КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Существуют большие сомнения, что в целом по стране ситуация будет меняться к лучшему.
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Существуют большие сомнения, что в целом по стране ситуация будет меняться к лучшему.
15.09.2010 г.

Все благие начинания с треском провалены

ДЕКАБРЬ 1991 года. Верховный Совет РСФСР принял официальный статус нашего государства – Российская Федерация (Россия). С этого времени началось наше самостоятельное плавание вне Советского Союза...

С 1992 года началась либерализация цен, что вызвало их огромный скачок при отсутствии товаров. Деньги предприятий и граждан страны были полностью обесценены. Форсированная командой Ельцина приватизация госсобственности фактически не основывалась на правовых актах и в период 1992 – 1993 гг. почти 60% важнейших государственных предприятий были денационализированы. Владельцами этих предприятий стали государственные чиновники, «блатные» люди и криминалитет.

Подобная приватизация, выдуманная и осуществленная под патронажем небезызвестного Чубайса, автора ваучерной системы присвоения собственности, привела к развалу целых отраслей экономики, расцвету коррупции, вывозу капиталов за границу, практическому уничтожению науки и бегству наших ученых и специалистов. Уже к 1995 году уровень валового внутреннего продукта снизился вдвое.

Сократилось производство в машиностроении и легкой промышленности, практически приказала долго жить металлургическая и горная отрасли, а также геология. Укреплялось только газо-нефтяное направление, дававшее деньги и власть людям «семьи». Это определило однобокость нашей экономики на долгую перспективу

Плохо. С 1992 года наблюдается катастрофическая убыль населения из всех регионов страны. По-видимому, новая власть посчитала, что демографический потенциал России слишком слаб, чтобы искать и осваивать полезные ископаемые в Сибири и на Дальнем Востоке и начавшийся отток населения на Чукотке и в Магаданской области составил почти 50%, Камчатке – 20%, Сахалине – 15%. Объявленное переселение в центральные районы страны не было экономически поддержано государством. Многие северяне, собрав вещи для переезда, так и остались на месте, но уже без работы и перспективы хотя бы выжить.

Вместо развития собственного производства, укрепления инфраструктур регионов с созданием новых рабочих мест государство ориентировалось на импорт товаров. В страну хлынул поток дешевой, но низкокачественной продукции из азиатских государств. Россия с целью получения кредитов МВФ фальсифицировала условия их выполнения: ответственно обещанную экономию за счет уменьшения административных расходов подменило сокращением социальных выплат.

Естественно, это привело к резкой поляризации общества: на долю 10% наиболее обеспеченных людей приходилось 60% денежных доходов. Инфляция порой достигала 30 – 40% вместо обещанных 3 – 5%. Постоянно росло число безработных – до 20%. Правительство, возглавляемое В. Черномырдиным, в целях желаемой стабилизации экономической обстановки изменило в 1994 году принципы приватизации. Госсобственность уже продавалась по ее рыночной стоимости. К сожалению, вопреки ожиданиям, «поезд уже ушел» и в практику вошли не открытые конкурсы, а закрытые тендеры, покрывающие сделки чиновников с теневиками. Коррупция набирала обороты, полностью развалилась налоговая система и трещал бюджет. Практически, такая вакханалия продолжалась все 90-е годы.

После ухода Б. Ельцина новый глава страны В. Путин в целях перелома ситуации стал выстраивать вертикаль власти, связывающую центр с регионами. Работу теперь уже назначаемых губернаторов отслеживали уполномоченные представители президента по зонам. В 2000 – 2003 гг. осуществлен ряд реформ и был достигнут определенный сдвиг в экономике. Увеличились сбережения граждан, что также помогло инвестициям в экономику. Благодаря росту мировых цен на углеводородное сырье государству удалось создать валютный резерв, достигающий нескольких сотен миллиардов долларов. Однако в стране процветало голое администрирование, связанные по рукам и ногам регионы эффективно не могли использовать свои географические и сырьевые преимущества. Большие ошибки в кадровых назначениях: многие ведомства возглавляют далеко не профессионалы. В регионах, часто с участием губернаторов и чиновников федерального уровня, усиленно разворовываются морепродукты, лес. Государство совместно с крупным бизнесом упорно тяготеет к ориентированным на экспорт отраслям и территориям, имеющим развитую инфраструктуру. Создают для них льготные условия работы. Из-за этого отсталость большого количества регионов усиливается, и теперь без целенаправленного вмешательства в выравнивание экономики положение может стать катастрофическим. Тем не менее Европейский союз в 2002 году российскую экономику признал рыночной (наверное, ошибочно). Как известно, важнейшей составляющей рыночной реформы является развитие предпринимательства и системы взаимоотношений в секторе экономики, хозяйствующими субъектами которого являются в основном предприятия малого бизнеса. Мировой опыт показывает, что во всех успешных экономических начинаниях переходного периода малый бизнес являлся двигателем прогресса, благодаря динамизму в сфере конкуренции с бюджетными организациями. К сожалению, в России он не стал той силой, которая играла бы заметную роль в экономике большинства регионов. Несмотря на то, что повсеместно созданы комитеты по поддержке малого бизнеса, это направление развития в нашей стране явно не является приоритетным.

Достаточно отметить, что даже в Москве и С.-Петербурге число занятых в малом бизнесе не превышает 25%, в Тюменской области – 7%, Якутии – 5%, Коми – 3% и т.д. По неизвестным причинам наше государство не дает зеленый коридор малому бизнесу, порой организуя административные и налоговые препоны. Вместо цивилизованных рыночных отношений мы получили полубандитский «базар-вокзал». Все под жестким контролем чиновничьих и бандитских структур, постоянный страх внеплановых проверок и возбуждения необоснованных уголовных дел. Нужно признать, что за все прошедшие годы государство не сумело (может быть, и не хотело) выстроить нормальных рыночных отношений в предпринимательстве. Процветают поборы разных служб, рейдерские «наезды», развал бизнеса и отъем собственности. Примеров этому – просто уйма! Несмотря на все заверения первых лиц государства, перспектив развития малого бизнеса в России не просматривается.

Наверное, все слышали, президент страны озвучил мнение, что в малом бизнесе просто «борзеют», безосновательно будто бы повышают розничные цены на товары. На деле все наоборот:  чиновники настолько оборзели, что уже руки опускаются и возникает желание все бросить и уехать, как это сделали уже многие. Власть никогда в нашей стране не победит коррупцию, если не начнет «чистить рыбу с головы». Сегодня у нас в стране два класса: чиновники, которым все можно и по закону, и без оного, и остальное население, которому ничего нельзя, даже по Закону. Если крупно не заплатишь одному из представителей чиновничьего сословия. Как надо не любить свой народ, чтобы выгонять людей из своих домов в жестокие морозы на улицу. Весь цивилизованный мир ужаснулся. Московским чиновникам же начхать. Вот это и есть настоящее «борзение»!

С началом мирового кризиса проблемы экономики в России стали намного острее, чем в других странах. Основная причина – отсутствие в стране нормального стабильного производства, деградация отечественной промышленности. Например, в России за 20 лет производство цемента упало в 1,6 раза, грузовых автомобилей – в 2,6 раза, тракторов – в 12 раз, металлообрабатывающих станков – в 15 раз, гражданских самолетов – в 20 раз. Такая огромная страна, как Россия, не производит конкурентоспособного автомобиля. Автопром опущен ниже «плинтуса».

За 20 лет протяженность автодорог и железнодорожных путей практически не увеличилась. Автодор, которому государством передано в доверительное управление 18 тысяч км дорог, работает крайне неудовлетворительно, используя устаревшие технологии и асфальтовые недолговечные покрытия. В нашей стране затраты на строительство автодорог при крайне низком качестве – в 7 раз выше, чем в Китае, и в 3 раза выше, чем в США и странах Европы. Один км современной магистрали на ровной местности у нас стоит до 200 млн.рублей. Это же чудовищно!

Не лучше обстоят дела в агропромышленном комплексе. Удельный вес сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП) упал по сравнению с 1990 годом более чем в три раза. Проводимые с 1991 года аграрная реформа и реорганизация сельскохозяйственных предприятий были в значительной степени стихийными, не учитывающими многих обстоятельств. Производство многих продуктов почти полностью переместилось в частный сектор. Отсутствие необходимых денежных вливаний привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования, полному износу основных средств сельхозпредприятий. Значительно сократились площади угодий, а разрушение севооборота привело к интенсивной эрозии почв. Основным производителем мяса и молока стали хозяйства населения, получившие массу проблем. Наиболее острые из них: отсутствие инвестиций, техники, нет цивилизованной биржи сбыта продукции, отсутствие нормальной связи между производителем и потребителем и др.

Сегодняшняя политика государства в северных регионах просто удручает. Еще совсем недавно процветали горные предприятия, оленеводческие и рыболовные хозяйства, которые создавали перспективу развития производительных сил Севера, прекрасной возможности для работы и жизни в этих суровых условиях.

Государство не оставило Северу никаких шансов. Большинство северных поселков, небольших городов, называемых монопоселениями, как бы вымерло: целые улицы пустых домов зияют выбитыми стеклами, нет работы, а значит, и жизни.

Поселки, города исчезают с географической карты России из-за полного развала инфраструктур. Есть правительственная программа – переселять! По большому счету, с точки зрения стратегических задач, экономики и медицины – это полнейший абсурд. На фоне ельцинского воровства, анархии и беззакония нынешняя власть не дала гражданам своей страны ни благополучия, ни безопасности. Власть занята только сбором политического капитала для приобретения еще большей власти. Все так называемые благие начинания – судейские, налоговые, коммунальные и административные перестройки, медицинские и социальные реформы и многое другое – с треском провалены.

Ежегодно по традиции гражданам России предлагается Послание президента. Ежегодно мы выслушиваем много красивых слов о борьбе с терроризмом, коррупцией, будто бы существенных сдвигах в экономике. К сожалению, в Послании всегда отсутствует анализ выполненного, предложенного в предыдущие годы. Практически все из сказанного не выполняется из года в год. И, как показывают события, многое и не будет выполнено.

Восемь Посланий, озвученных В. Путиным. Два – Д. Медведевым. Из текста в текст: о национальных проектах, которые, как мы знаем, не реализованы, об успехах строительства – и  ни слова о системе обмана дольщиков, низком качестве жилья, постоянном срыве сроков ввода.

Отметили 65-летие Великой Победы, а наши тысячи ветеранов, многие из которых живут в трущобах, так и не получат много раз обещанных нашими лидерами квартир.

В России нет хороших дорог, а если строим, то долго и плохо. Многие морские порты, особенно в акватории Ледовитого океана, вообще прекратили свою работу или работают из рук вон плохо. В стране сокращается количество работающих авиапортов, население неделями не может улететь. Процветают контрабандные вылов рыбы и вырубка леса. Добываем нефть по старым технологиям, потери ужасают. Десятилетиями сжигаем факелами попутный газ. Отсутствуют эффективные технологии обогащения руд и их концентратов. Ликвидирована геология, и нет ответа, как будет развиваться минерально-сырьевая база. В богатой нефтью и газом стране многие люди бедствуют, поскольку неудовлетворительно решаются социальные вопросы. Несмотря на обещания, не выплачены пенсионные задолженности работникам Севера, из-за чего Страсбургский суд завален справедливыми жалобами. Д. Медведев обязался все выполнить, заявив «...ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, они не только аморальны, но еще и незаконны». К этому, как говорят, комментарии излишни.

Президент Д. Медведев определил, что наши действия в экономике будут базироваться на концепции четырех «И»: институты, инвестиции, инновации, инфраструктуры. Высказал надежду, что все будем реализовывать в полном объеме с добавлением пятой составляющей – интеллекта. С интеллектом у россиян все в порядке, а вот с остальным... Об укреплении политических институтов нашими лидерами много сказано. Истинная суть замыслов состоит в том, чтобы не дать обществу контролировать политическую систему, не допустить появления новых конкурирующих партий, которые могут создать угрозу существующему режиму. Такой подход неминуемо в будущем приведет к необходимости капитального преобразования.

Инвестиции и инновации эфективны только в нормально развивающихся государствах, где правительственные структуры плотно занимаются созданием и совершенствованием инфраструктур.

К сожалению, в России этого не происходит, почему и не возможно осуществить всестороннюю модернизацию, хотя в ее необходимости никто не сомневается. Экономика нашей страны полностью зависит от сырьевого экспорта. Безработица, инфляция, нищета и другие негативные явления появились только в современной России. В СССР население никуда не переселяли, а наоборот, укрепляли районы, возникали новые. Создается впечатление, что нашей власти не нужны районы, которые являются дотационными. В Госдуме появились мнения о проведении широкой кампании об объединении, т.е. укрупнении многих регионов. Если укрупнение произойдет, то пострадают, в первую очередь, малые народности, и территории, где они проживают, будут подвергнуты полному забвению. Как известно, с подачи ельцинской команды остановились многие производственные объекты в Сибири, на Дальнем Востоке и Севере. Магаданская область, Чукотка, Камчатка, северные районы Хабаровского края и Якутии в кратчайшие сроки превратились в отсталые дотационные территории. Такая политика продолжается и сегодня.

Совершенно не случайно появилась серьезная проблема государства – монопоселения, возникшие в недавние времена в результате отраслевых решений, а теперь превратившиеся в ненужные государству.

В сложившейся ситуации первостепенное значение приобретают ранжирование территории по степени экономического потенциала, поскольку средние оценки упрощают остроту проблемы в схеме «донорство-дотация». Практически все таксономические единицы страны обладают потенциальными ресурсами, но в силу географических особенностей они используются далеко не эффективно. Отсюда – временность, отсутствие просчитанных перспектив и дотация. Часто по вине государства, поскольку экономику конкретного района нужно определять, в первую очередь, не из желания получить больше налогов, а в том числе исходя из социальных соображений. Такой «раскардаш» в экономической политике государства начался еще со времени подписания так называемого «беловежского соглашения». Прежде чем подписывать на коленке определяющий документ, нужно было сначала просчитать все плюсы и минусы экономических последствий. Но уж сильно хотелось быстро занять главное кресло. Поэтому в дальнейшем и случились все эти сложности экономического плана.

Укрепляя вертикаль власти, государство полностью подавило самоуправление в регионах. Назначенные начальники заглядывают в рот вышестоящему, считая, что инициатива наказуема. Не случайно все назначения сверху администрацией президента тщательно выверены, подстроены под власть, чтобы не было отклонений от назидательных указаний сверху. Примеров этому – уйма. Отсюда не развиваются регионы, а экономика в них «тлеет» в ожидании дотаций. Ближайший зарубежный сосед Чукотки и Камчатки – штат США Аляска – в далекие времена одна из территорий России. Этот штат не повторил судьбу российских окраин только в силу грамотных решений. После грандиозных военных расходов Второй мировой войны экономика Аляски испытывала депрессию: золотодобывающие предприятия еще не восстановились, рыбный промысел переживал кризис. Однако в экономике штата добавились новые доходные направления: деревообработка и производство растительного масла. После открытия и отработки крупнейшего нефтяного месторождения Прадко были созданы тысячи рабочих мест – и начался экономический бум.

В связи с богатством местное управление штата пошло на многие льготы: были отменены налоги на частные доходы, и большие суммы пошли на усовершенствование инфраструктуры. Избиратели одобрили создание Фонда Аляски, в который поступает 25% прибыли, полученной от использования сырьевых ресурсов штата. Кстати, такие фонды существуют во многих других странах сырьевой специализации – Кувейте, Канаде, ОАЭ, недавно – в Норвегии.

Каждый совершеннолетний гражданин Аляски, проживший в штате не менее шести месяцев, получает дивиденды от фонда в размере одной тысячи долларов. Аборигены – индейцы и алеуты – получили право на приобретение каждым ста акций работающих и добывающих полезные ископаемые предприятий штата. С целью упреждения возможного спада экономики управление штата рассматривает и внедряет другие проекты, в том числе освоение альтернативных источников энергии – геотермальной, ветровой, приливной. Многие специалисты Америки жаждут работать на Аляске, потому что здесь никогда не возникнет проблемы отсутствия рабочих мест и переселения.

Только местное самоуправление может обязать монополии делиться с населением прибылью от эксплуатации общенародного природного богатства. У нас в России крупные предприятия, добывающие газ, нефть, золото и др. полезные ископаемые, и не подумают выплачивать дивиденды местному населению – и в этом с ними солидарно правительство. Вот отсюда и вытекает, что в России не будет положительных инфраструктурных изменений, и в дальнейшем проблемы монопоселений будут только усугубляться. На фоне глубоко эшелонированной социальной политики в штате Аляска российские монопоселения практически погибают. Люди, живущие и работающие в российских монопоселениях и северных районах страны, находятся под постоянной угрозой остаться без работы и, значит, гарантий выжить.

Знает ли о всех бедах россиян наш президент Д. Медведев? Как прозвучало в Послании, знает. Почему же ситуация не меняется к лучшему, а с годами ухудшается?

Социальное и медицинское обеспечение россиян находится на уровне самых отсталых стран мира. Уровень пенсий на фоне растущей инфляции весьма низок, хотя размеры Резервного валютного фонда позволяли обеспечить их существенный рост. Всем известно, как тенденциозно «модернизировал» отечественную медицину господин Зурабов, практически оставив россиян без медпомощи и лекарств. Однако и принимаемый сегодня нужный закон об обращении лекарств не учитывает мнения многих специалистов и совершенно не решает вопросов здоровья нации, и более того – приведет к резкому скачку цен на лекарства и ликвидации многих аптек. В стране – чиновничий беспредел и насилие. Милиция убивает и калечит своих граждан – и этому не видно конца. Суды принимают только те решения, которые выгодны власти. Прокуроры и суды не несут персональной ответственности за неправовые и ошибочные решения.

Существуют большие сомнения, что в целом по стране ситуация будет меняться к лучшему. Совершенно прав академик Н. Шмелев, что при подобной антинародной политике Российскую Федерацию ждет распад с вероятным обособлением сибирских и дальневосточных районов.

 

Юрий ТОЛПЕГИН,
доктор наук. Москва.

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.


ОТ  РЕДАКЦИИ. Эту статью московский учёный, автор ряда острых публикаций на социально-экономические темы,  направил в нашу редакцию после того, как ряд столичных изданий отказался ее  публиковать.


 
 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61