КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко:
10.01.2013 г.

Возродим село!

В конце прошлого года депутаты Законодательного собрания провели публичные слушания «О социально-экономическом развитии села». С основным докладом выступил председатель комитета по делам села и агропромышленной политике, депутат фракции КПРФ Валерий Сергиенко

20 лет социальных, политических и экономических реформ в России изменили страну, её экономику, социальную сферу и самих людей.Земельная реформа, кардинальное изменение отношений  собственности на селе, организационные преобразования в эти годы происходили болезненно, выявили разрушение организационно-экономических связей и, как следствие, снижение объемов производства, сокращение рабочих мест на селе и значительное сокращение сельского населения, деградацию социальной сферы.

 

Все это сопровождалось усилением диспаритета цен между сельскохозяйственной продукцией и товарами и услугами промышленности, используемыми для производства сельскохозяйственного сырья. Но крестьянин остался крестьянином: «Помирать собрался, а рожь сей!».

Развитие села характеризуется такими показателями.
Посевная площадь зерновых и зернобобовых культур сократилась за  1990-2012 годы с 1651,9 до 1017,2 тысячи гектаров.
Валовый сбор продукции растениеводства за этот же период сократился с 2670 до 1787 тысяч тонн.
Поголовье крупного рогатого скота упало с 1302 до 439 тысяч голов, в том числе коров – с 472 до 175 тысяч голов, свиней – с 930 до 448 тысяч голов.
В этих исключительно неблагоприятных экономических условиях деревня выжила, выстояла и в последние 5-7 лет обеспечила заметный рост, в количественном и качественном отношении, производство основных продуктов питания.

Сейчас мы можем твердо заявить, что по производству основных продуктов сельского хозяйства в крае обеспечивается минимальный порог продовольственной безопасности. В начале 2000 года вступил в силу Федеральный закон о развитии сельского хозяйства страны, на основе которого стали приниматься государственные долгосрочные целевые программы по развитию агропромышленного комплекса и решению проблем села. 

У нас в крае был принят закон о государственной поддержке субъектов сельскохозяйственного производства, несколько краевых долгосрочных целевых программ.  Все это послужило основанием для субсидирования за счет краевого бюджета около 70 направлений развития аграрного сектора региона. Эта законодательная база позволила довести объемы финансирования отрасли из краевого бюджета до 3,5 млрд. рублей в год. Затраты федерального бюджета на эти цели составили около миллиарда рублей дополнительно.
Мероприятия, осуществленные в крае в рамках реализации национального проекта АПК, меры государственной поддержки села, самоотверженный труд сельских тружеников, руководителей и специалистов села создали основу для обеспечения роста сельскохозяйственного производства в крае.

Мы смогли приступить к достаточно масштабной модернизации материальной базы растениеводства и животноводства, внедрению наукоемких и энергосберегающих технологий.

Наряду с давно зарекомендовавшими себя флагманами сельскохозяйственного производства края, такими, как ЗАО «Назаровское», «Искра», «Краснополянское», «Солгонское», «Красный маяк», «Шилинское», «Светлолобовское», ОПХ «Солянское», «Курагинское», ДПМК «Каратузское», за последние годы появилась целая плеяда новых маяков сельскохозяйственного производства, достигших выдающихся показателей в производстве. Это агрохолдинг «Агросибком», хозяйство Владимира Дорофеевича Тихоненко, ЗАО «Емельяновское», «Андроновское», птицефабрика «Заря», ЗАО «Ададымское», «Авангард», «Тубинск», «Краснотуранский», ОАО Искра Ленина», ООО «Фортуна-Агро», СПК «Юбилейный». Дела и результаты работы коллективов этих хозяйств – залог продовольственной безопасности края. 

Как ни парадоксально, крестьяне лучше пока жить не стали.

  • В отрасли сохраняется самая низкая заработная плата.
  • Уровень жилищно-коммунального обустройства села, качество сельского образования, здравоохранения, культуры, дорожно-транспортного комплекса значительно отстают от соответствующих городских показателей.
  • В крае около 1700 сельских населенных пунктов. Из них только в 1611 постоянные жители, в 54% сельских населенных пунктов живет менее 200 человек.
  • 23%  населения края – селяне. За период с 1990 по 2010 год сельское население сократилось на 18%, и это снижение продолжается.
Последствия системного кризиса 1990-х годов, не преодоленные до настоящего времени:
  • низкая конкурентоспособность и высокие издержки сельскохозяйственного производства;
  • сельская бедность и высокая безработица сельского населения;
  • падение культурного и профессионального уровня;
  • снижение качества сельской жизненной среды (благоустройство территории, состояние сферы услуг);
  • значительный физический и моральный износ объектов производственной, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры;
  • потеря исторически освоенных агроландшафтов.

Практически полностью или в значительной степени утрачен агропромышленный потенциал в Ачинском, Бирилюсском, Большеулуйском, Козульском, Партизанском, Саянском, Иланском, Нижнеингашском, Тасеевском, Казачинском, Пировском, Енисейском, Богучанском, Кежемском районах.
Численность занятых в сельскохозяйственном производстве края с 1990 года сократилась в четыре  раза, уменьшились посевные площади и поголовье скота, износ машинно-тракторного парка составляет более 70%.
Доля сельского населения с располагаемыми доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности сельского населения края в 2011 году составила 41,5%.
Заработная плата работников сельского хозяйства края в 2011 году составила лишь 50,6% от средней по экономике края (в 1990 году этот показатель равнялся 97,8%).
Почти 45% ветхого и аварийного жилищного фонда региона приходится на сельскую местность. До настоящего времени федеральными и краевыми программами  строительство жилья взамен ветхого и аварийного в сельских населенных пунктах предусмотрено не было.
Невероятно, но и сегодня, в XXI веке, значительное количество сельских населенных пунктов края не имеют водопроводов. Более 75% населения села вынуждено пользоваться холодной водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Из-за бездорожья 350 сельских поселений края с численностью проживающих в них жителей свыше 25 тысяч человек не имеют круглогодичной транспортной связи. Особого внимания требует решение проблем круглогодичной доступности автомобильного и авиационного транспорта для населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.
Обеспеченность сельского населения врачами по сравнению с городским ниже в 3,1 раза, средним медперсоналом – в 1,5 раза. Меньше и обеспеченность больничными койками, а число ФАПов составляет 76% от показателей 1990 года.
Число мест в детских садах на селе за период с 1990 года сократилось в 2,2 раза. Только 40% детей в сельской местности посещают детские сады (в городе 55%).  Физической культурой и спортом занимается только 5% взрослого сельского населения и 10% сельской молодежи.
Капитальный ремонт необходим более чем 2/3 учреждений культуры села. Почти 50% объектов культуры находятся в приспособленных помещениях.
Качество электроснабжения сельских населенных пунктов продолжает оставаться исключительно низким, а продолжительность перерывов в электроснабжении возросло до 100 часов в год.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного пространства: телефонная связь, телевидение, Интернет и даже почтовая связь ни в коей мере не могут быть сравнимы с уровнем и доступностью по ним в городах края. Переданные в соответствии с Федеральным законом № 131 полномочия по социальному развитию сельских поселений муниципальным образованиям без соответствующего укрепления их материального и финансового положения оказались невыполнимыми, а чудовищный административный прессинг многочисленных контролирующих и надзирающих органов сделал невозможным развитие местных инициатив.

На значительной части сельских территорий края складывается неблагоприятная экологическая ситуация: развивается водная и ветровая эрозия, деградирует лесной фонд, практически свернуты мелиоративные работы. Сельское население и хозяйствующие на селе организации и предприятия оказались жестко ограниченными в своем праве пользоваться лесными ресурсами в интересах развития территорий и  соответственно жизнеобеспечения.

Вследствие допущенного резкого падения социально-экономических показателей развития сельских территорий меры, реализуемые в рамках федеральных и краевых программ в последние 5-7 лет, оказались недостаточными для повышения уровня жизни сельского населения. В связи с этим по инициативе Законодательного собрания и правительства Красноярского края на публичные слушания выносится Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года.

Основой для ее разработки стали:

  • доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации;
  • концепция долгосрочного социального развития Российской Федерации на период до 2020 года;
  • государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы;
  • концепция устойчивого развития сельских территорий России на период до 2020 года.
  • Концепция, которую мы сегодня обсуждаем и утверждаем, должна стать основой для разработки и реализации целого пакета законов, краевых и муниципальных программ, направленных на развитие Красноярского края.

В ходе разработки концепции депутаты комитета по делам села и агропромышленной политике вместе с депутатами комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества и секции социально-экономического развития села координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов местного самоуправления края во всех сельских районах края провели встречи с населением, депутатами сельских и районных советов, главами муниципальных образований, руководителями учреждений социальной сферы, сельскохозяйственных предприятий и организаций.

В этой работе приняли участие министр сельского хозяйства края, его заместители, представители других министерств правительства края. В общей сложности несколько тысяч человек приняли участие в предварительном обсуждении заявленной сегодня темы. Создана организационная группа представителей, в которую делегировал каждый сельский район края.
Проект концепции размещен в Интернете, направлен во все муниципальные образования. Мы получили практически от всех районов предложения и замечания по проекту концепции. Мощной поддержкой для внесения и обсуждения этого вопроса в краевом политическом пространстве стала концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная в ноябре 2010 года председателем правительства РФ В. В. Путиным. Проект концепции сегодня роздан участникам слушаний. Не стану его дословно пересказывать, отмечу лишь основополагающие цели, принципы и задачи государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. Прежде всего – основой, фундаментом социального развития села было, есть и будет дальнейшее наращивание объемов и повышение эффективности сельскохозяйственного производства, диверсификация сельской экономики, всемерное развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

Важнейшая цель – повышение доходов сельских тружеников до уровня средних по экономике края.

Осуществление на селе программ жилищного, социально-бытового, дорожного строительства, инженерного обустройства в объемах, способных остановить деградацию социальной сферы села, создать жизненные условия на селе равные городским. Концепция предусматривает осуществление мер кадрового обеспечения отраслей сельской экономики и социальной сферы.

Набор инструментов для достижения поставленных целей предлагается достаточно обширный:

  • выделение земельных участков под жилищное строительство без торгов и бесплатно;
  • строительство социального и служебного жилья;
  • специальные программы сельской ипотеки;
  • строительство на селе жилья взамен ветхого и аварийного по программе фонда реформирования ЖКХ;
  • упрощенный порядок разрешительных процедур, проектирования и ввода в эксплуатацию жилья и объектов соцкультбыта на селе;
  • использование для целей отопления сельского жилого и социального фонда электроэнергии по приемлемой для этого цене;
  • повышение до 10% от расходной части краевого бюджета ассигнований на реализацию программ по выполнению концепции;
  • первоочередной для решения задачей является осуществление широкомасштабной программы строительства водозаборных сооружений и водопроводов на селе;
  • стимулирование инициатив и ответственности сельских жителей, муниципальных образований в области развития сельских территорий. В обществе должно быть сформировано нетерпимое отношение к иждивенчеству и пренебрежению отдельных граждан к содержанию и благоустройству сельских поселений, собственных домовладений, земельных и приусадебных участков;
  • наши программы должны содержать меры поддержки и поощрения проектов бизнес-структур и некоммерческих объединений, направленные на развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения;
  • мы должны предусматривать развитие инфраструктуры закупки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
  • наши планы развития сельских территорий должны учитывать и потребности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в части развития инженерной, транспортной и сбытовой инфраструктуры;
  • концепцией предполагается создание межведомственного совета по организации выполнения предусмотренных целей и задач.

В вопросах совершенствования работы сельских учреждений образования, в том числе дошкольного, здравоохранения, культуры, дорожного, дорожно-транспортного обслуживания, ЖКХ, строительства, экологии и финансов концепцией предлагается правительству края и соответствующим министерствам определить в каждой из разрабатываемых, принимаемых и осуществляемых программ её сельскую составляющую на основе специальных, отдельно разрабатываемых и принимаемых нормативов, учитывающих сельскую специфику.
Оценивать эффективность деятельности каждого отраслевого министерства и ведомства с учетом результатов, достигнутых ими в социальном развитии села.

Для преодоления разобщенности и лучшей координации всех структурных подразделений правительства в их деятельности на селе было бы целесообразно расширить полномочия министерства сельского хозяйства по координации деятельности отраслевых министерств на селе и повысить статус министра сельского хозяйства до уровня заместителя губернатора –заместителя председателя правительства края. Реализация положений концепции устойчивого развитие сельских территорий потребует разработки и реализации  новых целевых программ. И первое, что нам необходимо сделать, – это признать развитие сельского хозяйства и социальное развитие сельских территорий одним из основных приоритетов экономической и бюджетной политики края (выделить 10% бюджета). Обращаясь к правительству, руководителям многочисленных контролирующих и надзирающих органов, хочу предложить немедленно и радикально проанализировать и пересмотреть нормативно-правовую базу и практику работы гигантской армии контролеров, по своей численности едва не превышающей численность занятых в сельскохозяйственном производстве.

Мы просто обязаны прекратить карательную практику деятельности этих структур по отношению к организаторам реального сектора экономики, государственным и муниципальным организациям и учреждениям. Необходимо пересмотреть и многократно упростить административные процедуры, которые в реальной жизни душат многие позитивные проекты, консервируя и наращивая проблемы вместо их решения.

Мы обращаемся к руководителям СМИ, журналистам, писателям, художникам с настоятельным призывом своими публикациями, произведениями помочь нашему обществу осознать общенародную ответственность за судьбу сибирской деревни, колыбели нашей национальной культуры, нравственности, нашей малой родины, помочь формированию в обществе позитивного облика сельского труда и быта, самого сельского труженика, помочь преодолению нравственной деградации, поразившей в том числе часть сельских жителей.

Мы обращаемся к представителям всех политических партий, общественных организаций, религиозным деятелям всех конфессий объединить и направить свои усилия на социальное возрождение деревни.

Сегодня здесь, в зале, присутствуют и студенты выпускных курсов СФУ,   аграрного, педагогического, медицинского университетов. Им принимать эстафету, им выводить аграрный комплекс и сибирское село на рубежи высоких жизненных стандартов, на рубежи XXI века. И мы хотели бы, чтобы они услышали ответы на вопросы, которые им придется решать при выборе места своей работы, ее условий престижности и перспектив. И в какой-то мере осознали уровень своей ответственности за судьбу деревни, за судьбу Родины.

В зале немало руководителей промышленности, банковского, страхового бизнеса. Здесь и в целом в крае немало потенциальных инвесторов, ищущих эффективные проекты для вложения своих финансовых ресурсов. И исполнительная и законодательная власть края заинтересована в реальном частно-государственном партнерстве в сфере аграрного бизнеса и готова вместе формировать правовое поле для сотрудничества.

Особое обращение к деятелям науки. Наша страна вступила в ВТО. Формирование конкурентоспособной экономики теперь не только лозунг, но и жесткое условие выживания. Мы ждем от наших научных учреждений, университетов, Академии наук на основе уникального опыта, накопленного нашими передовыми хозяйствами, рекомендаций и технологий,  обеспечивающих выход в ближайшие 3-5 лет (большего времени нам не отведено по условиям нашего вступления в ВТО) на рубежи урожайности зерновых культур не менее 30 центнеров с гектара, продуктивности дойного стада не менее 6 тысяч литров молока в год, заработной платы в сельском хозяйстве не менее средней по экономике региона.
Необходимо разработать план мероприятий и систему оценки эффективности осуществляемых программ.
Это станет повседневной работой органов власти и управления Красноярского края всех уровней.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61