И ОСТАНУТСЯ КАК СКАЗКА, КАК МАНЯЩИЕ ОГНИ…
Над талантливыми русскими поэтами, подлинными русскими гениями-самородками висит какой-то страшный рок. Очень мало они живут на свете, но как много они дают современникам и оставляют потомкам. Вспомним, погибли на дуэли: Пушкин - в 37 лет, Лермонтов - в 26 лет, загадочная смерть настигла Есенина в 30 лет, трагически гибнет в 35 лет Рубцов. И, к горькому сожалению, это далеко не полный перечень утрат… В первой половине ХХ века рано оборвалась трагически жизнь талантливых самобытных русских советских поэтов Бориса Корнилова и Дмитрия Кедрина. Но их произведения многие поколения учат «разумному, доброму, вечному».
Творчеству Б. Корнилова и Д. Кедрина было посвящено занятие литературной гостиной «Русского общества», прошедшей в Государственной универсальной научной библиотеке.
Вела гостиную А.П. Елесина –
заместитель председателя общества. В гостиной приняли участие учащиеся
школ №№ 3, 49, 66, 85, 91, 135, 149, гимназии №16 нашего города. Они
под руководством своих учителей, радетелей русской словесности,
влюблённых в русскую поэзию и бескорыстно отдающих свои знания и труд:
О.В. Акулич, В.К. Зинчук, С.В. Каминой, Н.О. Кирилловой, Т.Н. Осипкиной,
Л.А. Назаровой, А.М. Непомнящих, Г.В. Подберёзкиной, С.В. Поповой,
познакомились с творчеством, к большому огорчению не входящих в учебную
программу и практически ныне незаслуженно полузабытых поэтов.
С
кратким обзором биографий Б. Корнилова и Д. Кедрина, тепло встреченная
участниками гостиной, выступила сотрудница библиотеки Майя Воронина.
Рассказ
о творчестве Б. Корнилова автор этой статьи начал с цитирования первых
строк весьма популярной в 30-е годы прошлого века песни Д. Шостаковича:
«Нас утро встречает прохладой,// нас ветром встречает река.// Кудрявая,
что ж ты не рада// весёлому пенью гудка?// Не спи, вставай, кудрявая!// В
цехах звеня,// страна встаёт со славою// на встречу дня». Какие
простые, и какие яркие слова, идущие от самого сердца, связующие во
едино жизнь личности, и жизнь страны.
В
них очень точно и верно в поэтической форме отражён дух и ритм эпохи,
эпохи героической и трагической в высоком смысле этого слова. Ныне это
время рисуют чёрной краской, твердят о так называемом голодоморе, но при
этом умалчивают, что он был организован тайными врагами Советской
власти. Да, такая тяжёлая и скорбная страница была в нашей истории.
Но
было и другое. Страна залечила раны, нанесённые империалистической
войной, интервенцией четырнадцати буржуазных государств, Гражданской
войной. Возводились новые заводы, электростанции, дороги, сельское
хозяйство становилось на социалистический путь. Строились новые жилые
дома, в них и в бывшие барские особняки из подвалов и казарм
переселялись семьи рабочих. Всюду открывались школы, библиотеки, клубы и
больницы. Рабочие получили возможность отдыхать в санаториях и домах
отдыха. Десятки тысяч юношей и девушек из рабочих и крестьянских семей
получили возможность обучаться на рабфаках, в техникумах, институтах и
университетах. То есть, как справедливо пелось в другой песне: «Всюду
жизнь и вольно и широко точно Волга полная течёт…»
И вот это теченье воспел в своей «Песне о встречном» Борис Петрович
Корнилов. В неё отражён тот великий почин, который шёл из самых глубин
трудовых коллективов, принимать встречный план, превышающий
государственный. Рабочие коллективы становились хозяевами своей жизни.
Корнилов был сыном своего времени. С детских лет он видел, в каких муках
и битвах рождается общество социальной справедливости. Всей своей
юношеской душой он загорелся новыми идеями и стал певцом в стане
строителей социализма. Причём, певцом со стальной уверенностью в победе
нового строя, устойчивой классовой ненавистью к его врагам, певцом
талантливым с «крепкой хваткой поэтического образа и ритма», (…) «с
яркостью и насыщенностью метафоры и подлинной страстью» (Н. Бухарин).
И это ярко проявилось в поэме «Триполье», в которой, по мнению Ярослава
Смелякова, некоторые строки звучат как гимн партии. Он вспоминает
отрывок, когда кулацкие бандиты выстроили комсомольцев перед расстрелом.
Пьяный палач орёт: «Коммунисты, пять шагов вперёд!» - «И шагнули сто
двадцать// Товарищей// Сразу…// Начиная, товарищи,// с левой ноги, - и
далее поэт продолжает: «У Зелёного в ухе завяли монисты,// штаб
попятился вместе,// багров и усат…// Пять шагов, коммунисты…// Вперёд,
коммунисты… И назад отступают бандиты…//Назад». Слова и ритм текста так
сильно действуют на чувства, что «мурашки бегут по коже».
Б.
Корнилов широким шагом вошёл в литературу, он рано начал издавать
сборники своих стихов. Его лирика нежная, с легкой задумчивостью и
грустью, мелодичная и напевная волновала души и сердца современников. Он
воспевал свою комсомольскую юность, свою малую родину и легендарную
русскую природу лесного Заволжья.
Бытует
утверждение, что после 1934 года поэт испытывал духовный кризис, и
связывают это с тем, что якобы он разочаровался в советском строе и его
людях. Но именно в эти годы он с восторгом пишет об отцах, поющих
сегодня за столом: «О контрразведках Крыма,// о расстрелах,// о том, как
шли// с Будённым напролом…».
В
это же время Корнилов обращается к образу А.С. Пушкина, поэзию которого
он боготворил. Ему он посвящает цикл стихотворений, в одном из которых
Пушкина он называет «знаменитым// опальным,// яростным российским
соловьём…», а в другом обращается к нему: «Вы переживёте бронзы тленье//
и перемещение светил,-// первое своё стихотворенье// я планиде вашей
посвятил.// И не только я,// а сотни, может, в будущие грозы и бои// вам
до бесконечия умножат// люди посвящения свои».
Последние
годы жизни у Корнилова были трудными. Он стал увлекаться спиртным,
устраивал дебоши, за что был исключён из Союза писателей, затем был
арестован. Следователь Лупандин, основываясь, в том числе, и на
заключении Н. Лесючевского, тогдашнего руководителя издательства
«Советский писатель» и, в последствии, много крови попортившем русским
писателям, составил совершенно абсурдное обвинительное заключение.
Выездная сессия Верховного суда в составе Матулевича, Мазюка, Ждана (ни
одной русской фамилии) вынесла Б. Корнилову, как якобы «активному
участнику антисоветской, троцкистской организации…», смертный приговор.
«Более странного и нелепого обвинения выдвинуть против Корнилова трудно
придумать. Это Корнилов-то и антисоветчик? «Певец, товарищ, пулеметчик»,
оставивший России великие стихи и песни, воспевавший революцию и
Красную Армию. Абсурд», - возмушается современный земляк Корнилова –
прозаик А. Котюсов. Но приговор был приведён в исполнении в 1938 году. А
шёл ему 31-й год. Страна потеряла замечательного мастера слова.
Время всё расставило по своим местам. В 1955 году по инициативе
замечательного поэта и истинной советской патриотки Ольги Бергольц,
первой жены поэта, распад своей семьи они оба тяжело переживали, дело
Бориса Корнилова было пересмотрено и он полностью реабилитирован. В 1939
году, ещё не зная что Корнилова уже нет в живых, она написала
стихотворение, полное горечи: «Не стану прощенья просить я,// ни клятвы
напрасной не стану давать.// Но если - я верю – вернёшься обратно,// Но
если сумеешь узнать,// давай о взаимных обидах забудем,// побродим как
раньше вдвоём,// и плакать, и плакать, и плакать мы будем,// мы знаем с
тобою о чём».
Дмитрий Борисович Кедрин – поэт яркий, самобытный, горячо любящий своё
Отечество, его славную и трагическую историю. В годы Великой
Отечественной войны поэт тяжело переживал свою невозможность сражаться с
оружием в руках с ненавистными захватчиками. Что он мог, говоря словами
его современника, «полузрячий посланец из тыла, забракованный, напрочь,
всеми врачами Земли»? Но в самом суровом, 1942 году, он создал
замечательный цикл стихотворений, воспевающих величие России, величие
русского народа. С какой чистой нежностью и светлой гордостью он пишет в
суровые военные годы о своей Родине. В стихотворении «Алёнушка» каждая
строка раскрывает сокровенные черты России: «Стойбище осеннего тумана,//
Вотчина ночного соловья,// Тихая царевна Несмеяна-// Родина неяркая
моя!// Знаю, что не раз лихая сила// У глухой околицы в лесу// Ножичек
сапожный заносила// На твою нетленную красу.// Только всё ты вынесла и
снова// За раздольем нив, где зреет рожь,// На пеньке у омута лесного//
Песенку Алёнушки поёшь…// Я бродил бы тридцать лет по свету,// А к тебе
вернулся б умирать,// Потому что в детстве песню эту,// Знать, и надо
мной певала мать!»
В
стихотворении «Клады» он пишет о России: «Как памятник стоит на
пьедестале,// Так встала Русь на вражеских костях.// К нам, древней
славы неусыпным стражам,// Взывает наше прошлое, веля,// Чтоб на
заржавленном железе вражьем// И впредь стояла русская земля!»
Вдумайтесь в эти слова. Они звучат «так, словно то сама душа России//
Своих детей звала на смертный бой». А разве эти слова не звучали вечевым
колоколом для советских людей: «Россия! Мы все у тебя в долгу,// Ты
каждому трижды мать.// Так можем ли мы твоему врагу// В служанки тебя
отдать?..// На жизнь и на смерть пойдём с тобой// В своей и чужой
крови!// На грозный бой, на последний бой,// Россия благослови!» Да,
перо Кедрина было равно штыку.
В
те дни, когда враг остервенело рвался к Сталинграду, Дмитрий Кедрин
пишет стихотворение «Красота». Начинается оно поразительными, коих не
было в литературе со времён Н.А. Некрасова, словами о русских женщинах. Вслушайтесь, как величественно звучит: «Эти гордые лбы виничианских
мадонн// я встречал не однажды у русских крестьянок…// У рязанских
молодок, согбенных трудом,// На току молотивших снопы с позаранок». Откуда вся эта красота у вечно занятых трудом и заботами женщин, красота
достойная кисти художников эпохи Возрождения? И поэт продолжает, что не
только у женщин, но и дети у них тоже блещут красотой: «У вихрастых
мальчишек, что ловят грачей //… Я видал эти синие звёзды очей». И
завершает: «Я теперь понимаю, что вся красота - // Только луч того
солнца, чьё имя – Россия!» Когда прозвучали на гостиной эти слова,
ребятишки дружно зааплодировали. Живёт в сердцах наших детей любовь к
России.
Страстно любящий свою Родину, свой народ, поэт не мог оставаться
безучастным к её прошлому героическому и трагическому. В своих поэмах он
воспевает на первый взгляд обыкновенных, но с необыкновенными делами и
свершениями русских людей, оставивших глубокий след в памяти народной.
«Вместе с этими людьми идут читатели Кедрина, прикасаясь к прошлому
своего народа, возрождая память о нём, задумываясь о славных и
трагических судьбах своих предшественников» (А. Ратнер).
Это и «двое безвестных владимирских зодчих,// Двое русских строителей,//
Статных,// Босых,// Молодых», создавших сказку в камне: «И стояла их
церковь// Такая,// Что словно приснилась».
Это
и легендарный строитель Белого города в Москве Фёдор Конь. В повести в
стихах «Конь» Дмитрий Кедрин поднялся до философского осмысления
основного противоречия между русской и западной цивилизациями. Холодному
расчёту западной рациональности русский мастер Фёдор Конь
противопоставляет свое стремление красоте, высоте помыслов, полёту в
небо. И он всегда остаётся верен своей мечте. Художник – сам себе
судьба, сам творец своей трагедии.
Это и князь Василько Ростовский, который предпочёл умереть лютой
смертью, будучи подвешенным татарами на крюк за ребро, но не предавший
Русь, не ставший служить ордынцам: «И шепчет, умирая,// Бесстрашный
Василько:// «Не вымоюсь водою// И тканью не утрусь,// А нынешней бедою//
Сплотится наша Русь!»
Это и сподвижница прославленного донского атамана Степана Разина
Алёна-Старица. Она не сломалась под пытками царских дьяков и бояр, с
гордостью вспоминает на допросах как важивала полки Степана Разина, как
«Те два полка,// Что два волка,// Дружину грызли царскую». И в свой
последний час смело заявляет своим душителям: «И мне топор, знать,
выточен// У ката в башне пыточной,// Да помни, дьяк,// Не ровен час://
Сегодня – нас,// А завтра – вас!//»
Опубликованные
в периодической печати эти произведения Дмитрия Кедрина вселяли в
советских читателей гордость за историческое прошлое своего народа,
воспитывали в них стойкость в борьбе, укрепляли веру в сопротивление
врагам и несомненно сыграли немалую роль в патриотическом воспитании.
Такая гражданская позиция не устраивала те русофобские силы, которые
лелеяли мечту задрать подол толстомясой России и дать ей пинка под зад. И
хотя после 1934 года политическое руководство страны взяло курс на
развитие русского самосознания в литературной жизни, в издательских
органах ещё оставались потомки лелевичей и авербахов. Они-то и травили
поэта, не могли простить ему пристрастие к русской теме, его талант. Но
кто их сейчас помнит?
Да, при
жизни Кедрина была издана лишь одна книга его стихов, да и ту в
издательстве волокитили целых восемь лет. Даже, книга «Русские стихи»,
содержащие процитированные выше стихи не была рекомендована к печати
чиновниками от литературы. Поэт трагически погиб при невыясненных
обстоятельствах, когда ему шёл 39-й год.
Борис Корнилов и Дмитрий Кедрин погибли в расцвете сил, но их поэзия
«осталася, как сказка, как манящие огни». И это доказали наши юные
современники. С какой любовью, волнуясь и сопереживая, они читали их
стихи.
Особенно участники
гостиной с восторгом встретили выступления самых юных её участников,
пятиклассниц из школы №3: Оли Бахтияровой, Алины Григорьевой, Саши
Кайдаш, Мадины Масаевой, Гали Туктаровой, Алины Холодковой. Как горели
их глаза, и как они, сменой интонации голоса выражали основной смысл
фраз и предложений стихотворений. Молодцы!
Зал
гостиной просто замер, заворожено слушая, как Сима Зинчук читала
стихотворение Д. Кедрина «Кукла», высоко оценённое М. Горьким.
Выразительно и артистично прочли стихи Джора Гурбанов и Влад Перья –
многолетние участники нашей гостиной. Не уступала им по качеству чтения и
Алиса Толстикова.
Да и другие участники: Лола Оздоева, Алексей Патюков, Маша Храмченко,
Катя Лонская, Алёна Зеленкова, Самвел Ахназарян, Юля Глушак, Маша
Першина порадовали слушателей своей декламацией. Отрадно, что не только
русские дети с любовью и интересом относятся к русской поэзии, а это
залог дружбы и взаимопонимания между народами.
Но
многие школьники не только хорошо выучили и великолепно прочли стихи,
но и сделали их анализ, представили своё видение картин, описанных
поэтами. Это Настя Жилина, Алеся Федюкина, Вика Лайва, Лиза Кириллова,
Ира Жинкина, Стас Петренко, Алёна Рызбаева, Женя Силаева, Даша Соловьёва
и Даша Бурей. Особо их восхитила беззаветная любовь поэтов к России,
ибо другой России для них нет.
Приятно отметить, что в гостиной приняли участие и новички из школьных
творческих коллективов. Так студия «Слово» (руководитель О.В. Акулич)
была представлена Яной Асадовой из школы №149 и Иваном Черкашиным из
гимназии №16. Театральная мастерская при школе №49 (руководитель В.К.
Зинчук) представлена Анжеликой Селезнёвой, Олей Климовой и Игорем Чупрей
из школы №135. Надеемся на дальнейшее тесное сотрудничество. Всем
участникам литературной гостиной вручены благодарственные письма и
Вестник «Русского общества» «Ломоносов – светоч земли Русской», в
который помещены миниатюры, стихи и рефераты школьников и студентов.
Пусть
и дальше ширится круг любителей русской словесности среди подрастающего
поколения, ибо в великой русской литературе «слово доведено было до
своей высоты, до совершенства, до Великой Истины» (Василий Розанов).
Сердечное спасибо всем кто стремится постичь эту Великую Истину и тем,
кто этому постижению способствует.
Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя правления КРОО «Русское общество»
![](/images/stories/event/2012-02/kornilov-3-292.jpg)
|