Проблемы российского учительства нарастают
Перед сентябрьской встречей руководителей парламентских политических партий с Президентом РФ Дмитрием Медведевым члены Комитета по образованию Государственной Думы от КПРФ Иван Мельников и Олег Смолин подробно доложили ситуацию с российским учительством Председателю ЦК КПРФ, руководителю фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадию Зюганову.
На основании всестороннего анализа этой информации лидер КПРФ подготовил на имя Президента России специальное письмо, которое передал Дмитрию Медведеву на состоявшейся в сентябре встрече.
В день профессионального праздника всех учителей – День Учителя - мы знакомим с его содержанием.
Президенту
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Когда 2010-й год был объявлен Вами Годом учителя, фракция КПРФ
приветствовала это решение. Однако реальные действия Правительства
Российской Федерации, а в особенности Министерства образования и науки
РФ и Министерства финансов РФ, привели к дискредитации этой идеи.
1. В федеральном бюджете на 2010 год в очередной раз не предусмотрены
целевые средства на повышение заработной платы интеллигенции вообще и
работников образования в частности. В сочетании с дотационностью
большинства регионов, переходом на подушевое финансирование учебных
заведений и так называемые новые системы оплаты труда это даёт следующие
негативные результаты:
- крайние диспропорции в оплате педагогического труда. Зарплата учителей
колеблется от более чем 35 тысяч рублей в Москве до 5-7 тысяч во многих
субъектах РФ. На наш взгляд, это нарушает статью 114 Конституции
Российской Федерации, которая прямо обязывает Правительство обеспечивать
«проведение в Российской Федерации единой государственной политики в
области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального
обеспечения, экологии». Право человека на образование, которое во многом
определяется статусом педагога и оплатой его труда, не может и не
должно зависеть от того, в бедном или богатом регионе страны ему
довелось родиться;
- в большинстве регионов отставание роста номинальной заработной платы
от роста цен на товары первой необходимости. По данным Росстата, в
первом квартале 2010 года средняя зарплата в образовании по отношению к
средней зарплате в производственных отраслях составляла 64%. Для
сравнения: в США средняя зарплата в сфере образования составляет 129% от
её среднего уровня по стране;
- во многих регионах – снижение номинальной заработной платы, что
отмечено в Постановлении V Пленума ЦК профсоюза работников народного
образования и науки. Заявления Министра образования и науки РФ, а также
многих региональных руководителей о росте заработной платы в образовании
вызывают крайнее удивление у педагогов большинства регионов страны
(копии расчётов заработной платы работников Красноярского детского сада
Любинского МО Омской области, полученные в письме на имя депутата ГД О.
Смолина, прилагаются. Из них следует, что эта заработная плата без
налогов составляет от 3800 до 5500 рублей);
- фактическая ликвидация установленной национальным проектом
«Образование» выплаты за классное руководство под предлогом её учёта в
размере заработной платы, рассчитанном по «новой» системе;
- резкое сокращение стимулирующей части фонда заработной платы. Вместо
обещанного стимулирования квалифицированного труда это приводит к
«уравниловке» в зарплате педагогов и вспомогательного персонала. Получая
практически одинаковую заработную плату с техническими работниками,
учителя и воспитатели детских садов задают вопрос: стоило ли так долго
учиться?;
- значительный, а нередко – кратный рост уровня зарплаты руководителей
и, соответственно, усиление их зависимости от органов управления
образованием;
- радикальное усиление зависимости уровня оплаты труда конкретного
педагога от личной воли руководителя учреждения и, тем самым,
свёртывание самоуправления и нарастание бюрократизации. Поскольку же
абсолютное большинство руководителей либо стали членами правящей партии,
либо находятся под её воздействием, система образования превращается в
«приводной ремень» партийной политики и используется в политических
целях;
- в итоге – дальнейшее снижение качества образования и рост социальной напряжённости в образовательном сообществе.
2. В Государственной Думе рассматривается законопроект группы депутатов,
предусматривающий сокращение действующей системы коммунальных льгот
(льгот по оплате жилья и коммунальных услуг) для сельских педагогов и
передачу ответственности за финансирование этих льгот в регионы.
Законопроект вызвал поток писем протеста педагогов, профсоюзов и иных
общественных объединений. Напомню: коммунальные льготы для сельских
педагогов существовали в досоветский и советский периоды. Их сокращение
понизило бы и без того нищенские доходы педагогических работников на
селе.
3. В федеральном бюджете на 2010 год средства, выделенные для поддержки
лучших учителей России, в Год учителя сокращены в пять раз.
4. Крайнюю тревогу в стране вызвал Федеральный закон от 8 мая 2010 г. №
83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений». Согласно опросу
Левада-центра, большинство населения России (54%) полагают, что с
принятием закона качество бесплатного образования, медицины и культуры
ухудшится. Противоположного мнения придерживаются лишь 7%.
5. Бурю возмущения в образовательном сообществе вызвало предложение
Министра образования и науки А. Фурсенко уволить в Российской Федерации
около 200 тысяч учителей, сделанное в Год учителя и в канун Дня учителя
(газета «Ведомости» от 7 сентября 2010 г.). Едва ли не самый популярный
вопрос, который обсуждается в Интернете и в письмах, приходящих во
фракцию, звучит так: если министру не нужны «лишние» учителя, то нужен
ли учителям такой министр?
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в целях разрешения нарастающих проблем российского учительства убедительно прошу Вас:
1. Дать следующие поручения Правительству Российской Федерации:
- установить минимальный федеральный норматив финансирования
образовательных учреждений различных типов и видов в расчёте на одного
обучающегося. При этом регионам должно быть предоставлено право повышать
данный норматив без финансовых санкций со стороны федерального центра,
но запрещено его понижать;
- утвердить на федеральном уровне базовые оклады педагогическим работникам, также не подлежащие снижению;
- предусмотреть дополнительные средства в федеральном бюджете на 2011
год для тех регионов, финансовая база которых не позволяет установить
федеральные нормативы финансирования образования и базовые оклады
педагогических работников;
- в связи с ростом цен на товары первой необходимости, а также наличием
дополнительных доходов бюджета, проиндексировать с 1 октября 2010 года
заработную плату педагогических работников на 25% из федерального и
региональных бюджетов по принципу 50:50.
2. Рассмотреть вопрос о служебном соответствии Министра образования и науки А. Фурсенко занимаемой должности.
Руководитель фракции Г.А. Зюганов
2010-10-04 21:03 МСК
Пресс-служба ЦК КПРФ
KPRF.RU
|