КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow КОМСОМОЛ arrow Комсомол в действии arrow Роман Тамоев, первый секретарь СКМ Красноярского края:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Роман Тамоев, первый секретарь СКМ Красноярского края:
04.08.2010 г.

Комсомол: уроки прошлого и опыт для современного молодежного движения

Уважаемый читатель! Начиная с этого материала, вашему  вниманию будут представлены интересные статьи и материалы о жизни и развитии комсомола  в истории страны и края.  Первый из этих материалов, в двух частях, статья Б. А. Ручкина, доктора исторических наук, профессора, директора  Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета: «Комсомол: уроки прошлого и опыт для современного молодежного движения»

Эта статья вышла в свет в сборнике  "Молодежь и инновационное развитие России" в 2008г. в  Москве  под редакцией профессора Криворученко В.К.
Статья весьма содержательна и интересна по своей сути. Она доходчиво и логично объясняет существование, развитие и упадок  ВЛКСМ. Прочитав ее, можно проанализировать суть, найти логические ответы на многие интересующие вопросы. Лично мне, как первому секретарю, данная информация была очень полезной. Ведь мое поколение выросло и окрепло, в большей своей части, уже после развала Союза. Эту статью мы обязательно разберем на нашем комсомольском политическом клубе. Мы развиваемся, а для успешного развития нужно владеть материалом, знать свою история, с ее черными и белыми страницами. Приятного вам чтения.

С уважением, Роман Тамоев,
первый секретарь СКМ Красноярского края.

 

«29 октября 1918 г., в Москве открылся I съезд рабочей и крестьянской молодежи, провозгласивший создание Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ).

Спустя 73 года, точнее — 28 сентября 1991 г., в Москве завершил свою работу ХХII чрезвычайный съезд ВЛКСМ. Руководители и актив комсомола признали, что в условиях демократизации советского общества, роста национального самосознания в союзных республиках, стремления к суверенизации субъектов комсомола единая всесоюзная молодежная организация существовать не может. Съезд постановил «считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи».

Два этих съезда комсомола отражали умонастроения разных поколений молодежи, живших в принципиально отличающихся социально-политических условиях. Между ними лежит целая эпоха, насыщенная грандиозными для судеб страны и мира событиями. Комсомол, как помощник КПСС, был активным созидателем социалистического общества, организатором и воспитателем советской молодежи. Об этом свидетельствуют высокие государственные награды, полученные ВЛКСМ:

1928 год — в ознаменование боевых заслуг, за беспримерный героизм в годы гражданской войны и иностранной интервенции — орден Красного Знамени;

1931 год — за инициативу, проявленную в деле ударничества и социалистического соревнования в годы первой пятилетки, — орден Трудового Красного Знамени;

1945 год — за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии, за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе беззаветной преданности отечеству — орден Ленина;

1948 год — за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодежи и активное участие в социалистическом строительстве и в связи с 30-летием со дня основания ВЛКСМ — орден Ленина;

1956 год — за большие заслуги комсомольцев и советской молодежи в социалистическом строительстве, особо отмечая самоотверженный и плодотворный труд в успешном освоении целинных и залежных земель, — орден Ленина;

1968 год — за выдающиеся заслуги и большой вклад в становление и укрепление советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с врагами Родины, активное участие в социалистическом строительстве, за плодотворную работу по воспитанию подрастающих поколений и в связи с 50-летием ВЛКСМ — орден Октябрьской Революции.


Никакая другая общественно-политическая организация не удостаивалась столь высокого признания своих заслуг.

Материально-технические и культурные ценности, созданные непосильным трудом предшествующих поколений, служат современному обществу, хотя ушли в небытие миллионы безымянных тружеников, прежняя общественно-политическая система и ее структуры, включая комсомол. Казалось бы, полученное наследство должно вызывать чувство благодарности. Однако отношение к социалистическому прошлому, атрибутам власти и общественным организациям у наших современников неоднозначное.

Негативная струя в освещении истории не утихает до сих пор. Фальсификации подвергаются история советской страны, ее руководители, политическая система, этапные события . (Комсомольская правда. 2008. 1 июля.)

Нельзя не отметить и тот факт, что все страны СНГ издали свои национальные истории. И там в своих трудах определенный круг историков показывают Россию «как внешнего противника, иногда даже как внешнего врага, которому приписывают негативное влияние на ход исторического развития в этих новых суверенных государствах» .( См.: Как нам собрать свою историю // Российская газета. 2008.  18 июля)

В целом в настоящее время, как и в 90-е годы, легко прослеживается устойчивость так называемого черно-белого видения всего социального, политического и нравственного опыта советского прошлого. Комсомол здесь не исключение.

Забвение положительного исторического опыта создает почву для отчуждения молодого человека от прошлого своей страны, восприятия истории советского периода, в том числе и истории комсомола, как череды трагедий, и не более.

В этой связи позволим две цитаты из вступительного слова редактора-составителя сборника «Молодежное движение России в документах (1905–1938 гг.) П. Деркаченко: «Вдохновителем и одним из главных организаторов такой организации (РКСМ) прислужников партии был Лазарь Щацкин. Помимо него в руководство входили фамилии, которые говорят сами за себя: Цейтлин, Рывкин, Герр… Не было в руководстве РКСМ молодых учителей, врачей, инженеров, офицеров… Были бывшие уголовники, эмигранты, дезертиры и прочие» .( Молодежное движение России в документах (1905–1938 гг.).  М., 2000. С. 13–14.)

Далее дается оценка комсомола в целом: «По смыслу своего учреждения, методам работы в целом кровавой деятельности комсомол был и остается механизмом подавления и уничтожения российской молодежи» . (Там же. С. 17.)

В этой оценке сквозят или полное невежество, или неукротимая злоба. В ней нет и тени научного анализа.

Возникает естественный вопрос: пригоден ли опыт комсомола действующим ныне молодежным организациям? Вопрос вовсе не праздный, если иметь в виду, что ВЛКСМ оказался нежизнеспособным в условиях перехода к новым общественным отношениям. Ответ может быть только однозначным: да, опыт полезен и может быть использован.

Понятие «исторический опыт», на наш взгляд, имеет два основных слоя и воспринимается, во-первых, как реальный процесс (то, что было в действительности) и, во-вторых, как научное отражение данного процесса (продукт мыслительной деятельности по поводу социальной практики). Именно знание социальной практики комсомола может выступать в качестве важного компонента созидательной деятельности молодежных организаций на современном этапе. Непознанный исторический опыт — это «вещь в себе», постоянно девальвирующаяся ценность, и новые наследные его обладатели, не зная истинной цены, обращаются с ним небрежно. В немалой степени это относится к опыту ВЛКСМ.

За время своего существования комсомол, как и вся советская страна, прошел ряд этапов, существенно отличавшихся по первоочередным задачам. Это Гражданская война, период новой экономической политики, социалистической реконструкции народного хозяйства и колхозного строительства, Великая Отечественная война, время оттепели, относительной стабильности, начало кризисных явлений в обществе и реформы периода перестройки. При неизменности идеологии в деятельности комсомола на каждом этапе были свои специфические черты. Опыт работы с молодежью видоизменялся и обогащался.

Раскрытие исторического опыта ВЛКСМ предполагает объективные оценки как опыта в целом, так и отдельных периодов его накопления. Речь идет об изучении опыта не только положительного, но и негативного, ибо само осознание ошибочности тех или иных действий имеет позитивное значение для извлечения уроков из истории.

Как же в целом можно определить этот опыт — положительный или отрицательный? Если за основу оценки положительного опыта взять практику, которая содействует прогрессивному развитию общества, то его следует признать положительным. При всех издержках социальная практика комсомола была направлена на созидание.

Сейчас, когда в стране миллионы бездомных, выброшенных на обочину жизни подростков, представляет практический интерес опыт участия комсомола в ликвидации детской беспризорности в годы Гражданской войны. В короткий срок Советскому правительству удалось решить эту трудную проблему. Создание в 1922 г. пионерской организации, работавшей под руководством комсомола, имело огромное значение в деле социализации детей, их политического, физического и нравственного воспитания. Кстати, при образовании пионерской организации использовался отечественный и зарубежный опыт скаутского движения по формам и методам работы с детьми, но их воспитанию придавалось классовое содержание.

В нынешних условиях стоило бы обратить внимание на социальную практику комсомола в период новой экономической политики, когда возникли частные предприятия и кооперативы. Защита экономических интересов рабочей и трудящейся молодежи тогда выдвинулась на первый план. ЦК комсомола вносил в Совет народных комиссаров предложения, проекты постановлений, направленные на улучшение материальных условий работающей молодежи. Вместе с профсоюзами комсомольские организации заботились о соблюдении прав молодежи на производстве.

В современной демократической России, как и в дореволюционное время, появились дети школьного возраста, не умеющие читать и писать. Советская власть при активном участии комсомола смогла ликвидировать безграмотность подрастающего поколения. Одновременно шло обучение грамоте взрослого населения, прежде всего в деревнях и селах. Комсомол взял на себя функции педагога. Обучение проводилось не только в школах, но и в кружках, на предприятиях, в сельских клубах, избах-читальнях.

Кто сейчас будет заниматься собиранием, организацией обучения и воспитания маргинальной части нашего общества, условия жизни которой толкают подростков к бродяжничеству и правонарушениям?

Традиции привлечения молодежи в решение народнохозяйственных задач, зародившиеся в годы первых пятилеток, в новых формах проявились при восстановлении народного хозяйства после Отечественной войны, в освоении целины, тюменских просторов, строительстве Братской ГЭС, БАМа.

Отсюда опыт создания комсомольско-молодежных коллективов (от бригад до трестов), студенческих строительных отрядов, организация общественных призывов на ударные объекты. Вот несколько цифр. В 1974–1978 гг. комсомол шефствовал над 245 всесоюзными ударными стройками, в 1980-х годах — над 135. В целом по стране на новостройки по общественному призыву прибыло за 1966–1970 гг. 350 тыс., 1970–1975 гг. — 500 тыс., 1976–1980 гг. — свыше 500 тыс. молодых людей  (  ВЛКСМ от съезда к съезду: XVI: 26–30 мая 1970, XVII: 23–27 апреля 1974. М., 1974; ВЛКСМ: 1974–1978. Информационные материалы. М. : Молодая гвардия, 1978.).

Место комсомола в решении кадровых проблем ударных строек определялось не только количественными показателями, но и качественным составом молодых добровольцев. Шел отбор юношей и девушек с учетом их специальности и профессиональных навыков, общеобразовательной подготовки, физических возможностей. Свидетельством их политической зрелости являются мотивы приезда посланцев ВЛКСМ. К примеру, наши исследования на БАМе показывали, что 89% бойцов ударных отрядов им. XVII съезда ВЛКСМ, XXVI съезда КПСС прибыли туда, понимая важность этих объектов для страны, с целью проверить себя в трудных условиях. Идейно-патриотические мотивы являлись преобладающими среди других мотивов приезда добровольцев на БАМ.

В современных условиях актуальность приобретают опыт комсомола по созданию целой системы поиска и развития молодых талантов, формы работы, дававшие старт молодым в науку, искусство, спорт. Одним из элементов этой системы были награды Ленинского комсомола для различных категорий молодежи за ударный, творческий труд, за достижения в учебе, науке, воинской службе («Трудовая доблесть», «Молодой гвардеец пятилетки», «Мастер — золотые руки», «Лучшему учителю-комсомольцу», «Спортивная доблесть», «Воинская доблесть» и др.). Награды эти были формой морального поощрения и высоко ценились молодыми людьми . (Так, в период 1974–1976 гг. наград ЦК ВЛКСМ удостоены 17 тыс. рабочих промышленности, строительства, транспорта; 8 тыс. инженерно-технических, научных работников; 11 тыс. колхозников, рабочих совхозов; 5600 работников просвещения; 3000 работников культуры, печати, радио, телевидения, 1286 спортсменов, более 23 тысяч военнослужащих // ВЛКСМ. 1974–1978. Информационные материалы. М., 1978. С. 86–87.)

Высшей наградой, имевшей в обществе престиж, была премия Ленинского комсомола. Ее получали единицы — «звезды первой величины». За 25 лет (с 1966 по 1991 г.) лауреатами стали 5527 человек .( См.: Звезды первой величины. Москвичи — лауреаты премии Ленинского комсомола: биогр. спр. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. С. 4.)

Особого внимания заслуживает работа комсомола в строительстве и укреплении Красной армии и Военно-морского флота. Комсомольские организации городов устанавливали шефство над воинскими частями. С 1922 г. РКСМ являлся шефом ВМФ. В 1931 г. IX съезд ВЛКСМ принял шефство над Военно-воздушным флотом. «Комсомол — на самолет!» — таков был призыв съезда. Для руководства подготовкой летного состава был сформирован Центральный штаб при ЦК комсомола. На местах при комсомольских комитетах были созданы аналогичные штабы. Кадры пилотов готовились в авиашколах и авиаклубах при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). В 1940 г. авиаклубы и авиашколы подготовили около 10 тыс. различных специалистов . Комсомол явился также инициатором парашютного спорта в СССР. Без этой подготовки молодежи к войне победа далась бы еще с большими потерями в начальный период Великой Отечественной войны.

СССР строил социализм в окружении капиталистических стран. Мир был зыбким, опасность войны, особенно после прихода фашистов к власти в Германии, возросла. Надо было готовиться к отражению вражеской агрессии, укреплять патриотические чувства граждан, прежде всего молодежи. Для советской молодежи служба в армии считалась не только долгом, но и честью. Воспитание юношей и девушек в духе патриотизма проходит сквозной линией во все периоды деятельности. Опыт работы комсомола в этом деле является ценным его наследием.

Понятно, что положительный опыт в чистом виде, т. е. не содержащий ошибок, вообще едва ли возможен. Отдельные аспекты деятельности комсомола не могут вызвать позитивной оценки. Прежде всего речь идет о политике коммунистической партии, направленной против крестьянства, мелкой городской буржуазии, Православной церкви и священнослужителей, партийных оппозиционеров, о чудовищных по размаху массовых репрессиях 30-х годов. ВЛКСМ не был допущен к разработке партийного курса, но как верный помощник партии со свойственной молодежи энергией участвовал в реализации этой жестокой антигуманной политики.

Недоброжелательно относящиеся к комсомолу исследователи неизменно подчеркивают его ответственность за поддержку политики террора в 1936–1938 гг.

Многомиллионный размах чистки был бы невозможен, не подключись в помощь карательным органам целая армия помощников. Выступая 20 ноября 1937 г. на собрании актива Москвы по поводу 20-летия ВЧК-ОГПУ-НКВД, А. И. Микоян заявил: «У нас каждый трудящийся — наркомвнуделец» ( См.: Политическая история. Россия — СССР — Российская Федерация. М., 1996. Т. 2. С.  376.)

 Комсомольцы — не исключение. Сотрудничество с властями в подавлении «врагов народа» преподносилось как действие патриотическое и однозначно благородное.

Не в порядке оправдания скажем, что комсомол был одновременно порождением советской системы, ее активным творцом и ее жертвой. Многие из руководящих комсомольских работников (в том числе и генеральный секретарь А. Косарев) стали жертвами государственного террора. Но заметим также, что коренные ломки социального строя с неизбежностью сопровождаются ломкой людских судеб и не обходятся без трагедий. Это историческая закономерность. На наш взгляд, не стоит делать кумиров из участников Гражданской войны из лагеря красных и белых. Война была трагедией народа и страны. Не вдаваясь в подробности, напомним о жертвах в гражданской войне Севера с Югом в США, о сожженных на кострах инквизиции, о тридцатилетней войне в Германии, которая стоила не менее половины населения. По подсчетам историков, советская коллективизация сравнима с огораживанием, массовыми захватами общинных крестьянских земель в Англии.

Если наша история была ничуть не более кровавой, чем история многих стран и народов, почему именно история России в западных изданиях предстает чередой кровавых преступлений? «Отличие от Европы состоит в следующем, — пишет В. Д. Соловей, — там «хвост рубили по частям»: процесс модернизации, включая раскрестьянивание, занял десятилетия и даже столетия, а в России его отрубили сразу. Наши основные потери от и вследствие модернизации сконцентрировались по времени, уложились в какие-то 30–40 лет ХХ в.».

Форсированный характер модернизации оплачен высокой ценой, но это надо рассматривать в контексте времени, сложности задач и агрессивной внешней обстановки.

Исследование трагических моментов в борьбе за утверждение новых общественных отношений необходимо для извлечения уроков из истории, но извлечение уроков из трагических страниц без изучения позитивных свершений в ходе строительства не дает исторической правды»…..
 

 

 Пресс-служба Красноярского крайкома СКМ.
 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61