КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя правления КРОО «Русское общество»:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя правления КРОО «Русское общество»:
07.02.2012 г.

И ОСТАНУТСЯ КАК СКАЗКА, КАК МАНЯЩИЕ ОГНИ…

  Над талантливыми русскими поэтами, подлинными русскими гениями-самородками висит какой-то страшный рок. Очень мало они живут на свете, но как много они дают современникам и оставляют потомкам. Вспомним, погибли на дуэли: Пушкин - в 37 лет, Лермонтов - в 26 лет, загадочная смерть настигла Есенина в 30 лет, трагически гибнет в 35 лет Рубцов. И, к горькому сожалению, это далеко не полный перечень утрат… В первой половине ХХ века рано оборвалась трагически жизнь талантливых самобытных русских советских поэтов Бориса Корнилова и Дмитрия Кедрина. Но их произведения многие поколения учат «разумному, доброму, вечному».

 Творчеству Б. Корнилова и Д. Кедрина было посвящено занятие литературной гостиной «Русского общества», прошедшей в Государственной универсальной научной библиотеке.

Вела гостиную А.П. Елесина – заместитель председателя общества. В гостиной приняли участие учащиеся школ  №№ 3, 49, 66, 85, 91, 135, 149, гимназии №16 нашего города. Они под руководством своих учителей, радетелей русской словесности, влюблённых в русскую поэзию и бескорыстно отдающих свои знания и труд: О.В. Акулич, В.К. Зинчук, С.В. Каминой, Н.О. Кирилловой, Т.Н. Осипкиной, Л.А. Назаровой, А.М. Непомнящих, Г.В. Подберёзкиной, С.В. Поповой, познакомились с творчеством, к большому огорчению не входящих в учебную программу и практически  ныне незаслуженно полузабытых поэтов.

С кратким обзором биографий Б. Корнилова и Д. Кедрина, тепло встреченная участниками гостиной, выступила сотрудница библиотеки Майя Воронина.

Рассказ о творчестве Б. Корнилова автор этой статьи начал с цитирования первых строк весьма популярной в 30-е годы прошлого века песни Д. Шостаковича: «Нас утро встречает прохладой,// нас ветром встречает река.// Кудрявая, что ж ты не рада// весёлому пенью гудка?// Не спи, вставай, кудрявая!// В цехах звеня,// страна встаёт со славою// на встречу дня». Какие простые, и какие яркие слова, идущие от самого сердца, связующие во едино жизнь личности, и жизнь страны.

В них очень точно и верно в поэтической форме отражён дух и ритм эпохи, эпохи героической и трагической в высоком смысле этого слова. Ныне это время рисуют чёрной краской, твердят о так называемом голодоморе, но при этом умалчивают, что он был организован тайными врагами Советской власти. Да, такая тяжёлая и скорбная страница была в нашей истории.

Но было и другое. Страна залечила раны, нанесённые империалистической войной, интервенцией четырнадцати буржуазных государств, Гражданской войной.  Возводились новые заводы, электростанции, дороги, сельское хозяйство становилось на социалистический путь. Строились новые жилые дома, в них и в бывшие барские особняки из подвалов и казарм переселялись семьи рабочих. Всюду открывались школы, библиотеки, клубы и больницы. Рабочие получили возможность отдыхать в санаториях и домах отдыха. Десятки тысяч юношей и девушек из рабочих и крестьянских семей получили возможность обучаться на рабфаках, в техникумах, институтах и университетах. То есть, как справедливо пелось в другой песне: «Всюду жизнь и вольно и широко точно Волга полная течёт…»

И вот это теченье воспел в своей «Песне о встречном» Борис Петрович Корнилов. В неё отражён тот великий почин, который шёл из самых глубин трудовых коллективов, принимать встречный план, превышающий государственный. Рабочие коллективы становились хозяевами своей жизни. Корнилов был сыном своего времени. С детских лет он видел, в каких муках и битвах рождается общество социальной справедливости. Всей своей юношеской душой он загорелся новыми идеями и стал певцом в стане строителей социализма. Причём, певцом со стальной уверенностью в победе нового строя, устойчивой классовой ненавистью к его врагам, певцом талантливым с «крепкой хваткой поэтического образа и ритма», (…) «с яркостью и насыщенностью метафоры и подлинной страстью» (Н. Бухарин).
И это ярко проявилось в поэме «Триполье», в которой, по мнению Ярослава Смелякова, некоторые строки звучат как гимн партии. Он вспоминает отрывок, когда кулацкие бандиты выстроили комсомольцев перед расстрелом. Пьяный палач орёт: «Коммунисты, пять шагов вперёд!» - «И шагнули сто двадцать// Товарищей// Сразу…// Начиная, товарищи,// с левой ноги, -  и далее поэт продолжает: «У Зелёного в ухе завяли монисты,// штаб попятился вместе,// багров и усат…// Пять шагов, коммунисты…// Вперёд, коммунисты… И назад отступают бандиты…//Назад». Слова и ритм текста так сильно действуют на чувства, что  «мурашки бегут по коже».

Б. Корнилов широким шагом вошёл в литературу, он рано начал издавать сборники своих стихов. Его лирика нежная, с легкой задумчивостью и грустью, мелодичная и напевная волновала души и сердца современников. Он воспевал свою комсомольскую юность, свою малую родину и легендарную русскую природу лесного Заволжья.

Бытует утверждение, что после 1934 года поэт испытывал духовный кризис, и связывают это с тем, что якобы он разочаровался в советском строе и его людях. Но именно в эти годы он с восторгом пишет об отцах, поющих сегодня за столом: «О контрразведках Крыма,// о расстрелах,// о том, как шли// с Будённым напролом…». 

В это же время Корнилов обращается к образу А.С. Пушкина, поэзию которого он боготворил. Ему он посвящает цикл стихотворений, в одном из которых Пушкина он  называет «знаменитым// опальным,// яростным российским соловьём…», а в другом обращается к нему: «Вы переживёте бронзы тленье// и перемещение светил,-// первое своё стихотворенье// я планиде вашей посвятил.// И не только я,// а сотни, может, в будущие грозы и бои// вам до бесконечия умножат// люди посвящения свои».

Последние годы жизни  у Корнилова были трудными. Он стал увлекаться спиртным, устраивал дебоши, за что был исключён из Союза писателей, затем был арестован. Следователь Лупандин, основываясь, в том числе, и на заключении Н. Лесючевского, тогдашнего руководителя издательства «Советский писатель» и, в последствии, много крови попортившем русским писателям, составил совершенно абсурдное обвинительное заключение. Выездная сессия Верховного суда в составе Матулевича, Мазюка, Ждана (ни одной русской фамилии) вынесла Б. Корнилову, как якобы «активному участнику антисоветской, троцкистской организации…», смертный приговор. «Более странного и нелепого обвинения выдвинуть против Корнилова трудно придумать. Это Корнилов-то и антисоветчик? «Певец, товарищ, пулеметчик», оставивший России великие стихи и песни, воспевавший революцию и Красную Армию. Абсурд», - возмушается современный земляк Корнилова – прозаик А. Котюсов. Но приговор  был приведён в исполнении в 1938 году. А шёл ему 31-й год. Страна потеряла замечательного мастера слова.
Время всё расставило по своим местам. В 1955 году по инициативе замечательного поэта и истинной советской патриотки Ольги Бергольц, первой жены поэта, распад своей семьи они оба тяжело переживали, дело Бориса Корнилова было пересмотрено и он полностью реабилитирован. В 1939 году, ещё не зная что Корнилова уже нет в живых, она написала стихотворение, полное горечи: «Не стану прощенья просить я,// ни клятвы напрасной не стану давать.// Но если  - я верю – вернёшься обратно,// Но если сумеешь узнать,// давай о взаимных обидах забудем,// побродим как раньше вдвоём,// и плакать, и плакать, и плакать мы будем,// мы знаем с тобою о чём».

Дмитрий Борисович Кедрин – поэт яркий, самобытный, горячо любящий своё Отечество, его славную и трагическую историю. В годы Великой Отечественной войны поэт тяжело переживал свою невозможность  сражаться с оружием в руках с ненавистными захватчиками. Что он мог, говоря словами его современника, «полузрячий посланец из тыла, забракованный, напрочь, всеми врачами Земли»? Но в самом суровом, 1942 году, он создал замечательный цикл стихотворений, воспевающих величие России, величие русского народа. С какой чистой нежностью и светлой гордостью он пишет в суровые военные годы о своей Родине. В стихотворении «Алёнушка» каждая строка раскрывает сокровенные черты России: «Стойбище осеннего тумана,// Вотчина ночного соловья,// Тихая царевна Несмеяна-// Родина неяркая моя!// Знаю, что не раз лихая сила// У глухой околицы в лесу// Ножичек сапожный заносила// На твою нетленную красу.// Только всё ты вынесла и снова// За раздольем нив, где зреет рожь,// На пеньке у омута лесного// Песенку Алёнушки поёшь…// Я бродил бы тридцать лет по свету,// А к тебе вернулся б умирать,// Потому что в детстве песню эту,// Знать, и надо мной певала мать!»

В стихотворении «Клады» он пишет о России: «Как памятник стоит на пьедестале,// Так встала Русь на вражеских костях.// К нам, древней славы неусыпным стражам,// Взывает наше прошлое, веля,// Чтоб на заржавленном железе вражьем// И впредь стояла русская земля!»
Вдумайтесь в эти слова. Они звучат «так, словно то сама душа России// Своих детей звала на смертный бой». А разве эти слова не звучали вечевым колоколом для советских людей: «Россия! Мы все у тебя в долгу,// Ты каждому трижды мать.// Так можем ли мы твоему врагу// В служанки тебя отдать?..// На жизнь и на смерть пойдём с тобой// В своей и чужой крови!// На грозный бой, на последний бой,// Россия благослови!» Да, перо Кедрина было равно штыку.

В те дни, когда враг остервенело рвался к Сталинграду, Дмитрий Кедрин пишет стихотворение «Красота». Начинается оно поразительными, коих не было в литературе со времён Н.А. Некрасова, словами о русских женщинах.  Вслушайтесь, как величественно звучит: «Эти гордые лбы виничианских мадонн// я встречал не однажды у русских крестьянок…// У рязанских молодок, согбенных трудом,// На току молотивших снопы с позаранок».  Откуда вся эта красота у вечно занятых трудом и заботами женщин, красота достойная кисти художников эпохи Возрождения? И поэт продолжает, что не только у женщин, но и дети у них тоже блещут красотой: «У вихрастых мальчишек, что ловят грачей //… Я видал эти синие звёзды очей». И завершает: «Я теперь понимаю, что вся красота - // Только луч того солнца, чьё имя – Россия!» Когда прозвучали на гостиной эти слова, ребятишки дружно зааплодировали. Живёт в сердцах наших детей любовь к России.
Страстно любящий свою Родину, свой народ, поэт не мог оставаться безучастным к её прошлому героическому и трагическому. В своих поэмах он воспевает на первый взгляд обыкновенных, но с необыкновенными делами и свершениями русских людей, оставивших глубокий след в памяти народной. «Вместе с этими людьми идут читатели Кедрина, прикасаясь к прошлому своего народа, возрождая память о нём, задумываясь о славных и трагических судьбах своих предшественников» (А. Ратнер).
Это и «двое безвестных владимирских зодчих,// Двое русских строителей,// Статных,// Босых,// Молодых», создавших сказку в камне: «И стояла их церковь// Такая,// Что словно приснилась».

Это и легендарный строитель Белого города в Москве Фёдор Конь. В повести в стихах «Конь» Дмитрий Кедрин поднялся до философского осмысления основного противоречия между русской и западной цивилизациями. Холодному расчёту западной рациональности русский мастер Фёдор Конь противопоставляет свое стремление красоте, высоте помыслов, полёту в небо. И он всегда остаётся верен своей мечте. Художник – сам себе судьба, сам творец своей трагедии.
Это и князь Василько Ростовский, который предпочёл умереть лютой смертью, будучи подвешенным татарами на крюк за ребро, но не предавший Русь, не ставший служить ордынцам: «И шепчет, умирая,// Бесстрашный Василько:// «Не вымоюсь водою// И тканью не утрусь,// А нынешней бедою// Сплотится наша Русь!»
Это и сподвижница прославленного донского атамана Степана Разина Алёна-Старица. Она не сломалась под пытками царских дьяков и бояр, с гордостью вспоминает на допросах как важивала полки Степана Разина, как «Те два полка,// Что два волка,// Дружину грызли царскую». И в свой последний час смело заявляет своим душителям: «И мне топор, знать, выточен// У ката в башне пыточной,// Да помни, дьяк,// Не ровен час:// Сегодня – нас,// А завтра – вас!//»

Опубликованные в периодической печати эти произведения Дмитрия Кедрина вселяли в советских читателей гордость за историческое прошлое своего народа, воспитывали в них стойкость в борьбе, укрепляли веру в сопротивление врагам и несомненно сыграли немалую роль в патриотическом воспитании.
Такая гражданская позиция не устраивала те русофобские силы, которые лелеяли мечту задрать подол толстомясой России и дать ей пинка под зад. И хотя после 1934 года политическое руководство страны взяло курс на развитие русского самосознания в литературной жизни, в издательских органах ещё оставались потомки лелевичей и авербахов. Они-то и травили поэта, не могли простить ему пристрастие к русской теме, его талант. Но кто их сейчас помнит?

Да, при жизни Кедрина была издана лишь одна книга его стихов, да и ту в издательстве волокитили целых восемь лет. Даже, книга «Русские стихи», содержащие процитированные выше стихи не была рекомендована к печати чиновниками от литературы. Поэт трагически погиб при невыясненных обстоятельствах, когда ему шёл 39-й год.

Борис Корнилов и Дмитрий Кедрин погибли в расцвете сил, но их поэзия «осталася, как сказка, как манящие огни». И это доказали наши юные современники. С какой любовью, волнуясь и сопереживая, они читали их стихи.

Особенно участники гостиной с восторгом встретили выступления самых юных её участников, пятиклассниц из школы №3: Оли Бахтияровой, Алины Григорьевой, Саши Кайдаш, Мадины Масаевой, Гали Туктаровой, Алины Холодковой. Как горели их глаза, и как они, сменой интонации голоса выражали основной смысл фраз и предложений стихотворений. Молодцы!

Зал гостиной просто замер, заворожено слушая, как Сима Зинчук читала стихотворение Д. Кедрина «Кукла», высоко оценённое М. Горьким. Выразительно и артистично прочли стихи Джора Гурбанов и Влад Перья – многолетние участники нашей гостиной. Не уступала им по качеству чтения и Алиса Толстикова.
Да и другие участники: Лола Оздоева, Алексей Патюков, Маша Храмченко, Катя Лонская, Алёна Зеленкова, Самвел Ахназарян, Юля Глушак, Маша Першина порадовали слушателей своей декламацией. Отрадно, что не только русские дети с любовью и интересом относятся к русской поэзии,  а это залог дружбы и взаимопонимания между народами.

Но многие школьники не только хорошо выучили и великолепно прочли стихи, но и сделали их анализ, представили своё видение картин, описанных поэтами. Это Настя Жилина, Алеся Федюкина, Вика Лайва, Лиза Кириллова, Ира Жинкина, Стас Петренко, Алёна Рызбаева, Женя Силаева, Даша Соловьёва и Даша Бурей. Особо их восхитила беззаветная любовь поэтов к России, ибо другой России для них нет.
Приятно отметить, что в гостиной приняли участие и новички из школьных творческих коллективов. Так студия «Слово» (руководитель О.В. Акулич) была представлена Яной Асадовой из школы №149 и Иваном Черкашиным из гимназии №16. Театральная мастерская при школе №49 (руководитель В.К. Зинчук) представлена Анжеликой Селезнёвой, Олей Климовой и Игорем Чупрей из школы №135. Надеемся на дальнейшее тесное сотрудничество. Всем участникам литературной гостиной вручены благодарственные письма и Вестник «Русского общества» «Ломоносов – светоч земли Русской», в который помещены миниатюры, стихи и рефераты школьников и студентов.

Пусть и дальше ширится круг любителей русской словесности среди подрастающего поколения,  ибо в великой русской литературе «слово доведено было до своей высоты, до совершенства, до Великой Истины» (Василий Розанов). Сердечное спасибо всем кто стремится постичь эту Великую Истину и тем, кто этому постижению способствует.

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя правления КРОО «Русское общество»

 

 

 

 

 

 

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61