Лёд тронулся
При образовании нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Эвенкийского автономного округа и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа было закреплено, что на месте бывших автономных округов образуются административно-территориальные единицы с особым статусом.
Было определено, что статус этих административно-территориальных единиц устанавливается федеральными законами, Уставом и законами нового субъекта РФ. Статус Эвенкии и Таймыра до настоящего времени федеральным законодательством фактически не определен. Новым Уставом Красноярского края установлено, что образуются административно-территориальные единицы с особым статусом – Эвенкийский и Таймырский районы. Данное решение является не основанным на законе, так как федеральное законодательство еще не определило статус этих территорий. Без определения в федеральном законодательстве конкретного статуса этих территорий субъект федерации не вправе самостоятельно определять форму административно-территориального устройства. При рассмотрении данной проблемы невозможно не учесть тот факт, что федеральными конституционными законами РФ закреплена новая конституционно-правовая категория округа как административно-территориальной единицы с особым статусом, что было сделано при объединении Корякского автономного округа с Камчатской областью, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью, Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью, Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью.
Во всех вышеуказанных субъектах РФ
автономные округа вошли в состав краев и областей как
административно-территориальные единицы с особым статусом в виде
округов. В дальнейшем в Уставах новых субъектов РФ определены конкретные
формы государственного устройства округов и круг их полномочий. В
отношении Эвенкии и Таймыра ни федеральные, ни региональные органы
власти до настоящего времени не использовали регулятивные полномочия, не
определили конкретный статус бывших автономных округов и круг их
полномочий. Вместо объединения субъектов РФ произошла фактическая
ликвидация Эвенкийского и Таймырского автономных округов с
преобразованием их в муниципальные районы без согласия населения, хотя
федеральный конституционный закон не предусматривает ликвидацию округов
как территориальных образований. Объединение предусматривает лишь утрату
округами полномочий субъекта РФ.
В апреле 2009 года VI Всероссийский съезд коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока поддержал открытое обращение
Эвенкийского районного общества «Союз эвенкийцев» и Ассоциации коренных
малочисленных народов Севера Таймырского района об образовании на
территории бывших автономных округов административно-территориальных
единиц с особым статусом в виде округов в составе Красноярского края и
обратился к Президенту РФ и Федеральному Собрания РФ с просьбой
разработать федеральный закон об особом статусе округов.
Мы исходим из конституционного принципа единства применения
законодательства на всей территории Российской Федерации. Эвенкийский
автономный округ и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
являлись такими же субъектами Российской Федерации, как и другие
автономные округа, вошедшие в состав новых субъектов РФ, но получившие
после объединения статус округов в их составе с соответствующими
полномочиями.
В отношении Эвенкии и Таймыра должны быть применены те же принципы
объединения, как и в других субъектах РФ. Считаем, что в данном случае
проблема возникла только по вине органов государственной власти бывших
автономных округов и края, которые отказались внести законодательную
инициативу в федеральные органы государственной власти по определению
конкретного статуса административно-территориальных единиц с особым
статусом на месте Эвенкийского автономного округа и Таймырского
автономного округа, как это было сделано в других субъектах РФ при
объединении.
Данная инициатива была необходима для реализации Меморандума об основных
положениях реализации особого статуса Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа и Эвенкийского автономного округа в составе нового
субъекта РФ, подписанного губернаторами Красноярского края, Эвенкийского
автономного округа и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
еще до проведения референдума по объединению. В Меморандуме была
конкретно предписана необходимость наделения в соответствии с
действующим законодательством органов власти Таймыра и Эвенкии
необходимыми государственными полномочиями органов государственной
власти нового субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов РФ для стабильного развития
административно-территориальных единиц с особым статусом, с целью
приближения их осуществления к месту проживания населения. Гарантии,
предусмотренные Меморандумом, до настоящего времени не реализованы ни в
федеральном, ни региональном законодательстве. Таймырское и эвенкийское
население оказалось фактически обманутым. В данном случае речь идет не о
соответствующей реакции органов власти на обращение общественной
организации «Эвенкийцы» на решение проблемы особого статуса Эвенкии, а
об исполнении требований статьи 5 Федерального конституционного закона
РФ от 14 октября 2005 года № 6 «Об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения
Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и
Эвенкийского автономного округа».
На обращение «эвенкийцев» в Государственную думу о разработке
федерального закона об особом статусе с приложением проекта федерального
закона, по просьбе Председателя КПРФ Г. А. Зюганова, заместитель
председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Герой
Социалистического Труда П. В. Романов 27 января 2009 года направил
обращение в Законодательное собрание Красноярского края для рассмотрения
и определения формата взаимодействия.
Заместитель председателя Законодательного собрания А. Клешко в своем
письме «эвенкийцам» признал образование Эвенкийского округа как
административно-территориальной единицы с особым статусом не
конституционным.
Комментарии здесь излишни. Таким образом, только Коммунистическая партия
РФ поддержала инициативу общественной организации «Эвенкийцы» о
разработке федерального закона об особом статусе Эвенкии и Таймыра.
Несмотря на явное противодействие органов власти края и Эвенкии лед, как
говориться, тронулся. 6 – 7 октября 2010 года Комитет Совета Федерации
по делам Севера и малочисленных народов на выездном заседании в городах
Дудинке и Красноярске принял решение о разработке и принятии
федерального закона, определяющего статус
административно-территориальных единиц с особым статусом в границах
автономных округов. При этом Комитет подтвердил, что требования
федерального конституционного закона об особом статусе Эвенкии и Таймыра
на федеральном уровне до настоящего времени не выполнены. В решении
Комитета было прямо указано, что в федеральном законодательстве должны
быть установлены общие положения, касающиеся статуса
административно-территориальных единиц с учетом уже имеющегося опыта
объединения субъектов РФ, а в законодательстве субъекта РФ эти положения
должны быть конкретизированы, исходя из региональных особенностей.
Особый интерес представляет заключение правового управления Совета
Федерации по вопросу особого статуса Эвенкии и Таймыра.
В заключении указано, что во исполнение федерального конституционного
закона допускается возможность принятия одного либо двух федеральных
законов об особом статусе Эвенкии и Таймыра, в которых, например, могут
быть предусмотрены особые элементы структуры органов государственной
власти нового субъекта РФ, в составе высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ может быть предусмотрена должность
вице-губернатора – полномочного представителя соответствующих
административно-территориальных единиц. При этом на уровне самой
административно-территориальной единицы могут быть созданы
территориальные органы органов исполнительной власти нового субъекта РФ.
Кроме того, допускается возможность создания на территории Эвенкии и
Таймыра представительного органа, который, не являясь органом
государственной власти субъекта РФ, мог бы выполнять совещательные и
представительские функции, с правом законодательной инициативы в
законодательном органе государственной власти нового субъекта РФ.
Практически все предложения по особому статусу Эвенкии, которые мы
ставим с 2006 года, нашли отражение в данном документе.
Решение проблемы реализации особого статуса Эвенкии и Таймыра, в отличие
от других бывших автономных округов, шестой год тормозится краевыми и
местными органами власти. При этом ни краевые, ни местные органы власти
никаким образом официально не выразили свое отношение к решению проблемы
особого статуса бывших автономных округов. Думаю, что молчат, открыто
не заявляя населению Эвенкии и Таймыра, что они против образования
округов как административно-территориальных единиц с особым статусом
только в связи с отсутствием правового основания такого заявления.
Общественная организация «Эвенкийцы» будет и дальше добиваться принятия
федерального закона об особом статусе и открыто обращается к жителям
Эвенкии и Таймыра поддержать данную инициативу.
Степан ОСОГОСТОК, председатель Красноярской региональной общественной
организации защиты прав коренных малочисленных народов Севера,
общественный корреспондент газеты «За Победу!».
Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.
|