ПРИВЫЧКА ЖИТЬ В ДОЛГ
Выступление председателя контрольно-ревизионной комиссии краевой партийной организации В. С. Бедарева на пленуме крайкома КПРФ.
Моя информация о проекте краевого бюджете основана на выводах счетной
палаты Красноярского края. Работа над главным финансовым документом на
2013 год и плановый период 2014-2015 годов осуществлялась в условиях
отсутствия внятной стратегии. Об этом мы и особенно В. Н. Севастьянов,
напоминаем на каждой сессии: наш край – единственный регион Сибири, где
такой стратегии нет.
Прогноз социально-экономического развития края представлен в двух
вариантах. Первый предполагает сохранение низкой конкурентоспособности
по отношению к импорту, а также более низкие расходы на развитие
(инвестиции) компаний инфраструктурного сектора. Этот сценарий основан
на более жесткой бюджетной политике.
Для выработки параметров краевого бюджета на 2013-2015 годы выбран второй вариант – умеренно-оптимитичный. Он соответствует параметрам, по которым предполагается развитие Российской Федерации в этот период. Однако по большинству показателей краевые темпы будут более ниже общероссийских.
Ожидаемые итоги развития экономики края в 2013 году по отдельным видам экономической деятельности свидетельствуют о некотором улучшении производственных показателей по отдельным видам. Однако уровень приростов докризисного периода не будет достигнут по прогнозам в строительстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. И даже «оптимистичный» вариант не предполагает значительного роста в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых. По ряду показателей предполагается снижение показателей. Например, древесно-стружечных плит – в 2015 году на 37,6% меньше, чем в 2008 году. Соответственно крупы будет произведено на 37,5%, колбасных изделий – на 8,1%, добыча угля сократится на 3,5%, зерна будет получено на 0,3%.
Во сравнению с 2008 годом в 2015 году производстве комбайнов сократится на 89,7%, целлюлозы – на 47,1%, кирпича – на 35,8%, железобетона – на 11,8%, холодильников – на 9,2%. А выпуск бумаги будет вообще прекращен. Об уровне инвестиций можно судить по таким показателям: в 2013 году они составят 110,3%, в 2014 году – 103,5%, а в 2015 году планируется снижение до 97,6%.
Главный приоритет в социально-экономическом развитии края – повышение уровня и качества жизни населения. В этом плане обрадовать сибиряков-красноярцев вряд ли получится. Такие показатели как рост заработной платы и реальных доходов ниже среднероссийских. В 2013 году в крае прогнозируется падение реальных доходов. Наибольшая часть доходов идет на потребление: если в 2012 году она составляла 74,3%, то к 2015 году эта доля составит 77,1%. Одновременно сокращаются расходы населения на сбережения во вкладах и ценных бумагах – с 4,2% в 2012 году до 3,1% в 2015 году.
Динамика темпов роста зарплаты и доходов, прожиточного уровня свидетельствует о замедлении темпов роста благосостояния красноярцев. Уровень бедности населения в нашем крае превышает средний показатель по России.
Доходы краевого бюджета в 2013 году составят 133 млрд. 477 млн. рублей, расходы – 157 млрд. 255 млн. рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 23 млрд. 748 млн. рублей. Это 17,4% от годового объема доходов бюджета без учета безвоздмездных поступлений. В 2014 и 2015 годах дефицит краевого бюджета составит соответственно 20 046 727,3 тыс. рублей и 14 306 923, 1 тыс. рублей. В будущем году основным источником покрытия дефицита краевого бюджета станет не развитие производства, а государственные ценные бумаги (7 400 000 тысяч рублей или 34%) и кредиты кредитных организаций (7 800 000 тысяч рублей или 36%).
Такая финансовая кабала приведет к значительному росту расходов на обслуживание государственного долга, что увеличит нагрузку на и без того напряженный бюджет. Учитывая срок обращений краевых облигационных займов (5 лет), расходы на обслуживание и погашение займов в 2016-2020 годах составят не менее 80 млрд. рублей.
В 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов планируется приватизация пакетов акций ОАО «Сибстройтехнология», ОАО «Племенной завод «Шуваевский», ОАО «Ачинская хлебная база № 17», ОАО «Птицефабрика «Бархатовская», ОАО «Красноярское автотранспортное предприятие № 5». Но дивиденды от этого будут незначительными. Между прочим, программа приватизации до сих пор не представлена в Законодательное собрание, что затрудняет проверку обоснованности доходов. Край все меньше делает ставку на собственные силы, а развивает привычку жить в долг.
Из сказанного можно сделать такие выводы.
Бюджет не сбалансирован. Не очевидно поступление запланированных доходов от инвестиционных проектов в объеме до 14 млрд. рублей. В тексте бюджета не отражены непосредственно расходы на выполнение майских 2012 года указов президента РФ. Вопреки требованиям бюджетной политики продолжается наращивание государственного долга, который к концу планового периода превысит 40% от расходов бюджета. Миллиардные расходы на обслуживание долга и по кредитным заимствованиям и по облигационным займам лягут тяжелым бременем на последующие годы. В бюджете проектируется снижение реальных доходов населения, чего не было раньше и что нарушает установленный порядок, не допускающий принятие законодательных актов, ухудшающих положение населения.
Продолжается политика поощрения монополий в части роста тарифов в расчетах граждан за электроэнергию, коммунальные услуги, тепловую энергию, что приводит не только к увеличению платежей, но и к увеличению затрат бюджета на поддержку малоимущих. Неоправданно предоставляются льготы «Роснефти» и энергетикам.
По-прежнему расходные полномочия передаются на муниципальный уровень, что вместе с необходимостью выполнения Указов Президента и краевых законодательных актов на местах не обеспечивается достаточным финансированием.
И в проекте бюджета на 2012 год, и плановый период 2013-2014 годов систематически не выполняется в установленные сроки программа строительства объектов социальной сферы В предложенном проекте не реализовано постановление, принятое Законодательным собранием при обсуждении краевого бюджета на 2012 год и наказы избирателей, высказанные на VI съезде депутатов всех уровней и предложенные депутатами-коммунистами.
Депутаты-коммунисты не могут голосовать за проект такого бюджета. Депутаты-коммунисты всех уровней после изучения бюджетов своих территорий должны проголосовать против главного финансового документа, так как он не отражает интересам регионов и населения.
|