КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow РУССКОЕ ОБЩЕСТВО arrow Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя КРОО «Русское общество»:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя КРОО «Русское общество»:
02.10.2013 г.

СЛУШАЙТЕ, ТОВАРИЩИ ПОТОМКИ…

«Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря», - это слова из поэмы «Во весь голос» В.В. Маяковского. Как поэт, он многогранный: он и тонкий лирик, и яростный трибун, вдумчивый мыслитель и острый сатирик, это с одной стороны. А с другой – он и пылкий романтик, строгий реалист, и справедливый критик. Вся его поэзия была направлена на революционное преобразование человечества вообще и человека в частности. Он свято верил в могущество Слова. «Слово – полководец человечьей силы», - писал он. И прав И.В. Сталин, заявивший: «Маяковский был и остаются лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Для многих поколений советских людей, особенно молодёжи и юношества, поэзия Маяковского была яркой путеводной звездой в бурном море жизни. И это неслучайно. Ведь поэт утверждал: «Коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым!» Творчество Маяковского востребовано и сегодня. Марина Цветаева писала: ««Когда мы говорим о Маяковском оборачиваться нам, а может быть нашим внукам, придется не назад, а вперед. Говоря о поэте, дай нам Бог помнить о веке». И она была права. Впрочем, как прав и Маяковский, его «весомый стих громаду лет» прорвав, явился в наши дни «Весомо, грубо, зримо» для учащихся красноярских школ №№3; 47; 49; 66; 85; 91; 145 и Санаторной. 

 

Маяковский был во все времена современен. И сегодня его поэзия не оставляет равнодушным наше подрастающее поколение. Это ярко проявилось на литературной гостиной в государственной универсальной научной библиотеке, организованной «Русским обществом» в честь 120-летия рождения В.В. Маяковского. Между школьниками, ведущей гостиной А.П. Елесиной, заместителем председателя правления «Русского общества», завязался интересный разговор как будто с живым поэтом, который состоялся после информации о жизненном пути поэта, рассказанной сотрудницей библиотеки Лидией Катерняк.


Прежде всего, поразило то с какой любовью, с какой ответственностью школьники отнеслись к творчеству Маяковского. Ни для кого не секрет, что стихи Маяковского сложны для запоминания, но еще сложнее для декламации. Но они читали их наизусть, выразительно и, практически, без запинки. Более того некоторые из них после прочтения стихотворения делали ещё его литературный разбор и высказывали своё отношение к нему. В этом несомненная заслуга их руководителей, преподавателей литературы С.С. Авериной, В.К. Зинчук, В.А. Каверзиной, С.В. Каминой, Н.О. Кирилловой, Л.А. Леменковой, Т.Н. Осипкиной, А.М. Непомнящих, Н.С. Плотниковой, Г.В. Подберёзкиной, С.В. Поповой и Т.Н. Прокловой влюблённых в свою нелёгкую профессию, в учащихся и русскую советскую поэзию, сердечное спасибо им за это.


Гостиная шла по сценарию, разработанному А.П. Елесиной, перед каждым тематическим блоком поэзии Маяковского Алла Петровна давала небольшую вводную информацию, что позволяло детям легче понимать смысл стихов. Маяковский первым из литераторов после Октября обратился к революционной теме, потому на гостиной первым прозвучал в исполнении нашей постоянной участницы Олеси Федюхиной «Левый марш», одно из первых произведений социалистического искусства, в котором Олеся увидела тревогу за судьбу революции и призыв к её защите.

К большому сожалению, из-за болезни не смогла принять участие в работе нашей гостиной одна из наиболее ярких исполнителей Сима Зинчук. Но её успешно заменила мама – В.К. Зинчук. Она показала пример, как надо читать стихи. Используя различные приёмы дикции, она прочла поэму «Во весь голос», произведение в котором Маяковский, как бы подводил итог всему своему творческому пути. Строго соблюдая знаки препинания и «лесенку» поэта она своим голосом передавала смысл и высвечивала главные моменты в поэме.

 

Ну, кто из нашего поколения не учил знаменитые «Стихи о советском паспорте». Сегодня на дворе другое время. Но с каким вниманием слушали, и какими бурными аплодисментами наградили участники гостиной Илью Лубченко, который вдохновенно и артистично прочёл это стихотворение. С глубокой болью и горечью воспринимались слова, которые когда-то с гордостью произносили: «Читайте, завидуйте я - гражданин Советского Союза». Развал Союза – это незаживающая боль и одновременно неизгладимая вина наших поколений.

Маяковский был настоящим и искренним певцом нового социального строя, он радовался и воспевал каждый новый успех Советской власти. Но его возмущало и огорчало «что дрянь пока что мало поредела» и всю силу своего поэтического гнева, своей гражданской принципиальности он направил против пороков человечества, свинцовых мерзостей мещанской психологии. О сатирических стихах Маяковского рассказали Таня Гаврилюк, Юля Устинова и Настя Постолатина, а сами стихи прочитали Витя Конякин – «О дряни», Алёна Лелёкина – «Сплетник», Денис Фёдоров – «Подлиза». В исполнении Насти Авдюхевой и Маши Степановой прозвучало стихотворение «Прозаседавшиеся», которое высоко оценил В.И. Ленин. Девочки при чтении показали превосходную дикцию, чудесной мимикой и жестами обозначали острые моменты.

 

Свою убеждённость в необходимости для революции поэзии Маяковский выразил в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», в котором он считает своим долгом поэта быть солнцем для людей. Отрывок, из которого прочла Диана Янчук, и высказала мнение о важности поэзии Маяковского для нынешнего времени.

Тема любви пронизывает всё творчество Маяковского, он жил любовью, жаждал её и не мог найти удовлетворения. Все его любовные увлечения трагические и не были разделёнными. Возможно, это связано с тем, что он был крепко привязан к Лили Брик. Об этой трагической любви и о стихотворении «Лиличка» рассказала Алина Редько, а отрывок из него прочла Катя Третьякова. В этом стихотворении поэт выразил всю силу своего чувства, весь жар любви, от которой он сгорал: «Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых». (…) «Кроме любви твоей мне нету солнца, а я не знаю, где ты и с кем». И как он тяжело переживал расставания: «Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаянием иссечась». Какая титаническая боль в этих строках?!


И, несмотря на личную трагедию на любовном фронте, поэзия Маяковского полна оптимизма Он ясно понимал, только искоренив пережитки буржуазной морали можно вырастить нового человека, и продолжал обличать изъяны человечества. Именно эту особенность поэзии Маяковского увидели наши школьники. Поля Емельянова, прочитав стихотворение «Гимн здоровью», обратила внимание на то, что по названию должна быть торжественная песня, но поэт ввёл в неё элементы сатиры. Вероника Ипаткина отметила, что в стихотворении «Надоело» поэту больше по душе трамваи, чем люди, прожигающие жизнь за сытной едой, и он заявляет: «…в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди». Улыбки вызвали прочитанные соответственно Дашей Моляевой и Лёшей Смеляковым стихотворения «Стихи о разнице во вкусах» и «Я счастлив». Все мы с детских лет помним замечательные стихи «Что такое хорошо и что такое плохо». В них Маяковский в очень доступной форме для детского понимания показал, что делать в жизни хорошо, и что не надо - плохо. Это стихотворение прочёл один из юных новичков гостиной Лёня Косминин. Он так волновался, что от волнения забыл последние слова: «Мальчик радостный пошёл и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду - плохо». А стихотворение «Кем быть?» прочли Ваня Тарасенко, Вася Перехрест и Даниил Петренко.

 

С годами Маяковский отходит от своих футуристических увлечений, от неприятия русских классиков и пишет стихотворение «Юбилейное». Оно написано в год 125-летия со дня рождения А.С. Пушкина, творчество которого Маяковский очень любил. В стихотворении он, обращаясь к Пушкину, пишет: «Я люблю вас, но живого, а не мумию» (…) « Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых» (…) «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ». С анализом этого стихотворения выступили Настя Попрукайло, Вика Романова и Катя Мошкина, обратив особое внимание на выше приведённые строки. А заканчивает он это стихотворение поистине жизнеутверждающими словами, которые должны стать девизом жизни любого человека: «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожая всяческую жизнь!»

 

К участникам гостиной обратился красноярский поэт Н.Н. Мочанов-Саянский. Его взволновали «Стихи о советском паспорте» и он рассказал учащимся, как люди его поколения были горды тем, что родились, жили и трудились в стране подлинной свободы человека – Советском Союзе. Затем он прочитал собственное стихотворение, посвящённое Маяковскому.

Подводя итоги гостиной, А.П. Елесина поблагодарила всех за участие, выразила уверенность, что дети прочтут и многие другие произведения Маяковского, что его поэзия станет им маяком в жизни. Потому, что «всё, сделанное Маяковским в искусстве, - это подвиг величайшего бескорыстия. В истории всемирной литературы трудно найти пример такого удивительного соответствия между потребностями эпохи, её характером и – личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил. Читайте стихи Маяковского! Они учат истории жизни, нравственности и любви!», - сказала она.


Всё-таки поэтам как-то открывается будущее. Вот Маяковский писал в разговоре с Пушкиным, что «после смерти нам стоять почти что рядом», и оказался прав. В Москве, в городе, в котором они жили и творили их памятники стоят почти что рядом: Пушкину – на Бульварном кольце, Маяковскому – на Садовом кольце, а на Камер-Коллежском валу – до недавнего времени стоял памятник Горькому. Это символично, что на линии, идущей от Кремля к Смольному, в советское время стояли памятники трём светочам мысли, трём титанам не только русской литературы, но всемирной (то есть от основания письменности до наших дней) литературы. Все они внесли огромный вклад в её развитии и совершенствование.

По странному стечению обстоятельств Пушкин и Маяковский покинули наш мир практически в одном возрасте. Пушкин был убит на дуэли в 37 лет, Маяковский расстался с жизнью, немногим не дожив до 37 лет. Оба были новаторами и бунтарями и обоих травили всевозможные космополиты, ненавидящие Россию и русский народ. Но кто их сейчас помнит? А если и вспоминают, то не добрым словом. Пушкин, да и Маяковский при жизни воздвигли себе памятники нерукотворные из великолепных произведений художественной литературы.

 

И если «Евгения Онегина» Пушкина называют энциклопедией русской жизни, то поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин» по праву может быть названа энциклопедией революционного движения XIX - начала XX веков. Сегодняшние исследователи творчества Маяковского основное внимание уделяют дореволюционному периоду его творчества. Да там много нового в поэтике, много исканий и разочарований, но подлинного взлёта мысли Маяковский достиг в Советское время. Ему удалось масштабно и реалистично создать образ В.И. Ленина, показав его и простоту, и человечность, и гениальность, и силу мысли.

В поэме «Хорошо», которую А.В. Луначарский назвал Октябрьской революцией, отлитой в бронзе, Маяковский показал в диалектическом единстве бытиё и духовный настрой различных слоёв России в период Октябрьской революции. Не смотря ни на какие трудности, он горд, что он их испытывал и преодолел вместе со своим народом, со своим Отечеством. И он с гордостью заявляет: «И я, как весну человечества, рождённую в трудах и бою, пою моё отечество, республику мою!


Рассказывая на литературной гостиной о творчестве Маяковского, автор настоящих строк не мог пройти мимо взаимоотношений Маяковского с Лилей Брик, тем более, что ныне всюду Лиля изображается как ангел-хранитель поэта. К сожалению, здесь было то, что совершенно по другому поводу К. Симонов писал: «Дурную женщину любил, а сам хорошим парнем был».

В своём исследовании биографии Л. Брик Е.Н. Обоймина и О.В. Татькова указывают, что в своём кругу Лиля позволяла высказываться о Маяковском иронично: «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой — рифмой». (…) «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». После революции Маяковский фактически обеспечивал семью Бриков. Анна Ахматова называла Лилю женщиной с наглыми глазами, и, очевидно, была права, ибо все её телеграммы к Маяковскому были однотипны: «Всё благополучно. Жду денег». Сравните с пылкими стихами Маяковского в её адрес.

 

Как тут не вспомнить Ярослава Смелякова, горячо и истового любившего Маяковского, когда он с возмущением пишет о дамах полусвета, о «лилях» и «осях», о «брехобриках, о «проститутках с осиным станом», которые «по ночам собираясь, пили золотистую кровь поэта» и привели его к трагическому концу.

Да, Лиля сильно завладела сердцем Маяковского, она всячески препятствовала развитию его романа с Татьяной Яковлевой, а чуть позже с Вероникой Полонской. И когда сегодня многие исследователи начинают искать причину самоубийства поэта в гонения на него власти, то они перекладывают ответственность с больной головы на здоровую. Известно, что у него были трения и разногласия с рапповцами, где верховодили космополиты, имен они травили поэта.

 

Да и в предсмертной записке поэт написал: «Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчёте и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид».

До слёз обидно, больно и горько, что так нелепо оборвалась жизнь такого человека. Маяковский всё равно остаётся для нас примером мужества, честности, неподкупности, бескорыстности, стойким борцом с нравственными пороками человечества, идеалом устремлённости в будущее.

По традиции всем участникам были вручены благодарственные письма «Русского общества» и сборники Игоря Трошева «Русские сказки на новый лад».

 

Иван Стефанович Бортников –
заместитель председателя КРОО «Русское общество» -
отделения ВСД «Русский Лад»



 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61