КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow РУССКОЕ ОБЩЕСТВО arrow Литературная гостиная КРОО «Русское общество»
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Литературная гостиная КРОО «Русское общество»
07.05.2013 г.

ВЕЛИКИЕ СТИХИ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ

Словами, вынесенными в заголовок, Станислав Куняев писал о творчестве русского советского поэта Ярослава Смелякова. Думается такую же высокую оценку правомерно дать и произведениям Николая Заболоцкого. И Я.В. Смеляков, и Н.А. Заболоцкий своё поэтическое творчество посвятили простому советскому человеку «в лихорадке буден», в борьбе и мучениях, создававшему небывалую доселе на Земле новую человеческую цивилизацию, в которой нет угнетения человека человеком, нашей великой Родине в период её высшего исторического взлёта.

Замечательной  поэзии этих русских советских поэтов и была посвящена литературная гостиная КРОО «Русское общество», которая состоялась в Государственной универсальной научной библиотеке. Вела гостиную заместитель председателя правления общества А.П. Елесина.

 

А началась гостиная песней М. Звездинского на стихотворение Н. А. Заболоцкого «Признание» из цикла «Последняя любовь» - величественным гимном женщине: «Зацелована, околдована,// С ветром в поле когда-то обвенчана,// Вся ты словно в оковы закована,// Драгоценная моя женщина!..»   Её великолепно исполнил руководитель ансамбля русской песни школы №85 О. В. Хренков,  аккомпонируя себе  на баяне. Бурные аплодисменты были ему наградой.

О жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого рассказал автор этих строк. Поэт родился под Казанью в 1903 году, но детские годы его прошли в Вятской губернии, где он окончил реальное училище. Затем год проучился в Московском университете, после чего уехал в Петроград. Там он завершил получение высшего образования в педагогическом институте имени Герцена. После чего отслужил в армии. Всё это время он писал стихи и вскоре опубликовал сборник «Столбцы», в котором резко бичует мещанские нравы нэпмановского сообщества.

В 30-е годы Н. Заболоцкий увлекается философскими проблемами природы и бытия. Он изучает «Диалектику природы» Ф. Энгельса, работы В.И. Вернадского о ноосфере, научно-фантастические труды К.Э. Циолковского. Его захватывают идеи о постоянном изменении и совершенствовании всех составляющих природы  и, в первую очередь, человека, являющегося её венцом и способного преобразовать её. В своих научно- фантастических утопиях поэт воспевает культ разума, утверждает веру в торжество жизни, высказывает несбыточные мечты о возникновении сознания у животных и растений. В это же время он пишет прекрасные стихи о подвижниках Земли Русской, не щадящих своей жизни для изучения и преобразования её.
 
Но поэтическая деятельность Н. Заболоцкого была прервана.  Его обвинили в антисоветской деятельности, а критик Николай Лесючевский, сыгравший подлую роль в судьбе не одного русского советского поэта, в отзыве на запрос НКВД указал «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма», что не соответствовало действительности. И поэт около пяти лет отработал в исправительно-трудовых лагерях  на Дальнем Востоке и Алтае.

После освобождения Н.Заболоцкий обращается к чистым родникам русской классической поэзии и предстаёт пред нами «как поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершённости стиха».  И не случайно А. Фадеев говорил о нём: «Какой ясный и твёрдый человек». Поэт осознаёт, что человек, его мысль, выраженная через слово, способны оказывать решающее значение на дальнейшее развитие природы и общества, и он призывает: «Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,// Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»

Возникновение речи у людей, склонность их к творчеству, состояние творческого порыва Н. Заболоцкий приравнивает к таким грозным явлением природы как разряды молнии и так рисует: «Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,// Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке,// Эту молнию мысли и медлительное появленье// Первых дальних громов – первых слов на родном языке».

 Всё большее значение в его поэзии о природе приобретают моральные проблемы, ответственность человека за сохранение среды своего обитания. Он ясно  понимает и неизбежность смерти, как и неизбежность восполнения жизни, неизбежность преемственности поколений, что наглядно показано в стихотворении «Журавли» -  стихотворении многоплановом. Стая журавлей весной возвращается в родные пенаты, но в пути вожак погибает от пули человека –«венца природы», который выстрелил в птицу ради своего удовольствия. Оставшиеся в живых птицы «рванули в высоту», потому что только там «природа снова возвратила,// То, что смерть с собою унесла:// Гордый дух, высокое стремленье,// Волю непреклонную к борьбе-// Всё, что от былого поколенья // Переходит, молодость, к тебе».

В его стихах звучит  тревога за будущее человечества, ибо «...уже на пределах ума// Содрогаются атомы,// Белым вихрем вздымая дома.// Как безумные мельницы,// Машут войны крылами вослед». Написано более полувека назад, а угрозы войн не исчезли и ныне.

А ведь как прекрасна жизнь, какая чудесная природа окружает человека. Во многих стихах Н. Заболоцкий воспел «очарованье русского пейзажа», когда «горит весь мир, прозрачен и духовен,// (…) И ты, ликуя, множество диковин// В его живых чертах распознаёшь». Картины природы поэт пишет по-русски размашисто, ярко и сочно в превосходных тонах: «А вокруг старика// Молодые шумят поколенья,// Расцветая в садах,// Сумасшедшая стонет сирень».

Да и к самому человеку, к его внутреннему миру Н. Заболоцкий предъявляет высокие нравственные требования. Он напоминает, что «нет на свете страшнее измены,// Чем измена себе самому», что человек должен в обществе жить активно, не бояться трудностей, отстаивать свою жизненную позицию, ибо жизнь может пройти мимо. Он обращается к нам: «Не позволяй душе лениться!// Чтоб в ступе воду не толочь,// Душа обязана трудиться// И день и ночь,// и день и ночь!» 
Вершиной поэтического творчества Н. Заболоцкого, несомненно, является цикл лирических  стихотворений «Последняя любовь» -  «один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». В них столько нежности, душевной чистоты, и в то же время грусти, потому что для возлюбленных «…давно уж  их песенка спета,-// То, что, к счастью, не знали они». Может быть этим и прекрасна старость.

Н. Заболоцкому мы обязаны и прекрасным переводам древнерусского эпоса - «Слово о полку Игореве» и поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Затем гостиную наполнили чудные детские голоса, которые «с чувством, с толком, с расстановкой» выразительно читали стихи Н. Заболоцкого. Символично, что первым  прозвучало  стихотворение «Не позволяй душе лениться», которое прочла Маша Степанова (школа №145). Стихи, призывающие ценить всё живое, читали Алина Лелёкина (школа №91) и Маша Храмченко (школа 66). В стихах, прочитанных Сувар Мусаевой и Катей Мошкиной (школа №3) и Катей Шевцовой (школа №91), ожили образы, выражающие состояние человека, наделённого «приметами» природы, и «очеловеченной» природы. Катя Квитных (школа №3) сделала литературно-художественный анализ стихотворения «Можжевеловый куст»

О красоте, как утверждению вечной, многообразной жизни, чистоты и полноты человеческого бытия прочли стихи Наташа Скоробич, Ксения Тарасова и Азиза Эширова из школы №49. Жанрово-сюжетные зарисовки, провозглашающие триединство: мысль-образ-музыка прочли ученицы школы №85 Вероника Ипаткина, Поля Емельянова, Даниил Назунц и Олеся Федюхина.

Зал с замиранием сердца слушал, как  ученики школы №3 читали отрывки из «Слова о полку Игореве». Великолепно прочла   Настя Попрукайло знаменитый «Плач Ярославны», ей удалось передать состояние молодой женщины, жаждущей вызволения своего мужа из плена. Мудрость и тревога за судьбы Отечества звучали в «Золотом слове Святослава», прочитанного Андреем Гончаровым.

«Если я заболею к врачам обращаться не стану…»,  - словами этого стихотворения Ярослава Смелякова начал свой рассказ о его трагическом жизненном пути и его великолепном поэтическом творчестве. Ярослав Васильевич на своих вечерах любил его читать своим грубым голосом. Эти стихи, кажется Юрием Визбором, были положены на музыку и их пели на каждой студенческой вечеринке и туристском привале. На гостиной тоже прозвучала эта песня в прекрасном исполнении мамы и дочки- Веры Константиновны и Симы Зинчук.

Я. Смеляков родился в Луцке в 1913 году, по национальности белорус. После завершения фабрично-заводского обучения работал в типографии в Москве. Он рано начал писать стихи о своих молодых товарищах, прославляя их труд. Но вскоре в конце 1934 года  по ложному доносу был арестован, а когда при обыске у него нашли книгу А. Гитлера «Моя борьба», то, по словам Смелякова, его «крестом решётки (…) на Лубянке окрестили». Три года Смеляков провёл в заключении. В годы Великой Отечественной войны поэт воевал на Карельском фронте, попал в плен, а после освобождения снова лагерь на подмосковных угольных шахтах. При поддержке К.Симонова  Я. Смелякову удалось возвратиться к поэтической деятельности, но в 1951 году теперь по доносу уже двух поэтов его отправили в заключение на шахты Инты.

Как всё же серость ненавидит талант! А то,  что Я. Смеляков обладал недюжинным поэтическим талантом, знают все истинные любители поэзии.  Провожая Смелякова в последний путь, К.Симонов сказал: «Он был талантливее всех нас…»

Вроде бы после таких тяжелейших испытаний, вызванных грубейшими нарушениями его конституционных прав органами власти, Я. Смеляков должен был возненавидеть Советскую власть, но до конца жизни поэт оставался искренним и истовым певцом её достижений. По рассказам жены, он даже во сне яростно спорил с противниками Советов.

В отличие от других отбывавших наказание в ГУЛАГе,  он не любил писать на лагерные темы, лишь иногда с большой осторожностью касался её.  Но в 60-е годы всё-таки написал стихотворение «Послание Павловскому» своему «крёстному из НКВД», который «комсомольцу молодому влепил бубнового туза…». Ни злости, ни гнева в них нет: «Как хорошо бы на покое,-// твою некстати вспомнив мать,-//за чашкой чая нам с тобою// о прожитом потолковать.// Я унижаться не умею// и глаз от глаз не отведу,// зайди по-дружески, скорее.// Зайди.//   А то я сам приду». Вот она широта и доброта славянской души. Возможно за эти черты, несмотря на его суровый характер к нему тянулись молодые поэты.

 

Я. Смеляков, вероятно, как никто понимал какими жертвами народа построено первое в мире социалистическое государство и в свой поэзии пытался понять и показать, что они оправданы.  Когда-то известный русский философ А.Ф. Лосев утверждал: «Вся жизнь, всякая жизнь, жизнь с начала до конца, (…) есть жертва, жертва и жертва. (…) Жертва же в честь и во славу Матери-Родины сладка и духовна. Жертва эта и есть то самое, что единственное только и осмысливает жизнь». Герои творчества Я. Смелякова добровольно приносят свои жизни в жертву Матери-Родины. И когда «стихала и кипела//похлебка классовой борьбы» и тогда, когда «чтоб ей вперёд неодолимой быть,// готовилась крестьянская Россия// на голову льняную возложить// большой венок тяжёлой индустрии».

Борцам за установление и укрепление Советской власти в русской глубинке он посвятил стихотворение «Рязанские Мараты», полное жестокой правды. Вдумайтесь в эти слова: «Вы с беспощадностью предельной// ломали жизнь на новый лад// в краю ячеек и молелен,// средь бескорыстья и растрат.// Не колебались вы нимало,// За ваши подвиги страна// вам - равной мерой – выдавала// выговора и ордена.// И гибли вы не в серной ванне,// не от надушенной руки.// Крещенской ночью в черной бане//вас убивали кулаки».

Ярослав Васильевич до конца дней своей жизни восторгался добровольным самопожертвованием десятков миллионов советских граждан, которые создавали новую жизнь, понимая суровую истину слов вождя, о том, что если за десять лет не ликвидировать столетнее отставание, то «нас сомнут». Строительству этой новой, небывалой в истории цивилизации он посвятил много стихов, вот строки одного из них: «Я строил окопы и доты// железо и камень тесал,// и сам я от этой работы// железным и каменным стал.// Я стал не большим, а огромным -// попробуй тягаться со мной!» Он восхищён  «мамонтами пятилетки», создателями «победных домн Наркомтяжпрома», у которых «на сильных лбах, блестящих тяжко,//свою оставила черту// полувоенная фуражка».

А с какой нежностью и гордостью он пишет о женщинах, прошедших «рядом с мужчинами стойко войну и беду». Его стихотворение «Милые красавицы России» одно из лучших, в нём звучит гимн стойкости и мужеству русской женщины: «В блиндажах подземных, а не в сказке// наши жены примеряли каски.// Не в садах Перро, а на Урале// вы золою землю удобряли.// На носилках длинных под навесом// умирали русские принцессы …»

Восхищаясь героикой сталинской эпохи,  Я. Смеляков никогда не пел славословий вождю. Лишь после его смерти, в период пароноидальной хрущёвской антисталинской истерии он пишет особенное, смеляковское стихотворение: «На главной площади страны,// невдалеке от Спасской башни,// под сенью каменной стены// лежит в могиле вождь вчерашний.// Над местом, где закопан он// без  ритуалов и рыданий,// нет наклонившихся знамён// и нет скорбящих изваяний,// ни обелиска, ни креста,// ни караульного солдата -// лишь только голая плита// и две решающие даты,// да чья-то женская рука// с томящей нежностью и силой,// два безымянные цветка// к его надгробью положила». И ключевые здесь последние строки, у большинства народа, как и у автора к личности Сталина в сердце живёт «томящая нежность и сила».

В одном из стихотворений Я. Смелякова есть такие слова: «Ежели поэты врут,// больше жить не можно». И этому правилу поэт следовал всегда, его стихи наполнены неумолимой исторической правдой. Верный этому правилу он не мог обойти молчанием, что в строительство фундамента социализма вложен труд не только миллионов советских подвижников, но и десятков тысяч, многих из них безвинных, заключённых.

 

В стихотворении, которое было в годы перестройки опубликовано в «Новом мире» под названием «Курсистка» (у Смелякова другое название) он рисует портрет тех, кто творил неправое дело, отправляя невиновных на смерть и в лагеря: «Брызжет кляксы чекистская ручка,// Светит месяц в морозном окне,// И молчит огнестрельная штучка,// На оттянутом сбоку ремне.// Неопрятна, как истинный гений,// И бледна, как пророк взаперти,-// Никому никаких снисхождений// Никогда у неё не найти». Да были такие, считавшие всех кроме себя врагами революции, а своё мнение истиной в последней инстанции. Это против них был направлен «Большой террор» 1937 года, а после ХХ  партсъезда они вдруг стали невинно пострадавшими овечками и ничуть не раскаялись за гибель невинных людей.

Не мог Я. Смеляков смириться и с глумлением над памятью Маяковского, его любимого поэта и в стихотворении о его смерти он с возмущением пишет о дамах полусвета, о «лилях» и «осях», о «брехобриках, о «проститутках с осиным станом, которые «по ночам собираясь, пили золотистую кровь поэта» и привели его к трагическому концу. Такие компании загубили не одного талантливого поэта.

И как бы в подтверждении величественной и трагической  судьбы талантливых русских поэтов прозвучали стихи Я. Смелякова «Здравствуй, Пушкин!», рассказано юной участницей Настей Глушко (школа №91) и «Анна Ахматова» в исполнении Симы Зинчук (школа №49). Настоящий гимн русскому языку воспел поэт в одноимённом стихотворении, блестяще прочитано Алёной Гришиной из школы №91. Никого не оставило равнодушным замечательное стихотворение «Вот опять ты мне вспомнилась, мама!» Его великолепно прочитала Катя Третьякова из школы №47 и так растрогала нашу строгую ведущую, что она нежно и крепко обняла Катю. Стихи о мужественном аскетизме современников автора прочли ученицы школы №91 Настя Новицкая и Катя Киселёва.

Несмотря на свою внешнюю суровость, Я. Смеляков был подлинным рыцарем идеала, способным на большое лирическое чувство. Ученики школы №145 Паша Муравьёв иДаниил Лапшин познакомили участников гостиной с жемчужинами русской лирики: «Милые красавицы России» и «Хорошая девочка Лида».

Участники гостиной не только любят читать и декламировать стихи, но и сами их сочиняют. Свои первые опыты в поэзии продемонстрировали Настя Ломаева (школа №145), ученики школы №85: Даниил Назунц, Вика Карлова, Игорь Черемисов,  Женя Каралюс; Мээрим Арстанбекова (школа №47), Катя Мошкина и Сима Зинчук. Прекрасные стихи прочли В.К. Зинчук и член «Русского общества» поэтесса Н.С. Носкова.

В завершении гостиной к участникам обратился член Коордиционного Совета  «Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» В.С. Бедарев, тепло поблагодарившей педагогов С.С. Аверину, В.К. Зинчук, В.А. Каверзину, С.В. Камину, Н.О. Кириллову, Л.А. Леменкову, Л.А. Назарову, А.М. Непомнящих, Г.В. Подберёзкину, С.В. Попову  за бескорыстный подвижнический труд в деле возрождения русского национального самосознания и пропаганде достижений русской советской литературы, а также вручил благодарственные письма.

 

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя правления КРОО «Русское общество» 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61