КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Трибуна депутата
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Трибуна депутата
15.01.2011 г.

Строили мы, строили…

Конец осени ознаменовался про­исшествием. Хотя и характерным для России периода нынешней бестолко­вой реформации, но в чем-то все же не типичным. Речь идет о закрытии неф­теналивного терминала в городе Уяре и увольнении 600 человек. Ликвидация такого количества рабочих мест в не­большом городке Уяре имеет для го­рожан катастрофические последствия и, естественно, вы­зывает протестную реакцию и осуждение собственников предприятия, принявших такое решение.

СУЩЕСТВЕННО то обстоятельство, что решение о закрытии предприятия было принято не каким-нибудь зарвавшимся олигархом вроде (О. Дерипаски, как это было в Пикалево. В данном случае решение бы­ло принято руководством ОАО «Транснефть», которое пол­ностью контролируется госу­дарством, то есть правитель­ством Российской Федерации. Очевидно, что акция по закры­тию предприятия не очень-то корреспондируется с постоян­ными заявлениями руковод­ства страны о задачах по прео­долению последствий мирового финансового и экономическо­го кризиса и о необходимости повышения социальной ответ­ственности бизнеса.

Но помимо вполне понят­ных нравственных оценок этого происшествия есть и еще одна сторона вопроса, которая вызы­вает определенное недоумение.
 
Ладно бы речь шла о ликви­дации предприятия, выпуска­ющего никому не интересную, малоликвидную продукцию. А ведь речь идет об экспортном и весьма прибыльном товаре — нефти. Можно было бы еще что-то понять, если Китай, куда эта нефть предназначена, начал рез­ко снижать энергопотребление.

Напротив, сегодня энер­гопотребление в Китае резко растет и достигло, по данным Международного энергетиче­ского агентства, годового объе­ма в 2,25 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте, опередив США (2,17 млрд. тонн). Более того, Россия и Китай совсем недавно заключили соглашение об увели­чении поставок нефти в Китай до 30 млн. тонн в год.

Зачем же в этих условиях за­крывать Уярский нефтяной тер­минал? Более того, планировать строительство такого же терми­нала в Иркутской области?

Что за странная экономи­ческая политика у руковод­ства акционерной компании «Транснефть»: произвести милли­ардные вложения в строительство Уярского нефтяного терминала, ввести его в строй в 2006 году, а затем закрыть в 2010 новейшее производство, с тем, чтобы стро­ить такое же в 1000 км восточнее? Какая же это экономика?

А тут еще в «Ведомостях» появилась информация о том, что миноритарный акцио­нер «Транснефти» некто А. Навальный обвинил руковод­ство монополии в миллиардных растратах при строительстве трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).

Намерение разобраться, аточ-нее, ознакомиться с материала­ми проверки хода строительства ВСТО, проведенной Счетной па­латой РФ и новым (!) руковод­ством ОАО АК «Транснефть»,

привело к удручающим выво­дам. Совершенно беспардонно в течение всего времени строи­тельства, на глазах, что назы­вается, у честного народа, руко­водство «Транснефти» потвор­ствовало, а скорее всего, тем или иным образом соучаствовало в безосновательном расходовании генеральными подрядчиками многих миллиардов рублей.

Как говорится в одном из ак­тов проверки, общий вывод за­ключается в том, что «при реали­зации проекта трубопроводной системы ВСТО искусственно была создана схема в интересах генерального проектировщика и генеральных подрядчиков, кото­рые, практически не выполняя собственными силами ПИР и СМР (проектно-изыскательские и строительно-монтажные рабо­ты. - Авт.) и, по сути, являясь лишь посредниками между за­казчиком и субподрядными ор­ганизациями, получали необо­снованно высокую оплату...». Речь идет о многих миллиардах рублей, и прямо указывается, что это является ущербом для ком­пании «Транснефть» и необосно­ванным удорожанием стоимости услуг подрядных организаций.

Аккуратные формулировки в актах проверки с подписями от­ветственных должностных лиц достаточно ясно, тем не менее, характеризуют действия, ко­торые в обиходе иначе как со­знательным, заранее спланиро­ванным и организованным во­ровством не назовешь. Так это или иначе, должны рассудить Генпрокуратура и суд. Впрочем, по порядку.

Проверка документации и данных по проектированию объектов «Трубопроводная си­стема «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) показала, что при проектировании ген­подрядчиком ОАО ВНИИСТ и десятком субподрядных органи­заций допущено серьезное за­вышение стоимости проектно-изыскательских работ. В част­ности за счет:

- завышения объемов выпол­няемых работ от 2 до 10 раз по сравнению с требованиями нор­мативных документов;

- повторения объемов работ в различных сметах;

- задвоения стоимости про­ектных работ за счет примене­ния комплексных расценок для объектов в целом и отдельных зданий и сооружений;

- неприменения понижаю­щих коэффициентов при при­менении типовых и повторных решений;

- финансирования работ, про­ведение которых не подтвержде­но документами.

Причем по всем перечислен­ным и некоторым другим пун­ктам нанесенный ущерб оцени­вается в десятки и сотни мил­лионов рублей.

Первый важнейший вывод из экспертной оценки проектно-изыскательскихработпообъектам трубопроводной системы ВСТО состоит в том, что стоимость ра­бот составила 10 054 051 532,76 руб., то есть более 10 миллиардов, и что стоимость эта завышена бо­лее чем в два раза.

А чего, например, стоит оценка качества работы над проектно-сметной докумен­тацией, если в ее первоначаль­ный вариант было внесено 3 254 изменения! Из них 724 вызва­ны ошибкой проектировщика и 1 069 - недостаточной прора­боткой технических решений. Увеличение сметной стоимости строительства объектов вслед­ствие существенных ошибок и недостатков проектирования составило ни много ни мало почти 1,5 млрд. рублей.

Хотелось бы, конечно, что­бы Генеральная прокуратура нашла ответ на вопрос, зачем для инженерной защиты трубо­провода в проекте было преду­смотрено приобретение нетка­ного геотекстильного полотна Мегатекс-ТС-300 в объеме 200 тыс. кв. метров по цене от 505 до 850 руб. за кв. метр, в то время как закупка этого же полотна в мае 2006 года производилась ООО «Омскнефтегазспецстрой» по цене 36 руб. за кв. метр.

Наверное, заслуживают вни­мания Генпрокуратуры и ма­териалы о процедурах прове­дения торгов по строительству объектов ВСТО. В акте провер­ки прямо говорится о том, что выявлены «многочисленные по существу, массовые наруше­ния требований законодатель­ства и локальных нормативных актов о проведении торгов». Установлено 674 нарушения. Чего только стоят установлен­ные факты незаконного уничто­жения материалов конкурсных торгов по лотам строительных и монтажных работ.

Отдельная прямо-таки криминально-«героическая» поэма истории с субподрядны­ми организациями, осущест­вляющими строительство тру­бопровода ВСТО. Их шесть -победителей торгов по 16 лотам. Всех их можно характеризовать примерно одинаково - ловкачи. Вот отдельные примеры.

ЗАО «Краснодаретройтранс-газ» по заявке на торги, про­веренной (!) специалистами Центрального управления про­ектом ВСТО, декларировало численность персонала 291 че­ловек, в том числе ИТР — 92 чел. и рабочих строительных специ­альностей — 149. Однако, подан­ным территориального управле­ния Росстатапо Краснодарскому краю, численность персонала ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» в 2006 году составляла от 35 до 45 человек, а в 2007-м - 12-14 чел. Этим подрядчиком были представлены документы на на­личие в распоряжении ЗАО 618 единиц строительной техники, машин, механизмов.

Фактически 96% указанной техники значилось в аренде.

ООО «СистемаСпецСтрой» зарегистрировано в Москве. Уставной капитал 10 тыс. руб. На момент начала работ на объ­ектах трубопровода (сентябрь 2007 года) стоимость всех акти­вов - 10 тыс. руб. (!)

Соответствующую лицензию эта организация получила в сен­тябре 2007 года. В ранее имев­шейся лицензии отсутствовали работы, связанные с повышен­ной опасностью промышлен­ных производств. Заявилисьони численностью в 572 человека, из них - 264 составлял будто бы инженерно-технический персо­нал. В то же время, по официаль­ным данным Мосгорстата, ООО «СистемаСпецСтрой» являлась в 2006—2007 годах субъектом малого предпринимательства, то есть заявка абсолютно не соот­ветствовала действительности. Да и по техническому оснаще­нию организация целиком ори­ентирована на аренду машин и механизмов. Кто они? Никто! А по трем контрактам, заключен­ным этой организацией, требо­валось привлечение на общую длину участка трубопровода в 1,5 тысячи км. около 1000 рабо­чих и специалистов и сотни еди­ниц техники.

Как можно было полагаться на таких исполнителей работ?

По всем основным исполни­телям в акте проверки сделан общий вывод. «Ни одна из генподрядных организаций на мо­мент заключения контрактов и в период исполнения договор­ных обязательств не была в со­стоянии собственными силами и с участием организаций, за­явленных в конкурсных пред­ложениях в качестве субподряд­чиков, выполнить строительно-монтажные работы в полном объеме в конкретные сроки, с соблюдением установленных правил производства работ ни по одному из заключенных кон­трактов по объектам строитель­ства ТС ВСТО».

Как говорится, комментарии излишни. Чего уж тут удивлять­ся тому, что в связи с неисполне­нием генподрядчиком условий контрактов было расторгнуто на момент проверки 5 контрактов на сумму 36 027,0 млн. руб. - бо­лее 20% об общей контрактной суммы в 173 млрд. руб.

Урвать от государственного пирога все старались, как мог­ли. Стоимость субподрядных работ по проверенным догово­рам существенно отличалась (от 10 до 48 процентов) от стои­мости этих же работ в генпо-дрядных контрактах.

Генподрядная организа­ция ООО «Стройсистема» (за­менившая упоминавшееся вы­ше ООО «СистемаСпецСтрой») непосредственно никаких строительно-монтажных работ на объектах не выполняла. А разница в стоимости по генпо-дрядным и субподрядным дого­ворам составила 2758,9 млн. руб. Это за какие, собственно, тру­довые подвиги посредник ООО «Стройсистема» получил опла­ту в чистом виде почти в 3 млрд. рублей? В акте проверки указы­вается, что если все договоры на СМР по объектам ВСТО бы­ли заключены на аналогичных условиях, сумма необоснован­ных выплат может составить бо­лее 47 млрд. руб.

Акты проверки просто изо­билуют фактами извлечения не­обоснованных доходов за счет разницы договорной и фактиче­ской стоимости работ. Вот в кон­тракте с ООО «Аи Пи Сеть СПб» строительство подъездных дорог на участке 570 км - 1105 км оценивается в 20,056 млн. руб. за 1 км. А у ООО «Уральская строительная компания» здесь же километр обходился в 13,7 млн. руб., у ЗАО «Мехколонна № 159» - в 3,442 млн. руб., у ЗАО «КЭС-Энергостройинженеринг» - все­го в 1,278 млн. руб. Только стои­мость подъездных дорог по про­веренным материалам на участ­ке 570 км - 1105 км завышена, как указано в соответствующем акте проверки, на сумму 240 млн. руб. с НДС.

Для обеспечения строитель­ства ВСТО необходимыми лес­ными материалами были выде­лены лесные участки в пределах земель Лесного фонда и полу­чено лесорубочных билетов на 2 246 360 куб. метров. В ООО «Строй Континент» были преду­смотрены затраты на приобрете­ние лесоматериалов (бревен) для строительства лежневых дорог из расчета в среднем 3 062,4 за один кубометр. В то время как ры ноч ная цена деловой древеси­ны в зонах строительства коле­блется в пределах 140-220 руб. за кубометр, дровяной древесины 45-150 руб. за кубометр. И что это все такое? Разбой на «боль­шой дороге». Действительно, и дорога большая, и разбой соот­ветствующий.

Что и говорить, занимательное чтиво - эти акты проверки, про­веденной в 2008-2009 годах. Что ни страница, то демонстрация печальных реалий нашей жизни.

Пожалуй, в качестве за­вершающего стоит приве­сти еще один вывод из акта. «ООО «Стройсистема», полу­чив в общей сложности в ка­честве авансовых платежей от ООО «ЦУП ВСТО» 1 660 000 000 руб. и выполнив работы на сум­му 67 797 000 руб. (2 процента от общей контрактной стоимо­сти) путем заключения допол­нительных соглашений, фак­тически предоставила возмож­ность новому подрядчику ООО «СистемаСпецСтрой» пользо­ваться суммой в размере свыше 1,5 млрд. руб. в течение года, практически не выполняя ни­каких работ.

В настоящее время учре­дителями (владельцами) как нового подрядчика ООО «СистемаСпецСтрой», так и прежнего подрядчика ООО «СтройСистема» являются ком­пании, зарегистрированные в офшорной зоне, какие-либо документы, подтверждающие факт реального перечисления со стороны ООО «СтройСистема» сумм аванса на счета ООО «СистемаСпецСтрой» отсут­ствуют».
Вот так.

И понятно, почему проект ТС ВСТО имел заявленную стартовую стоимость в 164,04 млрд. руб., а в январе 2009 го­да президентом «Транснефти» г. Токаревым оценивался уже в 450 млрд.
Что на фоне всего этого какой-то Уярский нефтяной терминал?

У любого нормального граж­данина нашей страны от такой информации должно возникать тоскливое недоумение: неужели и за все это никого не посадят?
Несчастная Россия...


Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ,
депутат фракции КПРФ Законодательного собрания.

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.
 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61