КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow В год 65-летия Великой Победы
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

В год 65-летия Великой Победы
20.05.2010 г.

Детство, опалённое войной

В год 65-летия Великой Победы надо вспомнить всех, кто воевал, кто в тылу трудился день и ночь во имя Победы, кто сражался с врагом в партизанских отрядах и в подполье. Сегодня надо вспомнить и о детях войны. Сегодня им за 70 лет.

Я – один из них и от имени большинства сверстников хочу  подтвердить: в то время, когда наши отцы, старшие братья и сестры на фронте и в тылу делали все для Победы, их дети вместе с ними переносили все тяготы и лишения вместе со взрослыми, посильно трудились, с болью переносили горе от потери родных и близких на фронте. Особая боль – жизнь на временно оккупированной немцами территории.

Мои детские годы проходили в партизанской зоне недалеко от города Барановичи в Белоруссии, в трех километрах от железной дороги Львов – Рига, что в 250 километрах от польской границы.
22 июня началась война, а 28 июня 1941 года нашу деревню оккупировали  фашисты. Итак, с 28 июня 1941 по 9 июля 1944 наступили черные дни и ночи жизни в оккупации.  3 года и 12 дней. Как только пришли фашисты, они стали вводить новый порядок, вывесили приказ коменданта района, в нём сообщалось следующее.

  • За укрывательство коммунистов, комсомольцев, комиссаров и евреев – расстрел всей семьи.
  • За покушение на жизнь немецких солдат – расстрел 100 человек;
  • За любое нарушение нового порядка (хранение оружия, радио и др. техники, а так же самовольный без разрешения немцев убой скота (коровы или свиньи) – тоже расстрел.

Любое нарушение нового порядка наказывалось расстрелом. Никаких прав население не имело. Террор против местного населения усилился, когда в начале 1942 года дали о себе знать партизаны, только это были совсем не те партизаны, о которых мы знаем. Немцы организовывали партизанские отряды как из местных предателей, так из предателей-власовцев, которые разъезжали по деревням, чинили расправы над мирным населением и семьями партизан. Особой жестокостью отличались отряды СС, сформированные из западных украинцев. Из них потом была создана дивизия «Галичия». Позднее появилась литовская дивизия СС.

До чего эти изверги были жестокие, трудно сейчас просто представить. Мои родственники по матери –  фамилия Шуляк – жили рядом с железной дорогой между Барановичами и Лидой, когда партизаны недалеко взорвали эшелон.

Это было в 1943 году. Шла «рельсовая» война. Фашисты, проводя расследование, нашли кусок шнура от подрывного шнура рядом с их домом. Карательный отряд окружил этот хутор из  четырёх дворов, где проживали 18 человек, в том числе дети. Всех согнали в один дом и подожгли. Дети начали прыгать в окошки. Каратели подхватывали их на штыки и обратно бросали в окно горящего дома. Так рассказал один 14-летний спасшийся мальчик.

Я это хорошо помню потому, что наша мать очень плакала, это был её дядя – брат моего деда. Так и сгорели. После освобождения в селе был поставлен памятник. Хорошо помню, как летом 1943 года набирали, угоняли в Германию наших деревенских людей. Операцию проводили в основном власовцы. Немцев было мало. Не доезжая деревни, вылезут из машин, идут цепью, отсекая людей от леса. Выгоняют из домов в центр села, бьют палками прикладами, пинками. Мне тоже достался пинок. Я это плохо запомнил, но старшая сестра рассказывала, что я метров 5 летел.

Никто не слушал слез. Из деревни забрали много девушек, ребята в основном были в партизанах. Угоняли в Германию целыми семьями, особенно у кого трудоспособные дети старше 14 лет. Забрали и моего отца и старшего брата. Мать моя осталась с тремя маленькими детьми – старшей 10 лет, мне 6 лет, а меньшей –  3 года. И мы остались одни, и хотя немцы разрешили держать скот коров, свиней и дедушка нам помогал, было всегда голодно. Оккупанты забирали большую часть продуктов.

Но голод нас не так пугал, как страх за жизнь потому, что в любой момент фашисты могут прийти и расстрелять. Дело в том, что в нашей деревне много людей было в партизанах. Ночью они приходили в деревню, а днём уходили в лес. Днем в деревню приезжали немцы. То семью партизан расстреляют на виду у всех жителей, то фашистский пропагандист выступает. Я тогда не вникал и не понимал смысла их пропаганды. Потом я от старших и от родителей узнал: немцы очень надеялись на белорусов, особенно  западников, что они примут «новый порядок». Но этого не случилось. Немцы говорили: зачем вам страдать из-за этих бандитов партизан, не вмешивайтесь в войну, не помогайте им, живите спокойно и мы, немцы, вас трогать не будем.

В 1943 году, перед Курскою битвой, партизаны объявили «рельсовую войну», и полетели под откос эшелоны. Рядом с нами на железной дороге взорвали два эшелона. Сгоревшие вагоны валялись до 1950 года. Фашисты начали проводить массовые облавы и аресты всех подозрительных, расстреливали без всякого разбора. Партизанские зоны объявлены зонами выжженной земли. Так начали полыхать деревни вместе с жителями в Белоруссии. В нашей деревне поджигали дома людей заподозренных в связи с партизанами. Сгорело более 40 домов из 150. Расстреляли принародно две семьи родственников партизан.

Мы отдаем дань уважения всем участникам войны. Но, на мой взгляд, как-то забываем о тех, кто погиб не с оружием в руках, а был расстрелян или сожжен. Это старики женщины и дети. Они тоже отдали свои жизни за Родину, их тоже нужно причислить к участникам войны.

Дети войны приняли большие страдания. Это тоже можно считать участием в войне.

Белорусский народ в войне потерял каждого четвертого жителя республики, среди которых было очень много наших ровесников детей, им тоже слава.     

Наш народ не злопамятный, не мстительный и это видно из маленького примера.

В 1945-46 годах, после освобождения нашей деревни, на лесоразработках работало много пленных немцев. Время было голодное, сожжено, разрушено. Хлеба не было, выручала картошка. И вот, как сегодня помню, сидим мы ужинаем или обедаем: картошка и молоко. Заходят два немца: пленные молодые, по 19 лет. Ходили и побирались. Мы давали картошку и молоко. Потом выяснилось, что наша управа разрешала пленным ходить и просить милостыню.

Подавали даже те, у кого фашисты расстреляли родных и близких. И никто их не попрекал. Пленных немцев никто не оскорблял, никакого гонения не было, их даже не охраняли.

Но и в нашей деревне были праздники, которые я хорошо помню. Первый это день 9 июля 1944 года, когда войска Второго Белорусского фронта освободили нас. Это было что-то неописуемое, когда из леса появился первый танк с красным флагом. Многие встали на колени, другие землю целовали. Когда подошли танки ближе, стали бросать цветы на броню. Сперва радовались, но больше людей плакали, плакала и наша мать. А сколько радости было у нас детей. Солдаты брали нас на руки, давали кусочки уже забытого сахара, еще чем-то угощали.

Второй и самый главный праздник у нас был 9 мая 1945 года. Мы были в школе, я учился в 1 классе, учительница нам объявила об этом, а сама почему-то начала плакать. Начали плакать и дети, у которых отцы погибли или в партизанах или на фронте. Я тоже плакал, потому что отца угнали в Германию и было неизвестно, жив ли.

О Великой Отечественной войне написаны тысячи, десятки тысяч книг и маленьких книжечек. Сегодняшняя молодёжь, к сожалению, книг про эту войну не читает и, мне кажется, толком не знает что было, как воевали, как погибали их деды и прадеды, кто истинный вдохновитель Победы, кто организовал и руководил народом-победителем.

Такая ситуация оказалась на руку фальсификаторам истории. Они клевещут на нашу Победу. Мы должны дать им бой, отстоять нашу Победу.
 

Аркадий ТУРЛЮК.
Красноярск.

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.
 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61