КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Депутат фракции КПРФ Законодательного Собрания Красноярского края В. И. СЕРГИЕНКО:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Депутат фракции КПРФ Законодательного Собрания Красноярского края В. И. СЕРГИЕНКО:
18.11.2010 г.

Коммунисты –  за подлинно социальный бюджет

Доклад В. И. СЕРГИЕНКО на совместном пленуме крайкома КПРФ и контрольно-ревизионной комиссии краевой партийной организации

Бюро краевого комитета партии поступило правильно, вынеся на обсуждении этот важный вопрос. Сколько бы ни повторяли власти, что кризис преодолён, что страна вступила в посткризисный период, бюджетное планирование, как на федеральном, так и на краевом уровне ведется по одному сценарию.

Как известно, в прошлом году фракция КПРФ поддержала краевой бюджет. Поддержала под выданные властями края обязательства, которые были не словесными, а записанными в постановлениях Законодательного собрания. Эти обязательства состояли в том, что они принимали на себя миссию проиндексировать заработную плату в ходе выполнения бюджета текущего года. По итогам девяти месяцев бюджет 2010 года перевыполнен более чем на 9 миллиардов рублей. Будут предприниматься попытки максимально занизить эту цифру, тем не менее бюджет будет перевыполнен примерно на 12 миллиардов рублей.

Второе обязательство – проиндексировать в 2010 году коммунальные платежи и текущие затраты муниципальных образований с тем, чтобы в 2010 году жизнь на местах все-таки не «теплилась», а мог быть реализован закон № 131 о полномочиях органов местного самоуправления. Ни того, ни другого сделано не было.

Было еще одно обстоятельство, которое мы не могли не учитывать. Это кризисный год, раздавались призывы: «давайте сплотимся, давайте вместе будем преодолевать трудности!».

Какой же должна быть позиция депутатов-коммунистов при рассмотрении и краевого бюджета, и бюджетов городов и районов?

Какой бюджет нам предлагают?

Вот его основа.

О размерах документа. 1500 страниц формата А4 и примерно 600 страниц формата А3. Нести такой документ сюда я не посчитал нужным, вряд ли его на пленуме можно детально изучить, да и сами депутаты не очень охотно его листают, что, конечно же, неправильно.

Так вот в основе – бюджетное послание Президента, прогноз социально-экономического развития Красноярского края.

О прогнозах. Что будет происходить с точки зрения экономики? Авторы проекта считают, что производство кокса, нефтепродуктов, ядерных материалов в следующем году увеличится на 7,4 %. Объемы роста в таких отраслях как транспорт и связь – тоже на 7, 4%., в производстве, передаче и распределении электроэнергии – 119, 9 %., строительстве – 106 %., оптовой и розничной торговле, финансовой деятельности – на 107 %.

Казалось бы, закладываются темпы роста достаточно серьёзные, и мы вправе ожидать роста платежей в бюджет.

Но каковы основные цели политики бюджета?

Если кто-то найдет в них увидит повышение уровня жизни населения, то это было бы хорошо.

Единственное, что записано – «повышение качества человеческого капитала».

Под этим можно понимать все что угодно, но реальных целей повышения именно уровня жизни реального человека не принимается.

Почему я с самого начала доклада акцентирую внимание на этом? Вот у меня в руках официальный отчет: справка крайстатуправления. Это – далеко не наш пропагандистский материал, не мы его составляли. Тем не менее…

Определение общего объема денежных доходов населения в Красноярском крае. 10 % населения края имеет среднедушевой доход в месяц 2934 рубля. Это самая низшая по доходам группа. 10 % населения с наибольшими доходами имеют 50.304 рубля. Таким образом, разница между минимальным и максимальным уровнем дохода десятипроцентных групп населения составляет 17 раз. С точки зрения социальной психологии, социологии, социальной экономики и прочих социально-экономических наук разница в  14 раз – это порог, за которым в обществе должны начинаться социальные волнения. У нас – 17, и никаких волнений, хотя власть не хочет менять бюджетом такое соотношение. Более того, скажу вам, что 50 % населения края располагают всего 20 % доходов. Но и внутри этих групп есть своя дифференциация. Мы как оппозиционная партия понимаем, в каких группах доходов находится наш электорат.

Поэтому мы не можем относиться к планированию бюджета без учета реального роста доходов.

Теперь о приоритетах нашей краевой бюджетной политики.

Опять видим реализацию федеральных направлений, сохранение расходных обязательств, реализацию программы повышения эффективности бюджетных расходов.

Вот такой пункт: «реформирование сети краевых муниципальных учреждений» – это федеральный закон № 83.

«Развитие информационного общества», «Формирование электронного правительства». Это что – главное?

«Повышение энергоэффективности», «Модернизация системы здравоохранения».

На мой взгляд, нам, коммунистам, надо внимательно изучить эти четыре направления. Есть повод провести по ним и круглые столы, и конференции. Потому что именно здесь сосредоточен основной фронт борьбы. И это не просто «долой!», не просто «дайте!».

Давайте детально разберёмся, что это за 83-й закон, что такое «казённые автономные учреждения» и бюджетные учреждения, работающие без сметы? Власть сохранила названия учреждений, но смета для них утверждаться не будет. Бюджетные учреждения будут вынуждены сами зарабатывать на свое житьё-бытьё.

Более того, бюджетные организации и бюджетные учреждения теперь становятся субъектами финансово-экономических отношений. И при невыполнении директором школы обязательств перед энергосбытом последний может подать на школу в суд на предмет банкротства учебного заведения, да и любого другого бюджетного учреждения.

Но это только общая характеристика закона. Он очень крупный, и как его охарактеризовал  Г. А. Зюганов, этот закон по своей вредоносности равен 122-му закону о лишении льгот. Теперь у нас в стране не льготы, а «услуги», которые можно оказывать бесплатно, а можно – и за деньги.

Зачастую так и делается.

Особо хочу обратить внимание на модернизацию системы здравоохранения. Страна и край переходят на так называемую систему одноканального финансирования здравоохранения. Вся отрасль будет финансироваться только через фонд обязательного медицинского страхования. Эта работа в крае началась. Первые медицинские учреждения на эту систему уже переведены. В ходе исполнения бюджета будут переводиться и остальные.

Что же такое одноканальная система финансирования? Для этого надо утвердить программу государственной гарантии оказания бесплатной медицинской помощи.

Мы все должны посмотреть у себя в городах и районах: утверждена ли эта программа государственной гарантии?

Когда посчитали, во сколько она обойдётся в целом по краю и чем располагает фонд обязательного медицинского страхования, то получается, что концы с концами не сходятся. Фонд не покрывает потребностей, причем значительно.

Сегодня даже с учетом увеличения с 1 января будущего года социального налога в фонд обязательного медицинского страхования не набирается требуемая сумма. В фонде есть 19, 5 миллиарда рублей, а программа стоит почти 27 миллиардов.

Что это значит? Надо следить за тем, как будет реализовываться программа. Не начнут ли из нее выдергивать важнейшие элементы, чтобы подогнать свои возможности под свои обязательства.

Второй момент – повышение энергоэффективности. Вот как планируется финансировать муниципальных образований. Основную работу по повышению эффективности не формально, а фактически возложили  на сами муниципальные образования. Они должны составить очень подробные программы повышения энергоэффективности, выйти на краевые конкурсы, получить гранты и осуществлять программу энергосбережения.

А тут приготовлен очень серьёзный кнут. Финансирование и индексирование расходов муниципальных образований на жилищно-коммунальные нужды будет снижаться автоматически независимо того, работает ли система энергосбережения или не работает.

Особый разговор – о стратегии края в области доходов и налоговой политики.

Что здесь? «Сохранение социальных налоговых льгот, оптимизация расходов бюджета…»

Все выглядит красиво. На самом деле «оптимизация расходов» – это еще не сокращение расходов, в том числе и на социальные нужды.

Расширение перечня инвестиционных льгот. Они предоставляются таким компаниям как «Ванкорнефть», или Красноярская пивоваренная компания, или обанкротившаяся «КрасЭйр».

Сейчас в стране и в крае складывается тенденция, когда исполнительная власть стремится вывести свою деятельность из-под контроля депутатского корпуса. И если раньше долговременные целевые программы утверждали законом края – речь о средствах на какие-то направления развития – то теперь это делает только само правительство. И, скажем, ту же программу энергосбережения утвердили, хотя в Законодательном собрании о ней никто ничего не знал.

Взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками.

6 декабря будут проводиться публичные слушания по бюджету. Когда обсуждался формат этих слушаний, я предложил кроме чиновников пригласить на слушания основных налогоплательщиков. Мне ответили: ну что вы! Разве мы можем пригласить Дерипаску? Разве можно пригласить хозяина «СУЭКа»?

Глава «Норильского никеля» вроде пообещал приехать. То есть взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, мягко говоря, не особенно обязательно для самих крупных налогоплательщиков.

Хочу обратить внимание на актуализацию результатов государственной кадастровой оценки отдельных категорий земель. Это будет иметь для муниципальных образований серьезное значение в бюджетном процессе, особенно – для сельских.

Изменение государственной кадастровой оценки земли влечет начисление доходов, получить которые зачастую муниципальное образование не может. Но здесь мы будем считать, что вы обеспечены. Поэтому выполняйте все возложенные на вас обязательства. И депутатам, и местным отделениям КПРФ в эти вопросы надо будет вникать.

Сценарные условия. Их придумывает не край, они переписываются из условий, которые принимаются на федеральном уровне. Тут что интересно?

Это цены, которые закладывают на основные статьи, формирующие доходы бюджета.

Никель – 22, 5 тысячи долларов за тонну, сейчас – чуть больше 20 тысяч. Хотя нам говорят, что дополнительных доходов в 2011 году ждать нельзя, поскольку мы сейчас закладываем очень напряженные цифры.

На самом деле ситуация и с никелем, и с медью, и  с алюминием, и с палладием, и с золотом, и с нефтью достаточно перспективная, можно будет получить дополнительные доходы. Курс рубля закладывается на уровне 30, 4, хотя скорее всего государство продолжит тенденцию удешевления нашей национальной валюты, поскольку чем больше рублей стоит доллар, тем больше пустых доходов в бюджете. И это дает возможность манипулировать большими суммами. Прогноз на инфляцию – 6,5 %. Таковы сценарные условия.

Не лишне заметить, что если в будущем году начнется подъем мировой экономики, то цена никеля, меди, алюминия будет достаточно хорошо повышаться, есть на что рассчитывать.

Но вот на что надо обратить внимание. Из-за отмены льготных пошлин на нефть в Восточной Сибири мы теряем в бюджете 8, 8 миллиарда. Это основная фишка, на которой строится вся политика доходов населения.

Нам говорят: в 2011 году от «Ванкорнефти» мы получим на 8, 8 миллиарда рублей меньше, поэтому невозможно повышение зарплаты.

Но мы помним из предвыборных программ и постоянных выступлений: мы не раз напоминали – не сосредотачивайтесь только на крупных инвестпроектах. Что происходит?

В будущем году «Ванкорнефть» планирует добыть 16, 4 миллиона тонн нефти. Это примерно 220 миллиардов рублей, заработанных в крае. Заплатить в краевой бюджет собираются 1, 7 миллиарда. Такова цена громких проектов!

Нам предлагают: давайте построим алюминиевый завод в Богучанах. Но Дерипаска и сейчас практически не платит налогов. И что нам с нового завода? Нам надо настаивать на развитии экономики юга Красноярского края, тех муниципальных образований, где живет основное население, а не строительстве новых предприятий, которые и в бюджет ничего не приносят.

Но есть еще одно «но» из области лукавства. На самом деле в правительстве страны уже проведены консультации, и таких потерь, скорее всего, не будет. Но они это сделают потом, в ходе исполнения бюджета. А сейчас будут доказывать, что доходов нет, поэтому и расходы нельзя повышать. На наш взгляд, это совершенно неправильно.

Предстоит увеличение размеров страховых взносов: сейчас предприятия платят 26, 4 %, будут платить 32, 4 %  – тот самый единый социальный налог, который теперь расщепляется на три и будет уплачивается в разного рода фонды. Поскольку государство – в данном случае Красноярский край – тоже крупный работодатель, то мы будем платить несколько больше в эти фонды.

Таким образом складывается такая картинка.

Налоговые и неналоговые доходы.

Подсчитано, что доходов будет 101 миллиард. Есть строка безвозмездные поступления. Это трансферты из федерального бюджета. 28 миллиардов в этом году мы получили. На следующий год записано 9, 349 млрд. Такого быть не может. Конечно, может быть и не 28 миллиардов, но и не 9 миллиардов. Это еще одна хитрушка, для того, чтобы занизить доходы, чтобы говорить: «денег нет!».

Здесь не расшифрованы все виды деятельности. Некоторые загнаны в другие виды. Скажем, электроэнергетика.

Ее здесь нет, но мы всегда гордились электроэнергетикой: строили ГЭС, возводили КАТЭК.

Нынешний владелец электроэнергетики – «СУЭК» –  стал мизерным налогоплательщиком и на бюджетную политику края особо не влияет.

Хочу обратить внимание и на такой факт.

«Русал-Красноярск» заплатит в этом году всего-то 1 млрд. 56  млн. налогов.

А предприятие «Шушенская марка» – кто бывал там, знает, какая там маленькая территория –  при 170 работающих платит 500 миллионов.

Поэтому я совершенно осознанно утверждаю, не как пропагандист, а как экономист: построена совершенно неэффективная система экономики.

Когда те, кто владеет всеми природными ресурсами и производственными фондами, фактически могут не платить в государственный бюджет и значит, не повышать благосостояние народа.

Более того, эти граждане на дивиденды своим акционерам – а это, как правило, очень ограниченный круг, тем более, что среди них есть те, кто владеет контрольными пакетами акций – выплачивают столько или почти столько, сколько платят налогов государству. У нас есть претензии к этим гражданам.

Вот «Ванкорнефть». 10 миллиардов налогов в этом году и на будущий год компания планирует выплатить 1, 7 миллиарда.

Зачем краю этот проект? Где обещанные золотые горы?

Теперь о главном вопросе, по которому нам сегодня предстоит принять решение.

Что в бюджете намечается в области расходов? Предусматривается индексация оплаты труда работников бюджетной сферы только с 1 июня 2011 года и только на 6, 5 %. Причем это – только бюджетникам. Что касается тех, кто отнесен к категории государственных служащих, им повышение зарплаты не планируется. Но полиции – хоть немного, но раньше, с 1 апреля.

Увеличение страховых взносов с 26, 4 до 32, 4 %, о котором я говорил начнется с 1 января, хотя повышение размера зарплаты произойдет позже, с 1 июня. Индексация стипендий начнется с 1 сентября.

О росте тарифов на услуги ЖКХ. Тут есть некая недоговоренность. Гражданам на 15 % повышают. Но индексация расходов на услуги ЖКХ для бюджетных организаций составит 19 %, потому что понятно: на самом деле тарифы вырастут не на 15 %, а именно – на 19. Боюсь, что и для граждан повышение составит 19 %.

Теперь о программе энергосбережения, поскольку она якобы рассчитана на три года.

На следующий год – 112 %. Либо вы у себя в районе сэкономите, либо придется закрывать детские сады или пока еще имеющиеся школы и больницы. На следующий год индексация будет еще меньше. А для населения? Нас много раз заверяли, что вот-вот закончится повышение тарифов. Но до 2013 года этот рост никто и не думает останавливать!

Прошу обратить внимание: с 1 января 2011 года прекращает действовать государственное регулирование тарифов на электроэнергию для всех, кроме населения.

Для предприятий рост платежей по заключению правительства составит от 12 до 30 %.

Почему такой разброс? В зависимости от того, к каким уровням напряжения подсоединяются те или иные  предприятия. В сельских районах это, как правило, линии 10 киловольт. И если сегодня крестьянин платит 3 р. 27 коп. за киловатт/час, то с нового года будет платить на 30 % больше.

В такой ситуации мы просто обязаны требовать повышения зарплаты работникам бюджетной сферы. Это 370 тысяч человек  – треть работающих в нашем крае. Их заработная плата не индексировалась ни в 2009-м, ни в 2010 году, плюс еще полгода до обещанного повышения. За это время реальная заработная плата упала примерно на 15 %. Все платежи растут, и есть еще одно очень важное обстоятельство.

Поведение государства в сфере заработной платы работников бюджетной сферы дает сигнал реальному сектору экономики.

Если государство не повышает зарплату, зачем это должен делать частный предприниматель?

Ожидается, что реальный сектор экономики повысит зарплату на 11 %, а государство – на 3 %. А инфляция составит 6, 5 %. Значит, реальный уровень жизни упадет еще на 3,5 %.

Наши избиратели, наш электорат находится в особом положении. Чем ниже доходы человека, тем большую часть этих доходов он использует не на накопление, а на текущее потребление. Такому человеку – не до покупки квартиры и не косметических операций. Да Бог хлеба с молоком купить!

Так вот, эта часть потребительской корзины для людей с низкими доходами во втором полугодии выросла в цене более чем на 40 %.

Какие напрашиваются выводы?

  • Первое. В том виде, в котором бюджет предложен, принят нами быть не может.
  • Второе. Сделать все возможное, чтобы наш протест не походил на акцию «Баба Яга – против!». Надо внести существенные поправки в проект бюджета.
  • Третье. Сделать так, чтобы наши решения еще до обсуждения на сессии Законодательного собрания стали достоянием гласности. Надо сказать людям, что  коммунисты края не поддерживают антинародный бюджет и предлагают повысить зарплату бюджетникам уже с 1 января будущего года.
  • Четвертое. В этом вопросе должна вступить в действие депутатская вертикаль. Если мы в Законодательном собрании не добьемся этого, то и у наших коллег из районных и городских Советов нет оснований поддерживать местные бюджеты.
  • Пятое. В составе бюджета есть глава, которая предусматривает приостановление индексации социальных расходов на следующий год по 33 законам. На заседании бюджетного комитета я привлек внимание к такому обстоятельству. На этом хотят сэкономить, как сказал министр финансов 500 миллионов, чуть позже эта цифра выросла до 650 миллионов. Это вызвало протест у депутатов, скорее всего от части намерений в этой сфере они отступят.

И последнее. Нам все время говорят, что краевой бюджет, бюджеты муниципальных образований – социальные. Здесь много от лукавого. Бюджетная система страны построена таким образом, что чем ближе бюджет к человеку, тем больше у него социальных обязательств. Скажем, ни у краевого, ни у городского бюджета нет обязательств по обороноспособности государства. Поэтому, образно говоря, если у нас есть 100 рублей, 20 рублей из них на оборону мы не тратим. У нас нет обязательств по международной деятельности. Нет целого ряда других расходов.

Поэтому, конечно же, наш бюджет – социальный. Но это не основание, чтобы не голосовать против такого бюджета.

Мы, коммунисты, за бюджет, который улучшает социальные условия, а не консервирует отсталость, нищету, и тем более – не усугубляет такие процессы. 

 

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61