Бои с коррупцией.
На фронте без перемен
Ровно три года прошло с мая 2008 года, когда Президент России Д. А. Медведев подписал Указ «О мерах по противодействию коррупции» и постановил образовать Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.
При этом, видимо, полагаясь на дееспособность вновь созданного органа, деятельность которого он решил направлять лично, Д. А. Медведев постановил признать утратившим силу Указ своего предшественника от 3 февраля 2007 года «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999г.».
Возможно, деятельность рабочей группы
оказалась недостаточно эффективной, возможно отношение к самой
Конвенции ООН не было вполне сформировавшимся. Сложно оценить. Но
настроение в целом было боевое. «Надо что-то делать, - говорил
Президент, - Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и
этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».
Прошло три года. Вроде бы ведется работа, предъявляются миру
декларации высших чиновников, идут судебные разбирательства, но что-то
все-таки пробуксовывает. Пока принимаемые меры не очень-то озадачили
желающих использовать служебное положение в корыстных целях.
Как ни странно, но даже спецпредставитель Президента РФ по
международному энергетическому сотрудничеству воспользовался
ситуацией, приобрел 20 процентов акций Банка Москвы, по которому
заведено уголовное дело, и оформил сделку на немецкую судостроительную
компанию, которая принадлежит его сыну. Что ему категорически по
должности было не позволено. Что уж говорить, о том, что происходит
уровнем пониже в Москве и регионах
Всякого рода разоблачения, связанные с коррупцией во властных органах
различных уровней в Российской Федерации, стали привычным
информационным фоном нашей жизни. Обыватель привычно и обреченно машет
рукой: «А-А! Все равно ничего не будет. Сплавят на тормозах». Сплавят,
не сплавят, но коренным образом в борьбе с коррупцией ситуация не
меняется.
Вот и сейчас, когда на Западе активно обсуждается ведущееся
швейцарской прокуратурой расследование откровенно коррупционных
действий бывшей главы инспекции московского управления федеральной
налоговой службы О.Степановой, отношение к этому у россиян привычное
равнодушно-безнадежное. А, пожалуй, что и зря. Потому что после
решения О.Степановой вернуть частным фирмам 5,4 млрд. «перепиленных
налогов» семья ее быстро и сказочно обогатилась.
Муж О. Степановой мгновенно стал учредителем зарегистрированных на
Британских Виргинских островах двух фирм, на счета которых в
швейцарском банке Credit Suisse было переведено более 8 млн. евро (около
330 млн. рублей). Ничего себе куш! Ну, да дело не в злополучной
О.Степановой и ее служебном преступлении, а в том, что потянув ниточку в
СгесШ 8ш8$е, швейцарская прокуратура может докопаться до механизмов
отмывания российских денег. Трудно, конечно, делать прогнозы, но кое-что
предполагать можно. Credit Suisse Boston активно работая на территории
России в 90-е годы и начале двухтысячных, участвовал во многих проектах
со времен еще Гайдара, отметился в начале 90-х годов и у нас в
Красноярском крае.
Полагаю, позору мы еще натерпимся не мало, да главное был бы результат в
искоренении коррупции, в постановке в рамки статей уголовного кодекса
вороватого всесильного чиновничества и распоясавшихся в социальной
безответственности руководителей финансово-промышленных групп. И в этом
смысле интерес представляют, конечно, не ухищрения, довольно наглые,
между прочим, а действия российских властей, как бы объявивших
решительную борьбу этой самой коррупции.
Судя по всему, дальше деклараций не идет и не пойдет, чему
свидетельством является реакция правительства РФ на внесенный группой
депутатов-коммунистов законопроект о ратификации 20-й статьи Конвенции
ООН против коррупции.
На законопроект поступил отрицательный отзыв правительства, что в
общем-то неудивительно, если посмотреть заявленные семейные декларации
министров и задаться вопросом: откуда дровишки? Но суть даже не в этом
отзыве, а в самой постановке вопроса о борьбе с коррупцией.
Средства массовой информации отмечают, что пять с лишним лет тому
назад, ратифицируя Конвенцию ООН без 20-й статьи авторы инициативы о
ратификации объясняли, что мы не можем сделать незаконное обогащение -
по тексту: «значительное увеличение активов публичного должностного
лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным
образом обосновать», уголовным преступлением. По мнению должностных лиц
дающих такую трактовку российскому варианту понимания Конвенции ООН
по борьбе с коррупцией - это противоречило бы провозглашенной в
Конституции РФ презумпции невиновности.
Интересно на самом деле, в западных странах, на демократический образ
жизни которых нас все время призывает равняться руководство страны, эта
статья Конвенции ООН вполне приемлема, а у нас ни под каким видом.
Какой иначе можно сделать вывод, кроме того, что коррупция является
составной частью нашего российского образа жизни и что власть принимает
это как неизбежность и оценку этой неизбежности как злу отдает только
чтобы уж совсем не потерять и без того сомнительный имидж т.н.
«суверенной демократии». Более того, опубликование доходов наших
«министров-капиталистов» и их суверенных половин наглядно
демонстрирует, что предусматриваемое 20-й статьей упомянутой Конвенции
«разумное обоснование» этих доходов никого особенно не беспокоит.
А зачем? Для того и публикуются доходы, чтобы все привыкли к этому российскому образу жизни власть имущих.
Однако в последнее время проявилась еще одна тенденция, проявившаяся в
некоем событийном откровении. А именно в комментарии по пресловутой
20-й статье, который дал Президент РФ Д. А. Медведев на встрече с
молодыми парламентариями в Костроме.
Выразив сомнение в том, что ратификация статьи 20-й Конвенции ООН по
борьбе с коррупцией приведет к исчезновению коррупции и созданию
государства всеобщего благоденствия, Президент выдал довольно опасный
тезис, который процитировал «Эксперт». Процитируем и мы.
«Если не справиться с коррупцией, то существенным образом уменьшить ее
объем может только один фактор. Это наше внутреннее отношение и
создание принципиально другой политической культуры, основанной не
только на страхе, но и на понимании того, что это неприлично, это
невозможно...». Если бы Президент России поставил на этом точку, то с
ним можно было ещё согласиться. Я, во всяком случае, полагаю именно так.
Но он продолжил «...это испортит тебе карьеру, это лает тебе
совершенно другие стартовые условия для развития, если тебя поймали за
совершение какого-то коррупционного преступления».
Вот так! Ни больше, ни меньше. Не расплата на лесоповале за совершенное
преступление, которое этот же Президент России не так давно обозначил
как важнейшее зло, а довольно мягкая формулировка о других стартовых
условиях развития. Ну и что? Если крупно «нагрел руки» так можно любые
стартовые условия развития пережить. Это вам не китайская история с
мэром Пекина (расстрелян после проведения Пекинской Олимпиады из-за
недостачи. Прим ред.).
Так по какому же пути нам все-таки предлагает двигаться Президент
России. По пути решительной, как он сам говорил, борьбы с системным злом
или по пути эволюционного формирования новой политической культуры
общества без применения радикальных мер, соответствующих знаменитому
жегловскому: «Вор должен сидеть в тюрьме».
Не уподобимся ли мы известному повару, поучающему нравственным правилам кота Ваську.
Интересно, а известно ли тем, кто пытается облагоразумить Президента и
ему самому, что циничная демонстрация обогащения на коррупционной
основе и полной безнаказанности власть имущих (уж, где и сколько об
этом не писалось) вызывает в итоге в народе отвращение. И это уже не
политические платформы оппозиции. Не дискутируемые варианты путей
развития России, не критика ошибочных решений или плохой реализации
правильных. Это из другой области. Россия тысячу лет жила, что
называется, с «царской» ментальностью. Пословице «все бояре - сволочи, а
царь батюшка от бога» - многие сотни лет. Поэтому несмотря ни на что,
сохраняется вера в настоящего царя, правильного генерального секретаря,
хорошего президента. А уж коли разуверится народ, то дальше по А.С.
Пушкину - «бессмысленный и беспощадный», или по В. И. Ленину «вставай
проклятьем заклейменный».
Все-таки власть должна принадлежать народу. И у нас в Конституции РФ
это записано именно так, хотя по нынешним временам звучит
издевательски.
А как народ относится к коррупции во власти и спрашивать не нужно. И
именно из этого и должен бы исходить в своих сентенциях Президент
Российской Федерации.
Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ,
депутат ЗС Красноярского края
|