РУССКИЙ ВОПРОС – СТЕРЖЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
(К Пленуму ЦК КПРФ по межнациональным отношениям)
В последние годы руководство КПРФ придаёт серьёзное значение
теоретическому изучению, а значит и осмысливанию, тех сложных и весьма
противоречивых
общественных и экономических процессов, протекающих в современной
России. Это само по себе очень важно, тем более, что они происходят
впервые в мире в
период реставрации капитализма в эпоху глобализации по-американски.
Опыта борьбы за освобождение от пут капиталократии в этих условиях нет.
Поэтому
проведение Пленума ЦК КПРФ с повесткой дня «О национальной политике
КПРФ в современных условиях и мерах по укреплению дружбы народов», можно
только
приветствовать.
Отрадно и то, что процесс подготовки концепции КПРФ по национальной политике регулярно освещается на официальном сайте партии секретарём ЦК по национальной
политике К.К. Тайсаевым. По тем коротким информациям трудно судить о разрабатываемой концепции национальной политики КПРФ, но главную идею понять можно.
Судя по его информации, к подготовке данного вопроса привлечена большая группа специалистов в области социологических исследований. По его словам: «Одним
из основных документов, вынесенных на рассмотрение Пленума, будет информационно-справочный материал. Этот материал готовится совместно с партийными
руководителями Коммунистической партии 26 национальных региональных образований Российской Федерации» (kprf.ru 05/07/2013). Правда, во вторую очередь К.К.
Тайсаев всегда говорит о защите русского народа.
Такой подход к проблеме национальной политики партии вызывает удивление. Почему хотят учесть только мнение партийных руководителей национальных
образований, где проживает около 22 млн. человек (www.gks.ru/perepis/tabl_1.htm). Разве в остальных субъектах федерации, население которых составляет
около 120 млн. человек, нет обострения межнациональной обстановки. Разве не страдают жители русских областей от антиобщественных деяний всевозможных
мигрантов, а их в России находится 12.3 млн. человек (сайт Ъ-Огонёк). Это с одной стороны. А с другой стороны ведь и российские граждане северо-кавказских
республик, тоже зачастую ведут себя не всегда законопослушно (и это слишком мягко сказано) не только в местностях, населённых преимущественно русскими, но
и в других национальных субъектах, например, Поволжья.
Вряд ли, правильно, не замечать этой животрепещущей боли русских регионов. Или тогда обратим на неё внимание, когда вся Россия превратиться в Кондопогу и
Сагру. Вспомним, что наш великий поэт и мыслитель А.С. Пушкин предупреждал: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Исторически сложилось так, что русский народ объединил вокруг себя множество других народов. Пусть не всегда объединение было добровольным, но даже в этом
случае на протяжении многих веков народы, в основном, жили в дружбе. Да, в царской России были межнациональные конфликты вплоть до вооружённых восстаний,
но не один народ, в отличие от Западной Европы, не был уничтожен. В советское время все, даже малочисленные народы и народности сделали заметный прорыв в
культурном, экономическом и национальном развитии и до перестроечных времён была дружба народов на деле, а не бумаге.
С насильственной реставрацией капитализма в Российской Федерации резко обострились межнациональные противоречия и их корни находятся в социально-классовых
отношениях. Ещё основоположники научного социализма в «Манифесте Коммунистической партии» указывали: «Если не по содержанию, то по форме борьба пролетариата против буржуазии является сначала борьбой национальной». Программой КПРФ поставлена
задача: «…соединить социально-классовое и национально-освободительное движение». В правильном определении задачи методов национально- освободительного
движения первостепенное значение имеет знание национальной политики в стране и содержания национального вопроса. Что означают эти термины?
Национальная политика – это деятельность государственной власти, партии или общественной группы по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых
отношений между нациями, народностями и этническими группами (Словарь социолингвистических терминов под ред. В.Ю. Михальченко. 2006 г.).
Национальный вопрос – это совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и
народностями в различных общественно-экономических формациях (БСЭ 3-е изд. Т. 17 1974г.).
Как видно из этих определений эти два понятия имеют неразрывную диалектическую связь и в основе национальной политики должно стоять, прежде всего, решение
национального вопроса. В современной России «крайнюю остроту в годы реставрации капитализма приобрёл русский вопрос» (Программа КПРФ). Это не значит, что в
России не существует, допустим, татарского или бурятского вопросов, а также вопросов других национальностей. Пока есть разные национальности между ними
всегда возникать противоречия и разногласия. Главное, чтобы они разрешались мирным путём. А для этого надо «знать чаяния каждого, даже самого
малочисленного народа, считаться с его позицией – это уже 50% решения национального вопроса в государстве», - как совершенно правильно заявляет К.К.
Тайсаев (kprf.ru 30/07/2013).
Но вспомним предупреждение В. И. Ленина: «Кто берётся за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу
бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие
шатания и беспринципность» (ПСС 5-е изд. т.15 стр. 308). В национально-освободительном движении в современной России именно русский вопрос является тем
общим вопросом, который надо решить, чтобы не «обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность».
Русский вопрос представляет собой часть национального вопроса и рассматривает всю вышеперечисленную совокупность отношений русского народа с другими
нациями и народами. В марксизм впервые термин «русский вопрос» был введён И.В. Сталиным в 1913 году. В Программе КПРФ содержание русского вопроса
сформулировано в наиболее общем виде и сделан вывод: «Задачи решения русского вопроса и борьбы за социализм по своей сути совпадают».
Вот почему, ни в коей мере не умаляя значения разрешения (снятия) межнациональных противоречий в национальных субъектах федерации, в первую очередь надо
добиться решения русского вопроса в целом в стране. И это не есть отказ от принципов интернационализма. Русский народ по природе своей интернационален. Не
зря в северных национальных субъектах в народе говорят «будет хорошо русским, и нам будет хорошо».
На сайте RULAD.RU 30 июля сего года размещена весьма интересная статья «Санкт-Петербургские ученые о национальной политике», содержащая рабочие материалы
ленинградских ученых социалистической ориентации и Петровской академии наук и искусств по формированию концепции национальной политики КПРФ для рабочей
группы при Отделе по национальной политике, делам СНГ и связям с соотечественниками ЦК КПРФ. Они отражают, на наш взгляд, объективную реальность
современного состояния межнациональных отношений в Российской Федерации, основаны на глубоком марксистско-ленинском анализе их и содержат научно
обоснованные предложения по снятию межнациональных противоречий, а потому, думается, они вполне могут быть положены в основу национальной политики КПРФ на
современном этапе.
Хотелось бы несколько слов сказать о противоречиях внутри русской нации. Русская нация (русский народ) сегодня не обладает морально-политическим единством,
как это было в прежние времена. А утратив единство, русский народ не может быть привлекательным для других народов, ибо и в дореволюционные годы, да и
после Гражданской войны народы сопредельных стран стремились к объединению с русским народом потому, что видели его единство и силу, искали и находили в
нём защиту от иноземных поработителей.
После ХХ съезда КПСС, как сказал поэт, «так раскололось наше поколенье, в одном дому мечта не об одном». Доклад Хрущёва явился катализатором раскола в
мировоззрении советского общества и был пострашнее никонианского раскола XVII века. Ведь его носителями были околовластные круги, которых скрытно
поддерживали власть предержащие. Они-то, духовные наследники троцкистов и меньшевиков, и подготовили ударный отряд августовской контрреволюции 1991 года.
После этого переворота современное российское общество, по данным А.А. Зиновьева представляет собою гибрид советизма (реального социализма, коммунизма),
западнизма (социальное устройство в странах «золотого миллиарда») и национально-русского (дореволюционного) фундаментализма (феодализма). Естественно, и
русский народ расколот на три составные части. Противоречия между западнистами с одной стороны и советистам и русскими фундаменталистами с другой стороны
непримиримы, так как насаждаемые в результате реформ, западнистские социальные ценности не соответствует типу традиционного коллективистского типа общества
Российского государства и поэтому не воспринимаются народом. Но именно западнисты (в большинстве своём по национальности русские), преступным путём
захватив власть в стране, совершают глобальный геноцид русского народа.
И сегодня «главная проблема русского народа в нынешней Российской Федерации состоит в том, что русские, став изгоями в собственной стране, лишившись права
на землю, собственность, власть и даже на жизнь, до сих пор не ведут организованного сопротивления убийцам, ведущим их как стадо на убой. В этом главная
беда русского народа» (В.С. Никитин). Большую роль в деле возрождения русского национального сознания и объединения советистов и русских фундаменталистов
может сыграть Всероссийское созидательное движение «Русский Лад».
Русский народ за свою многовековую историю создал культуру высочайшего мирового уровня, самобытную и в то же время интернациональную по своей сути и
полностью её изжить никому не удастся. Именно советская, русская культура и есть то звено, ухватившись за которое, по словам В.И. Ленина, можно вытащить
всю цепь – спасти русский народ, спасти Россию и всё человечество от глобалистов.
Иван Стефанович Бортников –
заместитель председателя Красноярского регионального отделения ВСД «Русский Лад»
|