КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow Новости и события arrow Проблемы Богучанской ГЭС
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Проблемы Богучанской ГЭС
24.10.2007 г.
    Основные риски и проблемы реализации инвестиционного проекта Нижнего Приангарья
 
Наверное, все красноярцы видели недавно по телевидению, как губернатор Александр Хлопонин докладывал президенту страны о том, что строительство Богучанской ГЭС ведётся опережающими темпами. Когда знакомишься с оценками специалистов, то понимаешь, что, к сожалению, реальная картина не столь радужна. Возникает вопрос: или губернатор не совсем знает истинное положение дел, или он, мягко говоря, не очень точен в выражениях при докладе президенту. Мы располагаем материалами независимой экспертизы и предлагаем вам ознакомиться с некоторыми её оценками и выводами.
В 2005 году Институт региональной политики (ИРП) по заказу администрации Красноярского края разработал проект развития Нижнего Приангарья.
Было утверждено, что «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» — это государственно-частный проект по созданию нового промышленного района в Красноярском крае на базе электроэнергии Богучанской ГЭС и ресурсного потен­циала региона.
 Общая сметная стоимость проекта первого этапа реализации составила 213,9 млрд. руб., в том числе средства инвесторов — 179,7 млрд. руб.
Планируется строительство первоочередных промышленных объектов:
Богучанской ГЭС (70,4 млрд. руб.),
алюминиевого завода (67,9 млрд. руб.) и
целлюлозно-бумажного комбината (41,4 млрд. руб.).
Строительство Богучанской ГЭС и алюминиевого завода будет осуществ­ляться в соответствии с соглашением о сотрудничестве между ОАО «Русский алюминий» и «ОАО ТидроОГК» в рамках совместного проекта по созданию Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО), строительство ЦБК — в рамках соглашения о совместном инвестировании, подписанного между ОАО «Корпорация развития Красноярского края» и Внешэкономбанком, который должен предложить промышленную компанию.
На втором этапе реализации проекта (общая сметная стоимость 140,2 млрд. руб.) предполагается строительство Тагарского металлургического объеди­нения на базе Тагарского железорудного месторождения, Горевского металлурги­ческого объединения на базе Горевского ГОКа, газоперерабатывающего и газо­химического комбинатов в Богучанском районе, цементного завода на базе Чадобецкого глиноземного месторождения с конечным периодом выхода на проектную мощность по всем объектам уже к 2013 г.)
При анализе проектов представляется нереальным освоение таких объемов капвложений в ближайшие 5-10 лет и в такие короткие сроки, несмотря на то, что выделить финансовые ресурсы в намеченном объеме, наверное, уже не представляет большой сложности для крупнейших российских транснациональных корпораций, заинте­ресованных в этом регионе, и, соответственно, лоббировании своих проектов. Однако реализовать их использование на ограниченной территории сложно.
Расчеты показывают, что в пиковый год строительства 2009-2010 гг. потребуется привлечь около 40 тысяч рабочих. В Сибири, в ее восточных регионах, которые страдают от высокого уровня оттока населения, в первую очередь квалифицированных трудовых ресурсов — невозможно обеспе­чить все строительные объекты таким количеством строителей. Именно недостаточность трудовых ресурсов и весьма ограниченные возможности по их привле­чению и обустройству в первую очередь резко снижают уровень «инвестиционной» восприимчивости Нижнего Приангарья до 2015 года.
Реализация проектов освоения ресурсов Нижнего Приангарья потребует привлечения на постоянное место жительства в административные районы ре­гиона около 50 тыс. работающих. Причем, необходимость использования в таких природных условиях и в довольно отдаленных районах передовой технологии и техники в производственных процессах и на стадии строительства требует при­влечения в Нижнее Приангарье трудовых ресурсов высокой квалификации.
Уже в середине первого десятилетия XXI в. «...ежегодные потребности только Ванкора и Нижнего Приангарья в целом составляют более 5 тыс. специа­листов. А на строительстве только одной Богучанской ГЭС в 2007 г. потребуется уже 8 тыс. работающих».
Где взять столько специалистов?
Уровень инфраструктурной подготовленности территорий, который мож­но ожидать после завершения инфраструктурных проектов всех видов, явно будет недостаточен.
А) Уровень развития транспортной инфраструктуры.
Обеспечение транспортно-технологических связей возлагается исключи­тельно на возможности автомобильного транспорта с подвозом некоторых ресурсов по радиальным веткам железных дорог. Пропускные и провозные способности транспортной сети, намеченные в проекте, явно недостаточны для обеспечения не только бесперебойного функционирования всего предлагаемого комплекса производств, но и соблюдения ускоренных темпов строительства, заложенных в программах.
Как показывают расчеты, только ввод в эксплуатацию газоконденсатных месторождений Тунгусско-Чунского района (Аявинское, Джелиндуконское) потребуют доставки строительных грузов и оборудования до 5 млн. т. на стадии строительства (обустройства месторождений, подготовки их к эксплуатации и т.п.) и 2 млн. т. грузов на стадии эксплуатации этих месторождений. Другие месторожде­ния требуют также значительных ежегодных перевозок.
Такой объем транспортной работы может выполнить только железная дорога, которая никакими проектами и даже прогнозами не предусмотрена. Включение этой суммы инвестиций в качестве дополнительной на­грузки к издержкам существенно ухудшает показатели рентабельности предла­гаемых объектов.
Представляется проблематичным обеспечить в этих условиях срок окупае­мости в 10,5 лет, как это указано в проектных материалах. В рассматриваемом случае, это может означать увеличение срока окупаемости как минимум вдвое — до 20 лет.
В «Программе-2005» рассматривается создание комплекса цветной ме­таллургии, состоящего из трех предприятий с проектными мощностями:
Чадобецкий ГОК - 1800 тыс. т бокситов,
глиноземный комбинат - 400 тыс. т,
алюминиевый завод - 500 тыс. т.
Реализация комплекса работ по созданию и функционированию таких круп­нейших предприятий цветной металлургии практически исключена в рамках наме­чаемой в программе транспортной сети Нижнего Приангарья.         
Кроме того, как показывает анализ, значительно занижен объем перевозок по объекту «Чадобецкие бокситы» — всего 420 тыс.т при выпуске готовой продукции 400 тыс.т, т.е. не учитываются объемы поставок сырья, материалов для производства глинозема, а главное не учитывается строительство крупной ТЭЦ для выработки тепла, необходимого для производства глинозема.
В любом случае на Чадобец необходимо построить железную дорогу - протяженностью минимум 120 км (от Кодинска). Общие капвложения в строительство дороги составят не менее 10 млрд. руб. Это дополнительные затраты к приведенной сумме инвестиций.
Б) Уровень развития энергетической инфраструктуры.
Несмотря на то, что среди проектов по инфраструктурной подготовке территории по объемам инвестиций лидируют проекты по реализация схемы выдачи мощности ГЭС, возможности намечаемой энергетической базы также не сбалансированы с потенциальным спросом на энергию не только по срокам, но и по объемам.
В паспорте ГЭС предполагаемый ввод в эксплуатацию намечен на 2010 г., но продолжительность строительства ГЭС охватывает горизонт 6-15 лет в зависимости от выбранного варианта достройки. Иными словами, проектной выработки ГЭС может достигнуть скорее всего не раньше 2020 г., а ввод алюминиевого завода намечен на 2016 год.
Предприятия, составляющие ядро проекта: Богучанская ГЭС, алюминиевый завод и ЦБК могут действительно стать главными бюджетообразующими хозяйственными субъектами Нижнего Приангарья в первой четверти XXI столетия. Из 9 млрд. рублей доходов в бюджет Федерации от предприятий Нижнего Приангарья (через 8-9 лет после начала реализации проекта) львиная доля бу­дет приходиться на эти хозяйствующие субъекты.
Однако, ожидание такой эффективности от реализации рассматриваемого проекта может оказаться завышенным.
Первое: высока вероятность того, что через 5-6 лет реальная производст­венная структура Нижнего Приангарья принципиально не изменится.
Второе: выбранный набор предприятий слабо адаптивен к изменению внешних условий реализации проекта.         
Выбранная стратегия развития региона практически исключает развитие на его территории предприятий мелкого и среднего бизнеса в практически единственной «благодатной» для этого отрасли Нижнего Приангарья — лесной.
С учетом этого реальные поступления от федеральных средств к 2015 г. могут оказаться более чем в 3,5 раза меньше.
Каждый из объектов проекта развития Нижнего Приангарья безусловно является конкурентоспособным предприятием, но экспертная оценка вероятности создания всей группы предприятий в ближайшие пять лет, к сожалению, низка.
Наша позиция: безусловно, необходимо создание такого комплекса предприятий, но в более «растянутые» сроки.
Итак, представляется целесообразным уточнение проекта развития Нижне­го Приангарья, чтобы в результате его реализации удалось действительно создать конкурентоспособный регион.
Экономический отдел крайкома КПРФ
 
P. S. Депутат Законодательного собрания В. Г. Юрчик еще в мае направил А. В. Уссу записку с предложением создать депутатскую комиссию, которая могла бы выехать на место и детально изучить ситуацию в этом регионе. Публикуемый выше материал подтверждает, что создание депутатской комиссии необходимо. Хотелось, чтобы и губернатор А. Г. Хлопонин ознакомился с представленными выводами специалистов.
 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61