Строили мы, строили…
Конец осени ознаменовался происшествием. Хотя и характерным для России периода нынешней бестолковой реформации, но в чем-то все же не типичным. Речь идет о закрытии нефтеналивного терминала в городе Уяре и увольнении 600 человек. Ликвидация такого количества рабочих мест в небольшом городке Уяре имеет для горожан катастрофические последствия и, естественно, вызывает протестную реакцию и осуждение собственников предприятия, принявших такое решение.
СУЩЕСТВЕННО то обстоятельство, что решение о закрытии предприятия было принято не каким-нибудь зарвавшимся олигархом вроде (О. Дерипаски, как это было в Пикалево. В данном случае решение было принято руководством ОАО «Транснефть», которое полностью контролируется государством, то есть правительством Российской Федерации. Очевидно, что акция по закрытию предприятия не очень-то корреспондируется с постоянными заявлениями руководства страны о задачах по преодолению последствий мирового финансового и экономического кризиса и о необходимости повышения социальной ответственности бизнеса.
Но помимо вполне понятных нравственных
оценок этого происшествия есть и еще одна сторона вопроса, которая
вызывает определенное недоумение.
Ладно бы речь шла о ликвидации
предприятия, выпускающего никому не интересную, малоликвидную
продукцию. А ведь речь идет об экспортном и весьма прибыльном товаре —
нефти. Можно было бы еще что-то понять, если Китай, куда эта нефть
предназначена, начал резко снижать энергопотребление.
Напротив, сегодня энергопотребление в Китае резко растет и достигло, по
данным Международного энергетического агентства, годового объема в
2,25 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте, опередив США (2,17 млрд. тонн).
Более того, Россия и Китай совсем недавно заключили соглашение об увеличении поставок нефти в Китай до 30 млн. тонн в год.
Зачем же в этих условиях закрывать Уярский нефтяной терминал? Более
того, планировать строительство такого же терминала в Иркутской
области?
Что за странная экономическая политика у руководства акционерной компании «Транснефть»: произвести миллиардные вложения в строительство Уярского нефтяного терминала,
ввести его в строй в 2006 году, а затем закрыть в 2010 новейшее
производство, с тем, чтобы строить такое же в 1000 км восточнее? Какая
же это экономика?
А тут еще в «Ведомостях» появилась информация о том, что миноритарный акционер «Транснефти» некто А. Навальный обвинил руководство монополии в миллиардных растратах при строительстве трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Намерение разобраться, аточ-нее, ознакомиться с материалами проверки хода строительства ВСТО, проведенной Счетной палатой РФ и новым (!) руководством ОАО АК «Транснефть»,
привело к удручающим выводам. Совершенно беспардонно в течение всего
времени строительства, на глазах, что называется, у честного народа,
руководство «Транснефти» потворствовало, а скорее всего, тем или иным
образом соучаствовало в безосновательном расходовании генеральными
подрядчиками многих миллиардов рублей.
Как говорится в одном из актов проверки, общий вывод заключается в
том, что «при реализации проекта трубопроводной системы ВСТО
искусственно была создана схема в интересах генерального проектировщика и
генеральных подрядчиков, которые, практически не выполняя собственными
силами ПИР и СМР (проектно-изыскательские и строительно-монтажные
работы. - Авт.) и, по сути, являясь лишь посредниками между заказчиком
и субподрядными организациями, получали необоснованно высокую
оплату...». Речь идет о многих миллиардах рублей, и прямо указывается,
что это является ущербом для компании «Транснефть» и необоснованным
удорожанием стоимости услуг подрядных организаций.
Аккуратные формулировки в актах проверки с подписями ответственных
должностных лиц достаточно ясно, тем не менее, характеризуют действия,
которые в обиходе иначе как сознательным, заранее спланированным и
организованным воровством не назовешь. Так это или иначе, должны
рассудить Генпрокуратура и суд. Впрочем, по порядку.
Проверка документации и данных по проектированию объектов
«Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО)
показала, что при проектировании генподрядчиком ОАО ВНИИСТ и десятком
субподрядных организаций допущено серьезное завышение стоимости
проектно-изыскательских работ. В частности за счет:
- завышения объемов выполняемых работ от 2 до 10 раз по сравнению с требованиями нормативных документов;
- повторения объемов работ в различных сметах;
- задвоения стоимости проектных работ за счет применения комплексных
расценок для объектов в целом и отдельных зданий и сооружений;
- неприменения понижающих коэффициентов при применении типовых и повторных решений;
- финансирования работ, проведение которых не подтверждено документами.
Причем по всем перечисленным и некоторым другим пунктам нанесенный ущерб оценивается в десятки и сотни миллионов рублей.
Первый важнейший вывод из экспертной оценки
проектно-изыскательскихработпообъектам трубопроводной системы ВСТО
состоит в том, что стоимость работ составила 10 054 051 532,76 руб., то
есть более 10 миллиардов, и что стоимость эта завышена более чем в два раза.
А чего, например, стоит оценка качества работы над проектно-сметной
документацией, если в ее первоначальный вариант было внесено 3 254
изменения! Из них 724 вызваны ошибкой проектировщика и 1 069 -
недостаточной проработкой технических решений. Увеличение сметной
стоимости строительства объектов вследствие существенных ошибок и
недостатков проектирования составило ни много ни мало почти 1,5 млрд. рублей.
Хотелось бы, конечно, чтобы Генеральная прокуратура нашла ответ на
вопрос, зачем для инженерной защиты трубопровода в проекте было
предусмотрено приобретение нетканого геотекстильного полотна Мегатекс-ТС-300 в объеме 200 тыс. кв. метров по цене от 505 до 850 руб. за кв. метр, в
то время как закупка этого же полотна в мае 2006 года производилась ООО
«Омскнефтегазспецстрой» по цене 36 руб. за кв. метр.
Наверное, заслуживают внимания Генпрокуратуры и материалы о процедурах
проведения торгов по строительству объектов ВСТО. В акте проверки
прямо говорится о том, что выявлены «многочисленные по существу,
массовые нарушения требований законодательства и локальных нормативных
актов о проведении торгов». Установлено 674 нарушения. Чего
только стоят установленные факты незаконного уничтожения материалов
конкурсных торгов по лотам строительных и монтажных работ.
Отдельная прямо-таки криминально-«героическая» поэма истории с
субподрядными организациями, осуществляющими строительство
трубопровода ВСТО. Их шесть -победителей торгов по 16 лотам. Всех их
можно характеризовать примерно одинаково - ловкачи. Вот отдельные
примеры.
ЗАО «Краснодаретройтранс-газ» по заявке на торги, проверенной (!)
специалистами Центрального управления проектом ВСТО, декларировало
численность персонала 291 человек, в том числе ИТР — 92 чел. и рабочих
строительных специальностей — 149. Однако, поданным территориального
управления Росстатапо Краснодарскому краю, численность персонала ЗАО
«Краснодарстройтрансгаз» в 2006 году составляла от 35 до 45 человек, а в
2007-м - 12-14 чел. Этим подрядчиком были представлены документы на
наличие в распоряжении ЗАО 618 единиц строительной техники, машин,
механизмов.
Фактически 96% указанной техники значилось в аренде.
ООО «СистемаСпецСтрой» зарегистрировано в Москве. Уставной капитал 10
тыс. руб. На момент начала работ на объектах трубопровода (сентябрь
2007 года) стоимость всех активов - 10 тыс. руб. (!)
Соответствующую лицензию эта организация получила в сентябре 2007 года.
В ранее имевшейся лицензии отсутствовали работы, связанные с
повышенной опасностью промышленных производств. Заявилисьони
численностью в 572 человека, из них - 264 составлял будто бы
инженерно-технический персонал. В то же время, по официальным данным
Мосгорстата, ООО «СистемаСпецСтрой» являлась в 2006—2007 годах субъектом
малого предпринимательства, то есть заявка абсолютно не
соответствовала действительности. Да и по техническому оснащению
организация целиком ориентирована на аренду машин и механизмов. Кто
они? Никто! А по трем контрактам, заключенным этой организацией,
требовалось привлечение на общую длину участка трубопровода в 1,5
тысячи км. около 1000 рабочих и специалистов и сотни единиц техники.
Как можно было полагаться на таких исполнителей работ?
По всем основным исполнителям в акте проверки сделан общий вывод. «Ни
одна из генподрядных организаций на момент заключения контрактов и в
период исполнения договорных обязательств не была в состоянии
собственными силами и с участием организаций, заявленных в конкурсных
предложениях в качестве субподрядчиков, выполнить
строительно-монтажные работы в полном объеме в конкретные сроки, с
соблюдением установленных правил производства работ ни по одному из
заключенных контрактов по объектам строительства ТС ВСТО».
Как говорится, комментарии излишни. Чего уж тут удивляться тому, что в
связи с неисполнением генподрядчиком условий контрактов было
расторгнуто на момент проверки 5 контрактов на сумму 36 027,0 млн. руб. -
более 20% об общей контрактной суммы в 173 млрд. руб.
Урвать от государственного пирога все старались, как могли.
Стоимость субподрядных работ по проверенным договорам существенно
отличалась (от 10 до 48 процентов) от стоимости этих же работ в
генпо-дрядных контрактах.
Генподрядная организация ООО «Стройсистема» (заменившая
упоминавшееся выше ООО «СистемаСпецСтрой») непосредственно никаких
строительно-монтажных работ на объектах не выполняла. А разница в
стоимости по генпо-дрядным и субподрядным договорам составила 2758,9 млн. руб. Это за какие, собственно, трудовые подвиги посредник ООО «Стройсистема» получил оплату в чистом виде почти в 3 млрд. рублей?
В акте проверки указывается, что если все договоры на СМР по объектам
ВСТО были заключены на аналогичных условиях, сумма необоснованных
выплат может составить более 47 млрд. руб.
Акты проверки просто изобилуют фактами извлечения необоснованных
доходов за счет разницы договорной и фактической стоимости работ. Вот в
контракте с ООО «Аи Пи Сеть СПб» строительство подъездных дорог на
участке 570 км - 1105 км оценивается в 20,056 млн. руб. за 1 км. А у ООО
«Уральская строительная компания» здесь же километр обходился в 13,7
млн. руб., у ЗАО «Мехколонна № 159» - в 3,442 млн. руб., у ЗАО
«КЭС-Энергостройинженеринг» - всего в 1,278 млн. руб. Только стоимость
подъездных дорог по проверенным материалам на участке 570 км - 1105
км завышена, как указано в соответствующем акте проверки, на сумму 240
млн. руб. с НДС.
Для обеспечения строительства ВСТО необходимыми лесными материалами
были выделены лесные участки в пределах земель Лесного фонда и
получено лесорубочных билетов на 2 246 360 куб. метров. В ООО «Строй
Континент» были предусмотрены затраты на приобретение лесоматериалов
(бревен) для строительства лежневых дорог из расчета в среднем 3 062,4
за один кубометр. В то время как ры ноч ная цена деловой древесины в
зонах строительства колеблется в пределах 140-220 руб. за кубометр,
дровяной древесины 45-150 руб. за кубометр. И что это все такое? Разбой
на «большой дороге». Действительно, и дорога большая, и разбой
соответствующий.
Что и говорить, занимательное чтиво - эти акты проверки, проведенной в
2008-2009 годах. Что ни страница, то демонстрация печальных реалий нашей
жизни.
Пожалуй, в качестве завершающего стоит привести еще один вывод из
акта. «ООО «Стройсистема», получив в общей сложности в качестве
авансовых платежей от ООО «ЦУП ВСТО» 1 660 000 000 руб. и выполнив
работы на сумму 67 797 000 руб. (2 процента от общей контрактной
стоимости) путем заключения дополнительных соглашений, фактически
предоставила возможность новому подрядчику ООО «СистемаСпецСтрой»
пользоваться суммой в размере свыше 1,5 млрд. руб. в течение года,
практически не выполняя никаких работ.
В настоящее время учредителями (владельцами) как нового подрядчика ООО
«СистемаСпецСтрой», так и прежнего подрядчика ООО «СтройСистема»
являются компании, зарегистрированные в офшорной зоне, какие-либо
документы, подтверждающие факт реального перечисления со стороны ООО
«СтройСистема» сумм аванса на счета ООО «СистемаСпецСтрой»
отсутствуют».
Вот так.
И понятно, почему проект ТС ВСТО имел заявленную стартовую стоимость в
164,04 млрд. руб., а в январе 2009 года президентом «Транснефти» г. Токаревым оценивался уже в 450 млрд.
Что на фоне всего этого какой-то Уярский нефтяной терминал?
У любого нормального гражданина нашей страны от такой информации должно
возникать тоскливое недоумение: неужели и за все это никого не посадят?
Несчастная Россия...
Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ,
депутат фракции КПРФ Законодательного собрания.
Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.
|