КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Проблемы красноярского севера
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Проблемы красноярского севера
25.05.2011 г.

Лёд тронулся

При образовании нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Эвенкийского автономного округа и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа было закреплено, что на месте бывших автономных округов образуются административно-территориальные единицы с особым статусом.

Было определено, что статус этих административно-территориальных единиц устанавливается федеральными законами, Уставом и законами нового субъекта РФ. Статус Эвенкии и Таймыра до настоящего времени федеральным законодательством фактически не определен. Новым Уставом Красноярского края установлено, что образуются административно-территориальные единицы с особым статусом – Эвенкийский и Таймырский районы. Данное решение является не основанным на законе, так как федеральное законодательство еще не определило статус этих территорий. Без определения в федеральном законодательстве конкретного статуса этих территорий субъект федерации не вправе самостоятельно определять форму административно-территориального устройства. При рассмотрении данной проблемы невозможно не учесть тот факт, что федеральными конституционными законами РФ закреплена новая конституционно-правовая категория округа как административно-территориальной единицы с особым статусом, что было сделано при объединении Корякского автономного округа с Камчатской областью, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью, Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью, Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью.

Во всех вышеуказанных субъектах РФ автономные округа вошли в состав краев и областей как административно-территориальные единицы с особым статусом в виде округов. В дальнейшем в Уставах новых субъектов РФ определены конкретные формы государственного устройства округов и круг их полномочий. В отношении Эвенкии и Таймыра ни федеральные, ни региональные органы власти до настоящего времени не использовали регулятивные полномочия, не определили конкретный статус бывших автономных округов и круг их полномочий. Вместо объединения субъектов РФ произошла фактическая ликвидация Эвенкийского и Таймырского автономных округов с преобразованием их в муниципальные районы без согласия населения, хотя федеральный конституционный закон не предусматривает ликвидацию округов как территориальных образований. Объединение предусматривает лишь утрату округами полномочий субъекта РФ.

В апреле 2009 года VI Всероссийский съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока поддержал открытое обращение Эвенкийского районного общества «Союз эвенкийцев» и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Таймырского района об образовании на территории бывших автономных округов административно-территориальных единиц с особым статусом в виде округов в составе Красноярского края и обратился к Президенту РФ и Федеральному Собрания РФ с просьбой разработать федеральный закон об особом статусе округов.

Мы исходим из конституционного принципа единства применения законодательства на всей территории Российской Федерации. Эвенкийский автономный округ и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ являлись такими же субъектами Российской Федерации, как и другие автономные округа, вошедшие в состав новых субъектов РФ, но получившие после объединения статус округов в их составе с соответствующими полномочиями.

В отношении Эвенкии и Таймыра должны быть применены те же принципы объединения, как и в других субъектах РФ. Считаем, что в данном случае проблема возникла только по вине органов государственной власти бывших автономных округов и края, которые отказались внести законодательную инициативу в федеральные органы государственной власти по определению конкретного статуса административно-территориальных единиц с особым статусом на месте Эвенкийского автономного округа и Таймырского автономного округа, как это было сделано в других субъектах РФ при объединении.

Данная инициатива была необходима для реализации Меморандума об основных положениях реализации особого статуса Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в составе нового субъекта РФ, подписанного губернаторами Красноярского края, Эвенкийского автономного округа и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа еще до проведения референдума по объединению. В Меморандуме была конкретно предписана необходимость наделения в соответствии с действующим законодательством органов власти Таймыра и Эвенкии необходимыми государственными полномочиями органов государственной власти нового субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ для стабильного развития административно-территориальных единиц с особым статусом, с целью приближения их осуществления к месту проживания населения. Гарантии, предусмотренные Меморандумом, до настоящего времени не реализованы ни в федеральном, ни региональном законодательстве. Таймырское и эвенкийское население оказалось фактически обманутым. В данном случае речь идет не о соответствующей реакции органов власти на обращение общественной организации «Эвенкийцы» на решение проблемы особого статуса Эвенкии, а об исполнении требований статьи 5 Федерального конституционного закона РФ от 14 октября 2005 года № 6 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа».

На обращение «эвенкийцев» в Государственную думу о разработке федерального закона об особом статусе с приложением проекта федерального закона, по просьбе Председателя КПРФ Г. А. Зюганова, заместитель председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Герой Социалистического Труда П. В. Романов 27 января 2009 года направил обращение в Законодательное собрание Красноярского края для рассмотрения и определения формата взаимодействия.

Заместитель председателя Законодательного собрания А. Клешко в своем письме «эвенкийцам» признал образование Эвенкийского округа как административно-территориальной единицы с особым статусом не конституционным.

Комментарии здесь излишни. Таким образом, только Коммунистическая партия РФ поддержала инициативу общественной организации «Эвенкийцы» о разработке федерального закона об особом статусе Эвенкии и Таймыра. Несмотря на явное противодействие органов власти края и Эвенкии лед, как говориться, тронулся. 6 – 7 октября 2010 года Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов на выездном заседании в городах Дудинке и Красноярске принял решение о разработке и принятии федерального закона, определяющего статус административно-территориальных единиц с особым статусом в границах автономных округов. При этом Комитет подтвердил, что требования федерального конституционного закона об особом статусе Эвенкии и Таймыра на федеральном уровне до настоящего времени не выполнены. В решении Комитета было прямо указано, что в федеральном законодательстве должны быть установлены общие положения, касающиеся статуса административно-территориальных единиц с учетом уже имеющегося опыта объединения субъектов РФ, а в законодательстве субъекта РФ эти положения должны быть конкретизированы, исходя из региональных особенностей. Особый интерес представляет заключение правового управления Совета Федерации по вопросу особого статуса Эвенкии и Таймыра.

В заключении указано, что во исполнение федерального конституционного закона допускается возможность принятия одного либо двух федеральных законов об особом статусе Эвенкии и Таймыра, в которых, например, могут быть предусмотрены особые элементы структуры органов государственной власти нового субъекта РФ, в составе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ может быть предусмотрена должность вице-губернатора – полномочного представителя соответствующих административно-территориальных единиц. При этом на уровне самой административно-территориальной единицы могут быть созданы территориальные органы органов исполнительной власти нового субъекта РФ. Кроме того, допускается возможность создания на территории Эвенкии и Таймыра представительного органа, который, не являясь органом государственной власти субъекта РФ, мог бы выполнять совещательные и представительские функции, с правом законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти нового субъекта РФ. Практически все предложения по особому статусу Эвенкии, которые мы ставим с 2006 года, нашли отражение в данном документе.

Решение проблемы реализации особого статуса Эвенкии и Таймыра, в отличие от других бывших автономных округов, шестой год тормозится краевыми и местными органами власти. При этом ни краевые, ни местные органы власти никаким образом официально не выразили свое отношение к решению проблемы особого статуса бывших автономных округов. Думаю, что молчат, открыто не заявляя населению Эвенкии и Таймыра, что они против образования округов как административно-территориальных единиц с особым статусом только в связи с отсутствием правового основания такого заявления. Общественная организация «Эвенкийцы» будет и дальше добиваться принятия федерального закона об особом статусе и открыто обращается к жителям Эвенкии и Таймыра поддержать данную инициативу.


Степан ОСОГОСТОК, председатель Красноярской региональной общественной организации защиты прав коренных малочисленных народов Севера, общественный корреспондент газеты «За Победу!».


Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61