежную продовольственную иглу.

Особое значение при строительстве социализма Сталин придавал вопросам повышения культурного и нравственного уровня трудящихся. Он говорил ответственным советским работникам: «Ты хочешь сделать передовой свою страну в смысле поднятия её государственности – подымай грамотность населения, подымай культуру своей страны – остальное приложится». В начале тридцатых годов он нанёс сокрушительный удар по окопавшимся в литературной и театральной среде троцкистам и направил советскую культуру на путь сохранения и развития русского и других народов национального самосознания.

Сегодня приходится лишь сожалеть, что теоретическое наследие И.В. Сталина после его смерти по указанию Хрущёва было спрятано в спецхран и было недоступно как коммунистам, так и широкой общественности, что привело к сползанию КПСС в оппортунизм и к гибели. Овладение коммунистами опыта борьбы Сталина с мелкобуржуазной идеологией не позволит КПРФ допустить соглашательство с антинародной властью и уйти с пути революционного преобразования общества.

 

Иван Стефанович Бортников – первый заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад»

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61