КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow РУССКОЕ ОБЩЕСТВО arrow С пьесами Островского на сцену явилась правда и сама жизнь
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

С пьесами Островского на сцену явилась правда и сама жизнь
02.12.2013 г.

НА СЦЕНУ ЯВИЛАСЬ ПРАВДА И САМА ЖИЗНЬ

Всемирная литература знает много талантливых драматургов, но только в Париже один из театров зовут Домом Мольера и в Москве Малый академический театр – Домом Островского. Почему только им народная молва оказала такую честь. А.Н. Островский явление особенное в русской классической литературе. Первая Народная артистка Республики, Герой Труда М.Н. Ермолова, по моему мнению, ёмко и точно ответила на этот вопрос: «С пьесами Островского на сцену явилась правда и сама жизнь».

Да именно драматургия А.Н. Островского вернула русскому театру нравственное содержание, в которой он использовал достижения русской психологической прозы XIX века. «Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть» - говорил Островский. – «Моя задача – служить русскому драматическому театру». Две трети своей жизни Островский посвятил служению театру. Им написано 48 пьес, и это не считая тех, где он был одним из соавторов, и переводов. Его по праву считают основателем русского национального театра. Иван Гончаров писал драматургу: «… только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского".

В своих пьесах Островский отразил не только всё чем жила современная ему Россия, но и наиболее яркие страницы её истории. Примечательной чертой его творчества является то, что для него важен весь ансамбль актёров, а не один главный герой. Его произведения позволяют нам лучше понять, осознать Россию, русского человека, русскую природу, и, в конечном счёте, самих себя.

Живя в условиях реформации капитализма, когда в обществе ярко обнажились все его язвы и пороки, нам особенно близки и понятны сочувствие Островского к обездоленным и его негодование против «тёмного царства», его вера и надежда на лучшие времена.

Через всё его творчество красной линей проходит две темы, тесно связанные между собой, и в то же время полны противоречий: тема купечества и тема «горячего сердца». И это неслучайно. Детство и юность драматурга прошло в Замоскворечье – этой вотчине купечества, поэтому он превосходно знал быт, нравы, обычаи этого сословия. Ветры революционных перемен проникали через глухие заборы купеческих особняков, и в них шла острая борьба ревнителей домостроевских порядков и теми, кто жаждал человеческой жизни.

Наиболее ярко борьба нового со старым проявилась в таких произведениях Островского как «Гроза» и «Бесприданница». В них конфликт между миром наживы, миром жажды денег и миром высокой нравственности достиг наибольшей остроты. Главные женские роли этих пьес Островский писал для конкретных актрис.

Кстати, Островского с артистами театра связывала вся его творческая деятельность, ибо все его 48 пьес были поставлены Малым театром. Он многие свои произведения писал для бенифисов его выдающихся актёров. И закономерно, что у входа в Малый театр в 1929 году был установлен памятник А.Н. Островскому.

«Грозу» он посвятил Л.П. Косицкой – актрисе Малого театра, именно она должна была играть роль Катерины по замыслу Островского. Особенностью «Грозы» было то, что в образе Катерины Островский использовал многое из рассказов Косицкой о своём детстве, о том, что её волновало тогда, и к чему она стремилась. Под влиянием этих рассказов Островскому удалось создать удивительный образ русской женщины с обострённым чувством понимания красоты человеческой души, глубоко уверовавшей в святость любви, не приемлющую греховных поступков и подобно птице летящей навстречу счастью. Ведь не случайно Катерина произносит с тревогой и болью: «Почему люди не летают как птицы?» Родство человеческих душ актрисы и героини пьесы позволили Косицкой сыграть роль на высочайшем эмоциональном подъёме и поднять драму Островского до высоты поэтической трагедии. В последующие годы все актёрские коллективы стремились сохранить такое прочтение этого произведения.

Роль Ларисы в «Бесприданнице» писалась Островским для М.Г. Савиной, но, по отзывам современников, эта роль ей не удалась. Лучшей исполнительницей роли Ларисы была В.Ф. Комиссаржевская. Именно ей удалось выразить замысел Островского и показать духовную трагедию женской души, ищущей верного спутника жизни, способного разглядеть и принять всем сердцем поэтическую, привлекательную, любящую и жаждующую любви женщину, женщину глубоко несчастную и несчастную давно. Но в мире купеческого чистогана женщина лишь вещь, и её стремление к счастью, свободе и свету разбивается подлостью и обманом.

Правда жизни в произведениях Н.А. Островского сделала их редчайшим примером сценического долголетия, они идут на подмостках не только российских театров, но и многих зарубежных. А в «Доме Островского» - Малом академическом театре и сегодня основу репертуара составляют пьесы Островского. Это и есть главная примета истинно народного писателя. Обо всём этом пишущий эти строки говорил в конце литературной гостиной, посвящённой 190-ой годовщине со дня рождения А.Н. Островского, которая прошла в Государственной универсальной научной библиотеке под руководством А.П. Елесиной.

Перед началом гостиной член Высшего координационного совета «Русского Лада» В.С. Бедарев за сохранение русского смысла и образа в творчестве, за подвижничество в деле возрождения самосознания русского народа и гордости за Отечество вручил Диплом Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» учительнице школы №91 С.В. Каминой.

О жизненном пути и творчестве А.Н. Островского рассказала учительница школы №54 Г.А. Вахрушева. Конечно, охватить все произведения на одной гостиной невозможно, да и многие из них сложны для восприятия 12-17-тилетними учениками. Но Алла Петровна так составила сценарий, что никого не оставили равнодушным из школьников.

Живой интерес у них вызвала сцена прощания Катерины и Бориса из «Грозы», которую сыграли Сима Зинчук и Костя Позавин. Перед её началом их руководитель В. К. Зинчук рассказала о том, что в действующем уже несколько лет театре школы №49 ведущее место занимает именно эта пьеса. И если Сима наш давний участник гостиных, то для Кости – это первый сценический опыт. И надо сказать, что им удалось передать жестокую трагичность прощания. Сима смогла воплотить в образе Катерины глубокую боль любящей женщины, чувствующей безвольность и трусость любимого человека, неспособного ни поддержать, ни защитить её. Сердце её разорвано, но она, видя безысходность своего положения, приходит к выводу, что в могиле лучше, чем дома и решается на крайний поступок… Всё это Сима смогла передать своей игрой.

Денис Фёдоров и Настя Андюсева под руководством В.А. Каверзиной (школа №145) подготовили и рассказали о пьесе «Бедность не порок», в которой показан счастливый конец любовных страданий бедного приказчика и дочери богатого купца. Настя считает её образцом национальной культуры. Даже в купеческом быту, искажённом жаждой больших денег, исконно русские обычаи братства помогают жить и радоваться жизни. Она особо отметила народность речи в этой пьесе. Это, по её мнению, очень важно сегодня, поскольку речь современной молодёжи засорена иноязычными словами, и мы утрачиваем чистоту и прелесть своего родного русского языка.

Маша Храмченко, давний участник наших гостиных, из школы №66 (рук. Т.Н. Осипкина) рассказала об исторической драме «Василиса Мелентьева», в которой А.Н. Островский выносит всем потомкам предупреждение, что на чужом горе счастья не построишь.

О комедии «Не в свои сани не садись» рассказали ученики санаторной школы Кристина Горбачёва, Ира Коржова и Олег Бессмертный (рук. Н.С. Плотникова и Т.Н. Кротова). А начали они свой рассказ показом фрагмента из фильма, где Степан, слуга отставного кавалериста, говорит о нём, что он в имении всё промотал, всё порушил. Это было типично для пореформенной России. И Островский выносит приговор самодурству бар, которое, по мнению Н.А. Добролюбова, ведёт к гибели человека «просто по глупости и недостатку самобытности».

По сложившейся традиции была объявлена музыкальная пауза. На сей раз участники гостиной прослушали с большим вниманием пьесу Сен-Санса «Лебедь», которую на скрипке исполнила ученица школы №85 Наргиз Мамедова.

А.Н. Островский, высмеивая пороки общества, не мог пройти и такого опасного явления как мещанство. Наиболее жестоко он высмеял мещанство в образе Миши Бальзаминова. Фрагмент из фильма «Женитьба Бальзаминова» и сценку из пьесы показали ученицы школы №47 Катя Третьякова (Красавина) и Алина Редько (Бальзаминов, вот налицо матриархат – мужские роли играют девушки) – руководитель С.С. Аверина. Девушки смогли передать убожество духовного мира своих героев, которые даже любовь меряют деньгами.

Мечтою о честных и благородных отношениях между людьми в семье, обществе, вообще в жизни наполнена жизнь главной героине пьесы «Бесприданница». О её нравственных исканиях, её личной трагедии и о жестоком мире «золотого тельца» рассказали ученицы школы №91 Таня Гаврилюк, Даша Тимофеева, Наташа Медведева, Аня Батенькова, Алинв Юзефович и Соня Чащина. Под руководством С.В. Каминой и О.А. Аллигужиной они сделали подробный анализ этого произведения Островского.

Но всех приятно удивил и даже восхитил творческий коллектив школы №85. Учащиеся под руководством А.М. Непомнящих, Г.В. Подберёзкиной и С.В. Поповой подготовили маленький спектакль. Все они были одеты в русские национальные костюмы, что совсем неслучайно. Ведь им надо было рассказать о жемчужине творчества Островского сказке «Снегурочка».

А началось их выступление прекрасной песней «У нашей берёзы». Юля Боброва исполнила её акапелло. Изумительной чистоты нежный, можно сказать ангельский, голос, буквально заворожил всех, и бурные аплодисменты были наградой для певицы. Отрадно, что есть ещё у нас настоящие самородки, влюблённые в русскую народную песню. А ещё Юля на скрипке великолепно сыграла музыкальную пьесу Вивальди «Гроза».

Алеся Федюхина и Поля Емельянова рассказали о сказке «Снегурочка», о том какую высокую оценку дал ей К.С. Станиславский: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

И в подтверждение этой высокой оценки Диана Янчук (Снегурочка) и Максим Гуртовой (Лель) прочли отрывки из этой сказки в сопровождении игры на домре. Это Юля Пронина играла «Песню о любви». Кроме того ещё звучала флейта (Женя Силаева) и труба (Рома Силаев).

Отрадно, что в последнее время в наших гостиных стали принимать студенты Педагогического университета. Они под руководством кандидата филологических наук, доцента Е.С. Бойко провели анализ языка произведений А.Н. Островского. С сообщениями на тему «Особенности использования пословиц в творчестве А.Н. Островского» выступила Мария Лукьянова, а «Роль личных имён в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» - Евгения Шароватая.

К участникам гостиной обратилась член «Русского общества», поэтесса Н.С. Носкова. Она вручила призы зрительских симпатий школам №№85, 49 и 47.

Со словами благодарности к педагогам и ученикам выступил член Высшего координационного совета ВСД «Русский Лад» В.С. Бедарев. Он также вручил благодарственные письма участникам гостиной.

Впервые ход литературной гостиной был снят на телекамеру – оператор Андрей Комаров. Показ фрагментов фильмов осуществлял ученик школы №49 Эльшар Ибадов. Фотографирование эпизодов гостиной вёл член «Русского общества» Станислав Рязанов. Всем им выражаем свою искреннюю признательность.

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя КРОО «Русское общество» - отделения ВСД «Русский Лад». Фото С.В. Рязанова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61