КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow История вновь поставила народы нашей Родины перед тем же выбором, что и в 1917-м, и в 1941-м годах
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

История вновь поставила народы нашей Родины перед тем же выбором, что и в 1917-м, и в 1941-м годах
10.01.2014 г.

РОССИЯ В ЖЕРНОВАХ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(По книге Г.А. Зюганова «Глобальное порабощение России, или «Глобализация по -Американски»).

В постановлении XV Съезда КПРФ сказано:

«В мире происходят масштабные экономические, социальные и политические изменения. Капитализм вошёл в стадию обострения системного кризиса. Возрастает его агрессивность на международной арене. Формируются условия возникновения глобального военного конфликта.

Россия подходит к серьёзным испытаниям в крайне ослабленном состоянии. В результате капиталистического реванша страна превращена в сырьевую колонию, подчинена мировой олигархии

В условиях кризиса глобального капитализма и быстрых перемен для достижения программных задач партии особенно необходимы глубина политического мышления, идейное и организационное единство…»

Сегодня мы рассмотрим вопрос, что представляет собой империалистическая глобализация, каковы перспективы существования России в современном мире, как независимого государства, какова альтернатива глобализации по-американски.

Что несёт с собой империалистическая глобализация?

Не так давно весь мир вступил в новое качество, существенно изменившее всю систему мировых связей и отношений. Человечество переживает период интенсивного формирования новых общемировых экономических, политических и культурных систем, далеко выходящих за рамки отдельных государств. Отсюда и вошедший в повседневный обиход термин «глобализация».

Это слово получило широкое распространение из-за своей политико-экономической нейтральности. Оно допускает самые разнообразные, часто противоположные трактовки. В мире нет единства в оценке сущности и последствий глобализации.

Сторонники глобализации приветствуют «новый мировой порядок», якобы несущий человечеству невиданное доселе благоденствие: повышение уровня жизни, широкий и свободный доступ к информации, улучшение взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями. Людям обещаются мир и безопасность, чуть ли не коммунизм, только на рыночной основе.

Противники нового мироустройства говорят о «мондиализме», «мировом заговоре» и даже о наступлении апокалиптического «Царства Зверя», в котором не останется места для Человека, его национальной, культурной самобытности, духовных идеалов.

Непреложным фактом является то, что всё больше углубляется пропасть между развитыми капиталистическими странами-эксплуататорами и угнетенными странами-пролетариями, которым уготована участь сырьевого придатка для «золотого миллиарда».

Прибегая к прямой агрессии против «непокорных», разжигая по всему миру межэтнические и межконфессиональные конфликты, Запад развязал новую, «ползучую», мировую войну, в которой уже погибли миллионы людей.

Земная экология приносится в жертву интересам капитала. Раскрученная эгоистичная сверхпотребительская гонка, поглощая все больше природных ресурсов, ведет к необратимым изменениям окружающей среды с катастрофическими последствиями.

Страдает и духовная сфера. Люди испытывают страшный напор средств массовой информации, монополизированных крупным капиталом. Их атакует низкопробная масскультура с культом насилия и разврата. Под видом «свободной циркуляции идей и информации» осуществляется политика информационно-культурного империализма.

Манипуляция сознанием и чувствами людей, их интересами и потребностями, принудительная унификация духовного мира на самом низком и примитивном уровне превращают человечество в бездумную и покорную массу.

Значительная часть населения планеты продолжает жить в нищете: по данным ООН, в мире около 1,5 миллиарда человек голодающих. От голода ежедневно погибают более 25 тысяч человек, большая часть страдающих от недоедания - дети.

Глобализация и глобализм.

Что же кроется за термином «глобализация»?

Если исходить из буквального значения слова, то «глобальный» - это «объемлющий всю планету». Но в тени остаются существенные реалии.

Например, термин «глобальный» сводит социальные противоречия к противоречиям географическим: мировые противоречия «разверстываются» по координатам «Запад — Восток» или «Север — Юг». При этом их сущность заведомо упрощается, им придается как бы «вечный» и безальтернативный характер.

Глобализм и глобальность — явления не однопорядковые. Глобальный характер имеют многие природные процессы на Земле, изучаемые естественными науками: геологией, географией, метеорологией, экологией и другими.

Однако естественные науки не раскрывают сущность и специфику общественной формы движения. Эти науки не могут ответить на вопросы, является ли глобализация объективным, необходимым и неизбежным процессом, каковы его движущие силы.

Если исходить из факта неуклонного расширения масштабов человеческой деятельности, вряд ли можно считать процесс глобализации качественно новым явлением в жизни общества. Глобализация началась от начала человеческой истории: расселение первобытных племен по всему земному шару - один из первых ее шагов.

Глобализация в более конкретном смысле есть процесс развития мирового хозяйства, в котором экономика отдельных стран составляет лишь звено единого мирового целого. Этот процесс основывается на углубляющемся международном разделении труда. Его путь пролегал через завоевательные войны, синтез культур, образование и распад рабовладельческих империй.

Следующим этапом глобализации стало развитие мирового рынка на базе уже капиталистического способа производства, в условиях свободной конкуренции. Этот этап тоже сопровождался завоевательными войнами, взаимопроникновением культур и образованием колониальных империй: британской, французской, испанской, португальской, голландской и т. п.

Характеристику этого этапа дали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Коммунистическом манифесте». Они писали: «Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это, в свою очередь, оказало воздействие на расширение промышленности, и в той мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от Средневековья… Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продукции гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи».

Маркс указал и на явление духовной, культурной глобализации: «Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более невозможными…»

Третий этап глобализации проходил уже на базе монополистического капитализма, который был определен В. И. Лениным как империализм. Его основные признаки: перерастание конкуренции в монополию; сращивание промышленных монополий с банковскими и образование финансового капитала; экспорт капитала и образование международных монополий; завершение территориального раздела мира и начало борьбы за его передел.

Нынешний этап глобализации является стадией в развитии империализма, которая сопровождается дальнейшим обострением присущих ему противоречий:

- человечество достигло такой ступени развития, когда неконтролируемый рост хозяйственной деятельности, а также перенаселение Земли привели к антропогенной перегрузке планеты;

- резко усилились противоречия социально-экономического характера; растёт отрыв уровня развития процветающего «золотого миллиарда» от погружающегося в нищету большинства обитателей нашей планеты.

Потому сегодня нужно говорить не о глобализации вообще, а о современном этапе глобализации — глобализме.

Понятие «глобализация» соотносится с понятием «глобализм» примерно как «империя» с «империализмом». Империи существовали несколько тысяч лет назад, а империализм как особая стадия капитализма возник лишь на рубеже XIX–XX столетий. Так и глобализация сопутствует всей истории, а глобализм, как новая стадия капитализма, стал реальностью на рубеже XX–XXI веков.

Современная эпоха отличается тем, что экстенсивные формы глобализации явно приблизились к своему логическому завершению. Развитие «вширь» практически закончилось, наступает эпоха развития «вглубь».

Качественный перелом в развитии человеческой цивилизации.

Глобализация переходит в интенсивную фазу. Множатся именно глобальные проблемы, разрешить которые уже нельзя силами отдельных государств, для этого требуются совместные усилия всего человечества. Это проблемы сохранения окружающей среды, обеспечения продовольствием растущего населения, поиска новых источников энергии, сохранения мира и выживания человечества в ядерную эпоху.

Мы живем в эпоху гигантского ускорения мировых интеграционных процессов. Главным ускорителем стала «информационная революция». Благодаря современным информационным сетям многие экономические, политические, культурные события в любой точке земного шара практически мгновенно влияют на дела во всем мире. Ускорилась оперативность принятия управленческих решений и их реализации. Возникла техническая возможность глобального управления.

Таким образом, наблюдается объективная потребность во всемирном Центре политического и экономического регулирования и формируются материально-технические возможности возникновения и функционирования подобного Центра.

Назрел качественный перелом в развитии человеческой цивилизации . Для него практически все готово:

- человечество отныне может развиваться только как целое, иначе не справится с проблемами;

- человечество в принципе уже может сознательно и планомерно управлять этим развитием;

- уровень современной техники позволяет решать самые сложные задачи, которые могут возникнуть на этом пути.

Глобализация стала обретать свои реальные черты, свой реальный облик только тогда, когда образовались мощные компьютерные системы, когда стало интенсивно формироваться единое информационно-финансовое пространство. Это 90-е годы XX века. В этом смысле глобализация — явление новейшего времени, которое находится в процессе становления и развития.

Цель глобализации по-американски.

Капитализм демонстрирует полную неспособность обеспечить человечеству мир и спокойствие. Внутренние противоречия «нового мирового порядка» обостряются, и он стремительно перерастает в новую мировую войну.

В эпоху «глобализации по-американски» стирается грань между насильственными и ненасильственными методами империалистической политики. Крупная международная финансовая спекуляция уносит не меньше жизней, чем атомная бомбардировка. Однако ее организаторы («финансовые алхимики», по выражению международного спекулянта Сороса) не только не объявляются военными преступниками, но считаются уважаемыми людьми и претендуют на роль учителей человечества.

Известный русский ученый-патриот А. А. Зиновьев вспоминал: «Незадолго до своего возвращения в Россию я встретил одного из известных деятелей "холодной войны". И он мне прямо сказал: "Мы вас, русских, уничтожим — но только гуманными методами"».

Становится очевидным, что ключевые задачи творцов «нового мирового порядка» следующие.

1. Добиться открытого, юридически закрепленного выстраивания мира в «пирамиду подчинения». На вершине ее будут находиться США, рядом, но чуть ниже, их союзники, а в самом низу — государства «третьего мира». Там же отводится место России и другим постсоветским странам.

2. Создать уже не теневую, а открытую наднациональную структуру власти, подчиненную США. Власти по сути диктаторской, враждебной миллиардам жителей планеты.

3. Установить контроль над мировыми источниками энергии и сырья. Подчинить себе финансовую систему, и взять в свои руки всю экономику планеты.

4. Осуществить военный разгром стран, пытающихся защищать свои национально-государственные интересы. Расправиться с лидерами, которые противостоят американской гегемонии.

5. Жестко контролировать информационные потоки. Навязать миру свою систему ценностей. Подавить всех инакомыслящих, причисляя их к террористам.

6. Полностью и окончательно блокировать Россию как силу, способную противостоять таким планам. Сделать это, в том числе, за счет военного присутствия НАТО на территории бывших республик СССР. Воспрепятствовать геополитическому и национальному возрождению постсоветского пространства.

7. Запустить «качели террора», создав атмосферу страха и отчаяния. Лишить тем самым человечество воли и способности к борьбе за свои права, за лучшую жизнь.

Цель глобализма ясна — пройтись асфальтовым катком по всем национальным различиям , привести все и вся к единым стандарту и знаменателю. Вместо сближения и взаимообогащения стран и народов — полный слом.

Объективность и субъективность глобализации.

Глобализация - это объективный процесс, сопровождающий человечество на всем протяжении истории. Но вместе с тем это процесс общественный, протекающий во взаимоотношениях индивидов, социальных групп, классов, наций, цивилизаций. Он связан непосредственно с их целями и интересами. И это диктует особую методологию его изучения, овладеть которой можно лишь обратившись к классическому марксистско-ленинскому теоретическому наследию.

Марксист, писал Ленин, « не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость ».

Развивая этот тезис, Ленин пришел к выводу огромной принципиальной важности: пути реализации исторической необходимости «по природе своей» многообразны. История задает преимущественно вопрос не о том, «быть или не быть», а о том, «как именно быть». Она не знает однозначного, заранее жесткого предопределенного развития событий. Одному и тому же объективному процессу могут давать содержание разные общественно-экономические формации. Одну и ту же необходимость могут определять разные классы и социальные группы. И в зависимости от этого крупнейшие общественные проблемы могут разрешаться разными путями. Общественная борьба ведется из-за того, какой именно из этих путей развития возобладает.

Что такое современные глобальные проблемы — явление, возникшее из «прогресса вообще», или оно связано с вполне определенными общественными отношениями? Этот вопрос тщательно обходится и замазывается буржуазными теоретиками глобализации.

Откуда, например, происходит хищнический, расточительный характер современного индустриального производства, ведущий к ресурсному и экологическому кризису? Присуща ли эта особенность «производству вообще» или она вытекает из подчинения материального производства рыночным законам извлечения максимума прибыли, законам накопления капитала, не знающего пределов в своем стремлении к возрастанию?

Глобальные проблемы — общие для всего человечества. Однако порождены они не всем человечеством, взятым как целое, а конкретной социально-экономической формацией — капитализмом, группой наиболее развитых капиталистических стран. Так возникает дилемма. Либо все человечество должно отдуваться за капитализм, решая за свой счет его проблемы, либо сам капитализм превратится для человечества в проблему, угрожающую его благополучию и даже существованию.

Альтернатива империалистической глобализации.

Альтернатива в том, что западная модель производства и потребления должна быть преодолена. Общественный прогресс должен обрести качественно новое измерение. Вариантов развития, обусловленных противоположными социально-классовыми интересами всего два.

Первый - это ограничение и даже прекращение роста мировой экономики. Это увековечивание деления человечества на «золотой миллиард» и эксплуатируемую им периферию, установление глобального господства развитых капиталистических стран с помощью «нового мирового порядка».

Второй - предполагает неуклонное повышение уровня благосостояния всего населения Земли при сохранении глобального экологического равновесия на основе качественного изменения производительных сил, способа производства и потребления, гуманистической переориентации научного и технологического прогресса.

История политической борьбы ХХ века продемонстрировала, что интеграция человечества может происходить в двух разных формах - в форме империалистической глобализации и в форме социалистической интернационализации. Они противоположны друг другу практически во всех сферах общественной жизни: в экономике, в политике, в международных отношениях, в государственном строительстве, в жизни наций, в науке и культуре.

Соперничество этих двух форм (тенденций) и образует ключевое содержание современного исторического процесса. Начало новой альтернативы было положено победой Великой Октябрьской социалистической революции в России. Она открыла человечеству перспективу пути в социалистическом, коммунистическом направлении.

Таким образом, глобализация — процесс неоднозначный и многовариантный.

Между империалистическим глобализмом и социалистическим интернационализмом есть существенная, принципиальная разница. Ибо глобализм строится на всевластии капитала, а интернационализм — на всевластии труда.

Капиталу в принципе безразлично, благодаря какому именно виду труда он возрастает — производству лекарств или фабрикации наркотиков. Поэтому историческое противостояние труда и капитала имеет очень глубокий сущностный характер и охватывает не только экономические, но практически все важнейшие аспекты человеческой жизни.

Глобализация несет в себе зародыш, материальную возможность перехода к новому, более справедливому общественному укладу. Но чтобы эта возможность превратилась в действительность, ее надо освободить от капиталистической общественной оболочки.

И глобализация, и интернационализация — суть пути объединения человечества, сближения народов, государств, экономик, культур. Но интернационализация - это объединение в интересах всего трудящегося человечества, в интересах равноправного самобытного развития народов, повышения их благосостояния, взаимообогащения культур. А глобализация — это объединение в интересах «золотого миллиарда», направленное против интересов большинства человечества, против самобытного развития народов.

Россия на пути глобализации по-американски.

Уже очевидно, что Россия не устраивает архитекторов «нового мирового порядка» не только как главный носитель альтернативного капитализму социалистического пути развития, но и значительно шире — как древняя самобытная цивилизация, со своей самостоятельной системой духовных, нравственных, общественных и государственно-политических ценностей.

Одним из основных препятствий на пути глобализации по западному рецепту стратеги НМП считают русский народ с его тысячелетней историей, национальными качествами соборности и державности, с его глубокой верой и отторжением торгашеских приманок буржуазного либерально-демократического «рая».

Поэтому понятия «цивилизация», «геополитика», «национальная самобытность», «традиционные ценности», «религиозные святыни», «культурно-исторический тип», «соборность», «державность» и многие другие, должны стать для нас столь же привычными и бесспорными, как классические понятия «производительные силы», «классовая борьба» или «общественно-экономическая формация».

Только тогда мы сумеем создать серьезную научно-методологическую базу, соответствующую реалиям современного мира и способную стать мощным орудием подготовки стратегии возрождения Великой России.

Тогда станет ясно, что в конце XX века произошло не крушение социализма как такового, а распад одной из его конкретно-исторических форм, оказавшейся излишне монополизированной и догматизированной, потому плохо приспособленной к решению задач в условиях стремительных мировых перемен. Более эффективная форма социализма уже вызревает, несмотря на яростное сопротивление гонителей.

Синтез ленинской методологии и наследия лучших отечественных мыслителей должен стать основой современного русского социализма и залогом возрождения великой социалистической державы.

Жесткий выбор.

Либо «новый мировой порядок», транснациональная диктатура, держащая четыре пятых населения земли в экономической и духовной резервации, либо переустройство на социалистических началах - таков выбор. На острие этого выбора находится сегодня Россия. Как и в начале XX столетия в ее судьбе скрестились общемировые противоречия.

Единой, сильной и самобытной России нет места в империалистической схеме глобального мироустройства. Не случайно она оказалась сегодня в эпицентре очередного передела мира. В Россию вцепились мертвой хваткой самые темные силы мира. Её ждут новые испытания, горести и беды, а в случае победы глобализма - исчезновение с исторической арены, культурная деградация, духовное вырождение, демографическая катастрофа и национально-государственный распад.

Тяжело наблюдать, как страна все активнее втягивается в процессы глобализации. Пока от ее пагубных последствий нас еще как-то спасает запас прочности, сохранившийся с советских времен. Но он уже практически исчерпан.

Предстоит настоящая «борьба миров», в которой исконный «русский мир» - мир идеалов и святынь, мир многовековой духовности и национальной традиции с его возвышенными заповедями: «блаженны алчущие и жаждущие правды», «блаженны милостивые», «возлюби ближнего как самого себя», - будет противостоять апокалиптическому миру космополитического всесмешения и либерального эгоцентризма, миру всевластия денег, финансовых пирамид и биржевых спекуляций, идолом которого является золотой телец.

В реальности дело обстоит так: либо Россия увязнет в «третьем мире», где обречена на распад и исчезновение, либо возродится на социалистической основе.

Всякая общественно-экономическая формация доказывает свое превосходство над предшествующей тем, что достигает более высокой производительности труда. Однако миссия социализма не просто в том, чтобы достичь более высокой производительности труда, а прежде всего в гармоничном развитии самого человека, в смене типа общественного развития, вектора экономического и социального прогресса, пересмотре старых приоритетов.

Русский ответ – социалистическая перспектива.

Если наша цель — спасение и укрепление единства Отечества, мы должны ясно представлять : без возрождения русского народа достичь ее невозможно. Ведь центробежные факторы, под воздействием которых разваливается Россия, сегодня другие, нежели 90 лет назад. Тогда это было ущемленное положение национальных меньшинств, а сегодня это - ослабление русского народа как естественного центра притяжения. Продолжение процесса не принесет счастья и благополучия ни одному из живущих в Российском государстве народов, ибо их судьба теснейшим образом связана с судьбой русских.

Государственное будущее страны зависит от восстановления русским народом своих материальных и духовных сил, своего национального единства. Слабый народ таким центром притяжения и сплочения всех народов России быть не может.

Россия встретила очередную стадию глобализации крайне ослабленной либерально-демократическим погромом. И на ближайший период ее главной целью будет выживание, сохранение суверенной государственности, великой культуры и традиционной духовности. А это непросто.

В крайне неблагоприятных условиях нам нужно мобилизовать все силы, чтобы остаться полноправным, независимым субъектом мировой истории и политики, а не безвольным объектом «освоения» и соперничества великих держав XXI века. Только решив в кратчайшие сроки эту задачу можно рассчитывать на полномасштабное российское возрождение.

Возрожденная Россия сможет занять достойное место в глобальном мире третьего тысячелетия только в том случае, если войдет в него как лидер великой и самобытной цивилизации, способной на державный союз с культурами, издавна существующими на гигантских просторах Евразии.

Именно с такой позиции нужно определять практические задачи, которые нам надо решить для выживания и возрождения страны в области государственного строительства, международных отношений, обороны, геополитики, культуры, религии, экономики, социальной и национальной проблематики и т. д.

Мы должны взять в будущее жажду социальной справедливости, вдохновившую наших дедов и отцов на великие свершения. Мы должны укрепить дружбу братских народов, лежащую в основе могущества нашей державы, закаленную в сражениях Великой Отечественной и преступно разрушенную могильщиками Советского Союза.

Нам нужно добиться возрождения общенационального единства. Утвердить превосходство общественных интересов над личными, которые превращают народ в соборную общность, движимую едиными идеалами и стремлениями.

Россия находится на крутом изломе истории. Все последние годы свидетельствуют о том, что капитализм для нее - путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе, гибели нашей цивилизации. Реставрация капитализма возродила эксплуатацию человека человеком, привела к глубокому расколу общества.

Усиление зависимости России от хищнического альянса ведущих империалистических государств не означает, что она обречена на роль державы «второго сорта». Наша страна по-прежнему располагает самой большой в мире территорией с колоссальными запасами полезных ископаемых, в ней проживает трудолюбивый, талантливый и высокообразованный народ, являющийся по численности одним из самых крупных на планете. Страна владеет немалым промышленным и научным потенциалом, сохраняет ядерный паритет с США, который во многом и определяет ее высокий международный статус.

Налицо все предпосылки для того, чтобы Россия продолжала играть важную роль в мире. Однако этого не происходит. Руководство страны по-прежнему проводит давно обанкротившийся экономический и внешнеполитический курс, который привел к подчинению политики России интересам заокеанских покровителей.

Отстоять национально-государственные интересы России в эпоху глобализма может обновленный социализм XXI века. Только социализм позволит преодолеть эксплуатацию человека человеком, расточительный характер капиталистического производства и потребления.

История вновь поставила народы нашей Родины перед тем же выбором, что и в 1917-м, и в 1941-м годах: либо великая держава и социализм, либо дальнейшее разрушение страны и превращение ее в колонию. Речь не о том, чтобы вернуться назад, а о том, чтобы двигаться вперед, к социализму, очищенному от ошибок и заблуждений прошлого, в полной мере отвечающему вызовам времени.

 

Подготовил Маслов С.Н.

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61