КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow РУССКОЕ ОБЩЕСТВО arrow Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя КРОО «Русское общество»:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя КРОО «Русское общество»:
24.02.2014 г.

СМЕРТЬЮ ТАКИХ НЕ ВЗЯТЬ!..

Ю.В. БОНДАРЕВ – СОВЕСТЬ РУССКОГО НАРОДА

Написанное должно стать не только

твоей правдой, но и правдой всех.

Ю.В. Бондарев

«Оборона гуляет в полях.// Волжский выступ висит на соплях,// На молочных костях новобранцев…», так трагически и с глубокой печалью выразил в стихах советский русский поэт Юрий Кузнецов положение у Сталинграда осенью 1942 года. Вот в это жуткое пекло, кромешный ад и прибыл вместе с товарищами по училищу восемнадцатилетний младший лейтенант Юрий Бондарев в качестве командира миномётного расчёта. Вчерашние десятиклассники, их «закружила вьюга фронтовая» и «по фронтам разбросила война». 

К большому сожалению многие из них не вернулись домой, навек оставшись молодыми. Это о них спустя много лет Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в беседе с К.М. Симоновым с болью вспоминал, что ему часто приходилось видеть как солдаты, в основном молодые люди, поднимаются в атаку, у них впереди целая жизнь, а в атаке их ожидала только стена смертоносного свинца, но они бесстрашно бросались ей навстречу.


Юрий Васильевич Бондарев прошёл военными дорогами от Волги до Польши и Чехословакии, был не однажды ранен, контужен, обморожен. Не случайно на груди его наряду с другими наградами сияют наиболее почитаемые среди фронтовиков две медали «За отвагу». Он вместе с товарищами по оружию участвовал в таких решающих кровопролитных сражениях как ликвидация угрозы прорыва танковыми армадами Манштейна «Сталинградского котла» и в форсировании Днепра, освобождении Киева. Очевидно, в эти страшные мгновения, длящиеся не одни сутки, когда смерть буквально витает над твоей головой, Ю.В. Бондарев осознал, что высшим смыслом существования человека на Земле является борьба со Злом и утверждение царства Добра.

После демобилизации Ю.В. Бондарев учился в Литературном институте им. М. Горького, а затем занимался писательской и общественной деятельностью. В большую литературу он вошёл как один из ярких представителей «прозы лейтенантов», с беспощадной искренностью, изображающий окопную правду о своих однополчанах. Именно в окопах под грохот снарядов, визг бомб и свист пуль одни проявляют свои лучшие нравственные черты, а другие, которых единицы, но они, к сожалению, есть, проявляют - всю мерзость своей души.

Уже в своих ранних произведениях Ю.В. Бондарев пытается раскрыть диалектику души своих героев, милых его сердцу артиллеристов, ярких представителей святого поколения, поколения, многие из которого стали вечно живыми. Он убедительно показывает, что как для бойца, так и командира в бою главное сила духа, его уверенность в правоте своих действий, его верность приказу: «Стоять насмерть. Ни шагу назад!»

Сам Ю.В. Бондарев остаётся верен этому приказу всю жизнь. Феликс Кузнецов назвал его «протопопом Аввакумом нашей литературы,.. неукоснительно хранящим верность жизненным принципам и идеалам, выдержавшим испытание Великой Отечественной войной». Всю жизнь он стойко стоит на страже социалистических ценностей и нравственности в обществе.

Именно он с трибуны XIX конференции КПСС задал лукавым «прорабам перестройки» вопрос: «Можно ли сравнить нашу перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка?» И как он был прав. Именно эта его правота буквально взбесила перестроечных мосек. Но он оставался верен себе. И через два года спросил в лоб главного перестройщика, иуду-Горбачёва: «Нечего морочить голову друг другу, а нужно сказать точно, чтобы все это знали». Так прямо и жёстко может спросить лишь честный и мужественный человек.

Вспоминаю как на совместных пленумах ЦК и ЦКК Компартии РСФСР, коих был участником, Ю.В. Бондарев подходил к микрофону, стоящему в зале, кратко и обосновано высказывал критические замечания в адрес руководства КПСС, оживляя атмосферу заседания. Его выступление было как дуновение свежего ветра среди тягомотины горбачёвских партаппаратчиков. А как красиво он смотрелся: коренастый, широкоплечий, взгляд его излучал тёплую доброжелательность и мудрость. И казалось, что он снова стоит «на огненной черте»…

Не случайно он был среди тех, кто в июле 1991 года подписал «Слово к народу», но к большому несчастью народ тогда оказался глух к тревожному призыву советских русских патриотов. В марте 1994 года Ю.В. Бондарев отказался получать орден из рук разрушителей Советского Союза, во весь голос, заявив об этом, и телеграммой известив «всенародноизбранного, никогда непросыхающего».

 

Но вернёмся к литературной деятельности Ю.В. Бондарева. Война не отпускает его всю жизнь. Его волновала судьба однополчан со школьной скамьи ринувшихся в бой и после окончания войны в мирную жизнь вошедших без какой-либо профессии. А за плечами уже 21 год. Два романа он посвятил этим людям: «Тишина» и «Непротивление». Как и в предыдущих повестях, да и в последующих романах Ю.В. Бондарев исследует художественным способом диалектику противоречия «Быть» и «Казаться» в жизни.

Сергей Вохминцев в «Тишине» и Александр Ушаков в «Непротивлении» исповедуют в жизни принцип «Быть», хотя судьба, сложная и драматичная, у них сложилась по-разному. Вохминцев поступает в институт, где встречается с бывшим однополчанином Уваровым, из-за трусости которого погибла батарея, и под трибунал пошёл оклеветанный им ни в чём неповинный человек. Такой подлости Вохминцев не может простить Уварову, который теперь пятёрочник и член партбюро. Но и Уваров затаил злобу и вместе с таким же чёрствым бездушным бывшим фронтовиком Свиридовым он по надуманным обстоятельствам добивается исключения из партии Вохминцева. Но Вохминцев умеет держать удар и по совету декана факультета уезжает работать на шахту, где и доказывает свою правоту честного человека. Уварова и Свиридова, которые сами себе казались принципиальными коммунистами, автор из дальнейшего повествования выбрасывает, как ненужный хлам.

Александр Ушаков, прошедший всю войну полковым разведчиком, не нашёл сразу своего места в жизни и вскоре оказался в круговороте обыденной в те годы жизни Замоскворечья, в которой ему пришлось столкнуться с уголовщиной, сросшейся с сотрудниками милиции. Он вступает в борьбу с этой нечистью, и, совершая смертельный самосуд над уголовниками, умирает сам от гангрены. Через образы героев этих романов автору удаётся раскрыть всю сложность и противоречивость послевоенной эпохи.

 

Но главной книгой Ю.В. Бондарева становятся его последние работы связанные одной общей идеей и раскрывающие нравственную суть особого социального слоя – творческой интеллигенции. Думается, неспроста он обратился к этой теме. Ведь вождь мирового пролетариата называл интеллигенцию мозгом нации. Правда, известно и другое его определение интеллигенции. А вот Сталин, как всегда логически безупречен, в беседе с Г. Уэллсом заявлял: «Роль интеллигенции я не недооцениваю, ее роль я, наоборот, подчеркиваю. Дело только в том, о какой интеллигенции идет речь, ибо интеллигенты бывают разные. (…) Интеллигенция может быть сильна, только если соединится с рабочим классом. Если она идет против рабочего класса, она превращается в ничто».

Вот об интеллигенции, интеллигенции разной последние работы Ю.В. Бондарева. К большому сожалению и стыду автор этих строк не знаком с романом «Без милосердия» вышедшим в 2004 году, поэтому о нём промолчим. А вот романы «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» и «Бермудский треугольник», несмотря на то, что в них действуют разные герои, составляют единую целостную пенталогию о жизни советской творческой интеллигенции.

В центре этих книг стоит одарённая, талантливая, самобытная, самокритичная личность. Это писатель Никитин («Берег»), художник Васильев («Выбор»), кинорежиссер Крымов («Игра»), ученый Дроздов («Искушение»), живописец и ваятель Демидов («Бермудский треугольник»). Все они достигли значительных успехов и получили признание не только на Родине, но и за рубежом. Но это ищущие люди, с обострённым чувством совести, остро осознающие боль других и боль общества в целом и ощущающие собственную вину за все человеческие невзгоды.

Никитин, Васильев и Крымов прошли войну со всеми непростыми её коллизиями и получили фронтовую закалку, но нравственным принципам верны и Дроздов, и Демидов. И они поистине являются мозгом нации и страдающей совестью нации, и душой нации. К ним и автору, создавшему эти литературные образы, можно сказать словами Н.Г. Чернышевского: «…да, недурные люди. Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. (…) … это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

 

Именно они остро чувствуют духовный кризис советского общества, омещанивание советского человека и, прежде всего, из среды творческой интеллигенции. Они ежедневно вынуждены вести нелёгкий бой с чиновниками от культуры, бездарными, но подхалимствующими коллегами, этакими «маленькими человечками». И эти «маленькие человечки» становятся хозяевами положения, ибо они не останавливаются ни перед чем. Это они уверены в том, что «Христос, увы, архаичен. Антихрист ходит по земле уже без маски».

О борьбе честных учёных и патриотов Дроздова и Тарутина с теми, кто именем социализма, именем Советской власти уничтожал и социализм, и Советскую власть, и среду обитания советского народа, роман Ю.В. Бондарева «Искушение». Он его писал в годы перестройки, когда политические, социальные и нравственные проблемы в обществе переросли в кризис системы. И писатель точно определил пульс эпохи, показал откуда идёт главная опасность. Верхи властной системы захватили временщики без роду, без племени. Среди них и ответственный работник Госплана, академик, близкий друг генерального секретаря, и вице-президент Академии наук, и заведующий отделом науки ЦК. У каждого из них «равнодушие ко всему на свете, кроме удобства для своего зада. Ради этого он продаст и предаст не только родную землю и свою нацию, но и весь мир».

И если в предыдущих работах Ю.В. Бондарева «антихрист без маски ходил по земле», то в «Бермудском треугольнике» антихрист правит бал. Именно с последствий изуверской кровавой бойни в октябре 1993 года начинается повествование этого романа. Наряду со старыми советскими интеллигентами, интеллигентами, выросшими в годы сталинской культурной революции, сохранившими социалистические ценности художниками Демидовым и Караваевым, главными действующими лицами становится другое поколение интеллигентов, сформировавшееся в годы кризиса советской системы.

И это новое поколение, за исключением единиц (Андрей – внук художника Демидова) утратило подвижнические стремления, превратилось в обывателей. Но зато всевозможные уваровы, молочковы и иже с ними в постсоветское время стали антихристами во плоти, они выведены Ю.В. Бондаревым в образе Спирина. Это страшный человек, он полностью во власти «жёлтого дьявола», кроме которого у него нет ничего святого. Вот только некоторые штрихи к его портрету. Это циничный, подлый, коварный тип, который прежде чем убить беззащитную жертву долго наслаждается её мучениями, нанося огнестрельные раны в конечности. Но он рядится в тогу отзывчивого человека, готового якобы бескорыстно оказать помощь бывшему однокурснику, имею целью завладеть его квартирой и картинами деда. Да он ещё не власть, но именно он управляет нынешней властью.

 

Роман Ю.В. Бондарева «Бермудский треугольник» - это роман-предупреждение всем нам, что наше общество на грани озверения человечества в целом и этого нельзя допустить. А ещё Ю.В. Бондарев написал и опубликовал много миниатюр, искренних размышлений о человеческом бытие, о нравственных ценностях личности. Они – это своеобразная исповедь талантливого писателя, Человека с большой буквы.

15 марта исполняется 90 лет со дня рождения и 65 лет литературной деятельности Юрия Васильевича Бондарева, знаменитого русского советского писателя, Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР имени М. Горького. Накануне этого события региональное отделение ВСД «Русский Лад» – КРОО «Русское общество» провело в Государственной универсальной научной библиотеке читательскую конференцию по его книге «Горячий снег». Вела читательскую конференцию А.П. Елесина – заместитель председателя общества.

Гостиная началась просмотром видеоролика танкового сражения зимой под Сталинградом и прослушиванием песни «Горячий снег» на слова М. Львова в исполнении народного артиста СССР Юрия Гуляева. Ребята были просто поражены и видео и песней. Надо сказать, что они прочувствовали и прониклись содержанием романа и уверенно освещали отдельные эпизоды. В этой гостиной было много мальчиков, впервые участвующих в ней. Ребят основательно подготовили преподаватели С.С. Аверина, Е.Ю. Андрианова, В.К. Зинчук, В.А Каверзина, С.В. Камина, Н.О. Кириллова, Непомнящих, Т.Н. Осипкина, Н.С. Плотникова, С.В. Попова, за что им большая благодарность.

Учащиеся школы №85 Валерия Ширяева, Надя Чориева, Тоня Вольвакова, Ганджина Алимова, Андрей Попов, Сиявуш Худоногов, Настя Лудищева и Настя Дмитриенко представили прекрасные рисунки на сюжеты романа «Горячий снег».

Обобщённую характеристику положения в районе Сталинграда в момент попытки прорыва танковой армады к окружённой трёхсоттысячной группировке фашистов, описанного в романе, обстоятельно дала Катя Катышева (школа №145).

А Даша Бурей и Настя Крылова (Школа №85) рассказали о том, как в критические моменты сражения действовал штаб армии, как осуществляли руководство боем на наблюдательном пункте дивизии. Чуть позже они подробно рассказали о прошлой жизни героев романа, и как это повлияло на их поведение во время сражения. О солдатской дружбе и взаимовыручке артиллеристов батареи в бою «под перекрёстным артогнём» рассказал Илья Мыльников (школа №91).

Образы генерала Бессонова, лейтенантов Кузнецова и Дроздовского, медсестры Зои Елагиной раскрыли учащиеся школы №145 Никита Мальцев, Никита Линдеман и Андрей Дятлов. Взаимоотношениям этих героев посвящены лирические страницы романа, но они неразрывно связаны с батальными сценами.

Хоть и пушки гремят, а от любви сердца молодых не могут уйти. В начале романа Зоя увлекается обладающим хорошей выправкой и пышущим отличным физическим здоровьем лейтенантом Дроздовским и даже вступает с ним в близкие отношения. Но характеры людей в критических ситуациях познаются быстро и Зоя, с нежной и чувственной душой, видит, что Дроздовский чёрствый эгоистичный человек, ему от неё нужна лишь телесная близость. Да и весь бой Дроздовский просидел в блиндаже у рации.

И на марше, и в бою Кузнецов проявляет лучшие качества советского командира, у него ко всем ровное, уважительное отношение, он понимает и принимает человеческие слабости. Но он требователен, справедлив, и не лебезит перед начальством, умеет постоять за себя и за своих подчинённых. Поэтому нежное сердце Зои, пережившее харьковскую катастрофу, выход из окружения, остро страдающее за оставленных тогда раненых, потянулось к Кузнецову и нашло взаимный ответ. Но смерть Зои жестоко прервала их любовь.

Рассматривая конфликт между Дроздовским и Кузнецовым, Никита Мальцев сделал вывод, что первый из них есть воплощение Зла, а второй – Добра. С такой трактовкой Дроздовского не согласилась Сима Зинчук, её поддержала Н.С. Плотникова. Они считают, что Дроздовский просто эгоист и карьерист, а то, что по его вине гибли люди, так ведь война. Автор этих строк поддержал Никиту, ибо из-за стремления выслужиться Дроздовского бессмысленно погибли орудийные расчёты лейтенанта Давлатяна. Дроздовский послал на верную смерть Сергуненкова, да и Зоя получила смертельную рану из-за его неумения ориентироваться на местности. И уж совсем не красит мужчину, когда он в порыве злобы обзывает женщину подлыми словами. Так что все компоненты Зла в действиях Дроздовского есть.

Саша Курпишёв из школы №91 попытался представить бой на южном берегу реки Мышкова глазами лейтенанта Кузнецова. Он показал, как в смертельно опасной обстановке Кузнецов и Уханов, два совершенно разных человека, становятся друзьями и, сжав зубы, вместе с бойцами выдерживают «атаки яростные те», когда горели и металл, и земля, и на них сыпались и взрывались бомбы и снаряды, ползли изрыгая смерть бронированные чудовища, организовали оборону и выстояли, разбили врага.

В 91-й школе учится Илья Кудашкин - внук одного из тех, кто грудью встал на пути танков Манштейна. Илья помнит своего деда и гордится им. Он написал сочинение о подвиге деда, начав его словами известной песни: «Артиллеристы, Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовёт Отчизна нас …» Орудийный расчёт И.И. Лихачёва в том бою отбил 30 контратак и подбил 15 танков. Их девизом в бою было: «Ни шагу назад! С поля боя уходят только мёртвые». Из всего расчёта в живых осталось только двое. И он по праву считает своего деда прототипом героев «Горячего снега».

Киюцина Настя из школы №85 великолепно, выразительно и артистично прочла стихотворение «Мальчики». Даша Бурей из той же школы исполнила а капелла «Майский вальс» «Весна сорок первого года…».

Н.С. Плотникова, учительница Санаторной школы вместе со своими учениками подготовила обстоятельный анализ романа. Она обратила особое внимание на облик войны, показав его и в стратегическом плане, и личные переживания героев романа.

Образ командарма Бессонова, человека нелёгкой судьбы, вынужденного ради спасения Родины посылать на верную смерть ровесников своего сына, пропавшего без вести на Волховском фронте, раскрыли Маша Храмченко и Вероника Шкилёва (школа №66). Находясь на НП дивизии, он видел гибель многих бойцов и, каково же было его удивление, когда утром после кровопролитного сражения, когда казалось, что в течение дня на поле боя развёрся ад, поднявшийся из преисподней, и там никому не суждено было уцелеть, стреляло орудие. Этот суровый, немолодой человек, страдая от боли в раненой ноге, идёт к уцелевшим бойцами и, вручая ордена Красного Знамени, говорит: «Спасибо за подбитые танки. Всё, что могу…»

Катя Третьякова и Алина Редько из школы №47 рассказали о том, как в бою люди проверяются на человечность. А Сима Зинчук и Ольга Тимошкина обратили внимание на то, что автор назвал свой роман так потому, что лейтенант Кузнецов снег почувствовал горячим от своих слёз, которыми он оплакивал свою первую любовь – погибшую Зою Елагину, мечтавшую после войны народить десять ребятишек.

К участникам гостиной обратился Н.Я. Бондарев, детские годы проведший в партизанском отряде. Он рассказал о жизни и делах партизан, о зверствах фашистов. Алла Петровна тепло поблагодарила его и вручила ему красные гвоздики.

Поэты из литературного объединения «Светоч» Л.Э. Мыльникова и В.И. Семёнов прочли свои стихи. Ветеран труда Л.Т. Супруненко поблагодарила учащихся и напомнила, что в марте этого года исполняется 70 лет со дня подвига нашего земляка Героя Советского Союза И.А. Борисевича.

Итоги обсуждения учениками книги Ю.В. Бондарева «Горячий снег» обобщил ваш покорный слуга, обратив внимание, что талант писателя позволил в описании двухдневного боя на острие главного удара в полном объёме показать «мужество солдатское и волю». Да, вчерашние мальчишки устояли перед напором бронированных фашистских чудищ. И такие подвиги советские солдаты совершали в годы войны многократно.

В.К. Зинчук зачитала обращение к юбиляру с поздравлением с 90-летием со дня рождения и пожеланиями крепкого здоровья и многих лет жизни, которое единодушно было одобрено всеми участниками гостиной.

Со словами благодарности к учителям и ученикам обратился председатель регионального отделения ВСД «Русский Лад» В.С. Бедарев. Он отметил, что в романе правдиво описана одна из драматических страниц Великой Отечественной войны. Показано высокое чувство долга и стойкость воинов Красной Армии, недрогнувших и выстоявших в нечеловеческих условиях суровой борьбы. По традиции он вручил участникам гостиной благодарственные письма.

Воспроизводство видео и звукозаписи осуществлял О.Г. Колесников. Фотографирование эпизодов гостиной вели С.В. Рязанов . Им выражаем искреннюю благодарность.

 

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя КРОО «Русское общество» - отделения ВСД «Русский Лад»

Фото С.В. Рязанова

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61