КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя Научно-методического Совета крайкома КПРФ:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя Научно-методического Совета крайкома КПРФ:
25.04.2012 г.

КРЕПИТЬ СВЯЗЬ С РАБОЧИМ КЛАССОМ

  Коммунистическая партия со средины XIX века по определению является партией рабочего класса, пролетарской партией. Уже в своём первом программном документе основоположники марксизма провозгласили задачами коммунистов «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». В эпоху продолжающейся реставрации капитализма и возрастающего противоречия между трудом и капиталом в России эти задачи вновь стали главными для КПРФ.

Последние выборные кампании, прошедшие в стране способствовали пробуждению гражданского сознания у трудящихся масс. И в последующем гражданская активность народа должна шириться и углубляться. К этому его будет постоянно подталкивать сама власть. Она не сможет, и скорее всего, не захочет выполнить свои предвыборные обещания, а станет принимать решения, существенно ухудшающие жизнь простого народа. На мир, а, следовательно, и на нашу страну надвигается очередная волна глобального кризиса. Запас же советской прочности полностью исчерпан.

В этих условиях для коммунистов является первоочередной задачей добиваться пробуждения классового сознания у эксплуатируемых слоёв населения, превратить класс наёмных работников из «класса в себе» в «класс для себя».

Думается, пора снова класс наёмных работников называть классом пролетариев или пролетариатом. Как известно в буржуазном обществе «пролетариат – это класс лишённых собственности на средства и орудия производства наёмных рабочих, единственным источником существования которых является продажа ими своей рабочей силы капиталистам» (БСЭ, 3-е изд., т.21, М., 1975). Надо помнить, что пролетариат, как и другие социальные классы, носит исторический характер. Поэтому в разные периоды интересы, психология, поведение и структура пролетариата изменяется.

В Программе КПРФ сказано: «Научно-технический прогресс ведёт к коренному качественному   и структурному обновлению рабочего класса города и деревни. Инженерно-технические и научные работники, труженики сферы обслуживания в большинстве своём сегодня также являются наёмными работниками. В результате этого складывается передовой отряд, ядро современного рабочего класса. В нём коммунисты видят свою главную социальную опору».

Думается, необходимо хотя бы в общих чертах в порядке постановки вопросов для обсуждения рассмотреть состав современного пролетариата. Такая попытка была сделана Г.А. Зюгановым в книге «Идти вперёд», в которой он выделяет производящий слой современного российского общества. Именно к нему, по мнению Г.А. Зюганова, должны быть направлены призывы и действия КПРФ.

Давайте посмотрим, какие общественные группы производящего слоя соответствуют вышеприведённому определению пролетариата. Прежде всего, наёмные работники промышленных, транспортных и строительных предприятий, которые своим непосредственным трудом создают материальные ценности или оказывают материальные услуги. Но ведь и инженерно-технический персонал, непосредственно занятый в производственной сфере, те же наёмные работники и также продают свою рабочую силу. Так можем ли мы их исключать из состава пролетариата? Очевидно, нет. Они все вместе составляют большую группу промышленного или индустриального пролетариата. По своему социально экономическому строению он очень неоднороден, что существенно снижает чувство пролетарской солидарности.

Современный промышленный пролетариат по условиям своего бытия существенно отличается от российских пролетариев до 1917 года. Во-первых, он более образован, а посему более информирован и может анализировать происходящие процессы уже на научной основе. Во-вторых, практически все современные пролетарии имеют в собственности либо на праве найма жилплощадь, многие имеют в личной собственности автомобиль и дачный участок с постройками, в результате ваучерной приватизации являются акционерами предприятий, хотя и номинальными. То есть нынешнему промышленному пролетарию есть, что терять. И боязнь потерять имущество, да ещё невозвращённые долги по кредитам банка лишает его социальной и политической активности. Это с одной стороны.

А с другой стороны. Не утратил ли советский рабочий класс в годы перестройки социалистическое сознание? Не стал ли он носителем мелкобуржуазной, мелкособственнической, мещанской идеологии? Вспомним, разве не шахтёры своими забастовками подорвали уже расшатанную экономику страны в 1989-90 годах? Разве не в рабочих городах получали депутатские мандаты ярые критиканы плановой социалистической экономики? Разве не рабочие проголосовали за Ельцина?

Вспоминаю как часто из уст рабочего человека, неплохого производственника и морально устойчивого в жизни, приходилось в те годы слышать: «Мне всё равно, что социализм, что капитализм – лишь бы деньги большие платили». Ну, а получившая в то время широкое распространение присказка, обычно произносящая с украинским акцентом: «Булы б гроши, да харчи хороши, да матэрия в крапынку», разве не говорит о засилье мещанских интересов в рабочей среде.

Поэтому совершенно верно мартовский пленум ЦК И ЦКРК КПРФ указывает: «Нашей партии предстоит всё более действенно и умело решать труднейшую задачу: привносить классовое сознания в среду рабочих, помогая им осознать противоположность своих интересов устремлениям буржуазии». Однако, на наш взгляд надо привносить не просто классовое сознание, а социалистическое классовое сознание, ибо другие виды классового сознания, как-то: тред-юнионистское, анархо-синдикалистское либо сами возникают в рабочей среде, либо в красивой упаковке их внесёт буржуазия. Это хорошо показал В.И. Ленин в своей брошюре «Что делать?»

В процессе научно-технологической революции в обществе появляются новые группы трудящихся, которые также являются составными частями выделяемого Г.А. Зюгановым производящего слоя российского общества. В условиях капитализма они также являются наёмными работниками и представляют по своей сути «интеллектуальный пролетариат». По своей структуре он очень сложен, но в первом приближении  можно выделить внутри него три группы или вида.

Прежде всего, это «интеллектуально-индустриальный пролетариат» сюда относятся производители вещественного, высокотехнологичного и наукоёмкого продукта, все те в деятельности, которых гармонично сочетается физический и умственный труд. В годы перестройки среди них было много недовольных политикой КПСС, и они активно либо поддерживали, либо же составляли ядро демократов. Они возлагали большие надежды на рыночную экономику, а в результате оказались выброшены на улицу или вынуждены влачить жалкое существование на еле дышащих предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Приходит запоздалое раскаяние. И хотя пока ещё  на борьбу за свои права они опасаются вступать по тем же причинам, что и их коллеги в среде промышленного пролетариата, но среди них зреет недовольство своим положением. Они отличаются высокой степенью организации и дисциплины, умением анализировать обстановку и просчитывать варианты возможных событий.

Но среди «интеллектуального пролетариата» есть так называемый «компьютерный пролетариат» - производители невещественного, программного продукта, обеспечивающего работу производства и инфраструктуры. Их ещё называют «офисным планктоном». Это, как правило, высокообразованные в техническом отношении люди, имеющие возможность быть в курсе текущих общественно-политической обстановки, но в силу недостаточности знаний законов общественного развития, «плавающие без руля и ветрил» в море жизни.

Они в большинстве своём слабо воспринимают, либо вовсе не знают марксистско-ленинское учение. Г.А. Зюганов обращает внимание на их двойственный характер. Они хотя и встроены в производство, но их труд сугубо индивидуален, и, они не вписаны ни в какие трудовые коллективы. В связи с этим у них сильны чувства индивидуализма, а отсюда они зачастую имеют высокую социальную самооценку, что не способствует объединению их в борьбе против угнетения. Вообще-то, к каждому из них можно смело отнести слова старого цыгана из поэмы А.С. Пушкина «Цыгане», обращённые к Алеко: «Ты не рождён для дикой воли, ты для себя лишь хочешь воли». И в этом их главная беда.

Среди «компьютерного пролетариата» большая доля людей, сформировавшихся как личность или в годы перестройки, или в годы реформ. Их сознание в сильной степени деформировано антисоветской пропагандой и восхвалением западных нравственных ценностей. Они заражены вирусом русофобии. Они считают нормальным явлением жить в долг.  Они обременены ипотекой на квартиру, кредитом на автомобиль и другую технику. Они довольны своим маленьким мирком, и ради его сохранения готовы на предательство интересов страны.

Но капитализм не может развиваться без концентрации производства, что неизбежно ведёт к более высокой степени его обобществления, а, следовательно, вызовет к жизни процессы социализации и в среде этого слоя наёмных работников.

Пока говорили о наёмных работниках создающих средства производства, орудия труда, инфраструктуру производства и жизнеобеспечения. Но ведь главной производительной силой в обществе является человек, причём человек, владеющий определёнными знаниями и навыками труда. И совершенно правильно Г.А. Зюганов в состав производящего слоя общества включает всех тех, «кто обеспечивает воспроизводство самого человека как субъекта труда и общественной жизни, - воспитателей, учителей, преподавателей вузов, производителей услуг в сфере досуга, врачей и т.д.», они-то и составляют «собственно интеллектуальный пролетариат».

Несомненно, роль этой группы в революционном преобразовании общества весьма значительна. Вся их трудовая деятельность проходит в гуще народных масс. И если вспомнить, то и среди народников, а потом среди социалистов в царской России было много и учителей, и врачей. Нынче их социальная позиция далека от революционности. Несмотря на угнетения, низкую оплату труда они поддерживают существующий режим. Это особо проявляется во время выборов. Они в угоду начальству в участковых избирательных комиссиях идут на совершение деяний, имеющих признаки уголовно наказуемых.

Вот далеко неполный, схематический портрет пролетариата XXI века, того класса или, говоря шире -  трудящихся классов и слоев России. «К тем, кто собственным трудом создаёт материальные и духовные ценности, оказывает населению жизненно значимые услуги. В этих людях коммунисты видят свою главную социальную силу», - говорится в  Программе КПРФ. И именно, к ним, прежде всего, должны обращаться со своими идеями российские коммунисты.

Перед современными российскими коммунистами стоит неимоверно сложная задача. Вот из того довольно пёстрого, во многом раздираемого внутренними противоречиями сообщества трудящихся сформировать революционный класс, превратить его в «класс для себя» и обеспечить «мерную поступь железных батальонов пролетариата» (В.И. Ленин). Без этого победа социализма невозможна.

Чем обладает наша партия для достижения этой великой цели? Партия разработала чёткую, конкретную, научно обоснованную Программу, другими словами выработала стратегию действий в современной политической и социально-экономической ситуации, выделила основные направления тактики. Но как показала практика двух последних федеральных выборных кампаний, партии не удалось добиться понимания обществом её программных целей.

С одной стороны это связано с недостаточной работой коммунистов и партийных отделений по разъяснению программных положений партии. А с другой, очевидно, прав секретарь ЦК КПРФ С.П. Обухов, который заявил, что «более 50% граждан отказываются рассуждать в рациональных категориях предвыборных программ. Они делают свой выбор чисто эмоционально – нравится или не нравится». А затем продолжил: «к сожалению, достучаться можно только через эмоции и через образы».

И если программа может убедить только рационально мыслящих граждан, то лозунг действует больше на эмоции, он пробуждает у людей интерес. А как утверждали классики марксизма: «Интерес - вот что, в конечном счёте, объединяет людей». И в этой связи полезно вспомнить опыт большевиков в преддверии Великого Октября. Вряд ли многомиллионные массы неграмотных либо полуграмотных рабочих, солдат, матросов и крестьян знали содержание Программы РСДРП. Но были выдвинуты чёткие и краткие лозунги: «Мир народам!»; «Земля крестьянам!»; «Фабрики рабочим!»; «Власть Советам!». Может быть, последний лозунг и не все постигали умом, но первые три отвечали чаяниям всего трудового народа. Именно эти три лозунга объединили миллионы людей и подвигли их на борьбу с капиталистами и помещиками, а также и за претворение в жизнь лозунга «Вся власть Советам!».

К большому сожалению, партии так и не удалось выработать ёмкого, яркого, краткого лозунга, способного возбудить эмоции большинства населения России и сплотить их вокруг КПРФ на устранение нынешнего антинародного режима.

В нынешних условиях таким лозунгом мог бы стать призыв на спасение русского народа, его культуры, причём необходимо подчеркнуть, что спасение русских – это спасение всех народов России. И таков призыв не есть отход от принципов пролетарского интернационализма, а есть его творческое развитие в конкретных исторических условиях. Много веков малочисленные народы, населяющие территорию российского государства, жили в мире и согласии с русским народом. Проработав более тридцати лет в Якутии, не понаслышке знаю, что якуты уважительно называли русских старшим братом.

Сегодня идеологическому активу партии надо каждое положение Программы партии, а её третьего раздела, в особенности, наполнить конкретным содержанием. И здесь, несомненно, на первый план выходит вопрос о собственности на средства производства. На днях состоялся разговор с одним коммунистом, рабочим Красноярской ГЭС, в котором он высказал требование, чтобы все предприятия были переданы в собственность тех, кто на них работает, и чтобы они сами распоряжались полученной прибылью. Вот тогда рабочие будут поддерживать партию. Попытки объяснить, что Программа предусматривает возрождение и развитие советов трудовых коллективов, рабочего самоуправления его не убедили. Он остался при своём мнении.

Известно, что чувство группового эгоизма не чуждо и пролетарским слоям, и оно всячески поощряется и разжигается буржуазией в своих интересах. В противовес этому нам надо показать особенности рабочего самоуправления, которое способствует превращению работника в хозяина производства. Так средства производства, находящиеся в общенародной собственности, могут передаваться в пользование трудового коллектива предприятия в лице его совета. Это один путь. В ряде отраслей возможна передача трудовому коллективу средств производства в аренду. Это второй путь. При производстве товаров потребления возможно формирование народных акционерных обществ. Это ещё один путь.

Здесь уместно напомнить, что ещё в конце XIX века Ф. Энгельс указывал: «…производство, ведущееся акционерными обществами, это уже больше не частное производство, а производство в интересах многих объединившихся лиц». В Советском Союзе до 1956 года работало более ста тысяч производственных артелей, имеющих в собственности средства производства, общей численностью два миллиона работающих, дающих 6 процентов валового продукта страны. Примечательно, что первые советские ламповые радиоприёмники, первые радиолы и первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой были выпущены производственными артелями.

Как видите, есть много форм рабочего самоуправления. Думается, вышеуказанными они не исчерпаны. Хотелось бы знать мнение коммунистов по затронутым проблемам.

 

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя Научно-методического Совета крайкома КПРФ.

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61