КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Краснотуранское местное отделение КПРФ
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Краснотуранское местное отделение КПРФ
07.05.2010 г.

Из боя в бой

Сказала им Отчизна: «Вольно!», но не сказала: «Разойдись!»

В уютной квартире ветерана Великой Отечественной войны  Василия Степановича Бортновского на самом почетном месте  –  фотографии его жены и детей. Снимки сделаны, пожалуй, более сорока лет назад. Поэтому детей можно принять  за внуков 88-летнего главы семейства. Жена  – Мария Кирилловна – смотрит с фото спокойно и приветливо, словно радуется тому, что вся семья в сборе.

Старший сын Валерий и сестра Лидия  слегка улыбаясь как будто довольны тем, что удалось собраться вместе.  А младший Александр, в матросской военной форме, преисполнен важности за порученное дело – ведь служить в Морфлоте во времена его молодости было престижно. Да и ровесницы  не обделяли своим вниманием бравого моряка.

Как давно это было, и как быстро пролетело время. Уже давно Василий Степанович живет один. Марии Кирилловны не стало несколько лет назад, в шахте трагически погиб сын Валерий, дочь живет далеко и приезжает, к сожалению, не часто. Здесь, рядом, сын Александр, внуки и правнуки. Василий Степанович не чувствует себя одиноким, но почему-то поселилась в его душе тревога и не дает покоя ветерану. Как будто не в той стране живет бывший фронтовик, не по той земле ходит, за которую проливал свою кровь, за которую гибли его земляки, однополчане.

Неохотно и скупо рассказывает о  своей военной молодости ветеран. То ли прожитые годы о себе дают знать, то ли есть еще какая-то причина. А ведь рассказать Василий Степанович может о многом.

Защищать Советский Союз от фашистских захватчиков из семьи Бортновских уходили трое: старший брат Максим, средний Василий и младший Иннокентий. Максим ровно четыре военных года  носил погоны. С боями прошел не только по всей стране, но и за ее пределами. Домой вернулся в августе 45. Как поется в песне жив, здоров, не ранен, не убит. Знать родился под счастливой звездой, если не получил за это время ни единой царапины. А вот младшему не повезло. Ушел на фронт и пропал. Домой не успел написать  ни одного письма.

У Василия же своя военная история.  Ему было 18 лет, когда он, как и многие его ровесники, был призван в армию. Уже шла война и в деревню одна за другой приходили похоронки. И он, деревенский паренек, мечтавший учиться и получить любимую профессию, понимал, что с этим придется повременить. Но надеялся, что долго эта война не затянется, что сумеют наши войска отразить этот сумасшедший напор   оголтелых врагов. И только много позднее понял, каким наивным он был тогда. Впрочем, не он один.

 В начале сентября 1941, сразу после призыва, Василий попал в 120-й лыжно-стрелковый полк. Здесь он должен был получить специальность радиста батальонной радиостанции. Но окончить этот курс наук ему не пришлось. В один из зимних декабрьских дней новобранцев по приказу грузят в эшелон, следующий в направлении города Ленинграда. Тогда они уже знали, что схватка предстоит жестокая. На коротких остановках чудом удавалось отправить письма домой. Трудно сейчас представить, о чем думали вчерашние мальчишки, отправляясь в это пекло. О чем они говорили, осознавая, что через несколько часов кого-то не будет в живых?  Было ли им страшно? И как им удавалось спрятать этот страх?  Говорят, бояться –  не стыдно. Важно преодолеть страх, понять и почувствовать, что и от твоих действий зависит жизнь многих других людей: однополчан, родственников, наконец, и твоя тоже.

Это в полной мере удалось тысячам наших солдат,  в том числе и Василию. Он не прятался за спины других, и уже в первом бою под Ленинградом был ранен. Боевое крещение было не из легких. Тогда, в том бою, из ста двадцати человек, ехавших вместе с Василием в живых осталось только четырнадцать. Потом был госпиталь.  Пробыл там недолго. Солдата подштопали и вновь отправили учиться. На этот раз в учебно-артиллерийский полк.  Короткое время учебы, казалось, тянулось бесконечно. С фронта шли тревожные вести. Как не громко это звучит сейчас, но тогда все стремились поскорее выгнать врага с нашей земли.  Но все когда-нибудь кончается. Закончилось и время учебы.  И вот уже младший  сержант Бортновский вновь направляется на передовую. На этот раз под Москву. Потом была Орловско-Курская дуга, Брянск. Терял Василий боевых друзей, приходило новое пополнение. И уже он как бывалый солдат встречал необстрелянных новичков.  Бомбежки, бесконечный грохот орудий, короткие передышки, редкие письма из дома, от  старшего брата, который также воевал.

Сейчас Василий Степанович удивляется тому, что в такое напряженнейшее время, политруки обращали внимание на настроение бойцов перед боем. Припоминает случай, когда однажды перед боем получил из дому письмо. Мать писала, что принесли налог, а платить нечем. Политрук приметил,  что чем-то удручен солдат. Подошел, поинтересовался, откуда письмо, что пишут. Василий возьми да и расскажи обо всем ему. Успокоил офицер солдата, сказал, что все будет в порядке. И уже в следующем письме мать сообщила, что от налога ее освободили, потому, как трое были на фронте.

В конце сорок третьего Василий вновь попадает в госпиталь. Здесь, во время лечения,  он узнал, что награжден медалью «За отвагу», за Орловско-Курскую дугу. Молодой организм, благодаря усилиям врачей, быстро шел на поправку. А война все еще грохотала и делала свое страшное дело и на фронте и в тылу – уносила сотнями жизни солдат, женщин, детей. После госпиталя – вновь короткая передышка – учеба в 32-м танковом полку в городе Кирове, и снова – в бой.

Между сражениями Василий вступает кандидатом в члены коммунистической партии. Да, это и он писал перед боем, что если придется погибнуть, то коммунистом. Но судьба подарила ему жизнь. Он не погиб,  продолжал воевать как  коммунист. Вместе с боевыми товарищами – танкистами  шел на запад, на Берлин. Освобождал Западную Украину, Польшу…

Бой за украинскую деревушку Подгурцы был особенно яростным. Много тогда полегло солдат. Но деревня была освобождена. За этот  бой наводчик Василий Бортновский в числе других был награжден Орденом Отечественной войны второй степени.

Помнит Василий Степанович и еще один бой – за польский город Стопницу на Висленском плацдарме южнее Сандомира.  Экипаж танка –  командир Юсупов, механик-водитель Струкачев, заряжающий Мерзляков  и наводчик Бортновский оказались в самом пекле. Здесь они потеряли своего заряжающего. Уже потом, в мирное время, к очередной годовщине дня Победы, была смонтирована  эта фотография: три друга с орденами и медалями на груди и пустая траурная рамка, напоминание  о четвертом, заряжающем Николае Мерзлякове, который пал смертью храбрых в бою за польский город.

Последний бой, в котором принимал участие Василий Степанович, был в Чехословакии. Первый  гвардейский кавалерийский полк попал в окружение. Фашисты хоть и воевали уже не на нашей территории, но сражались еще ожесточенно.  Несколько танков было направлено на помощь нашим. И подоспела она во время. Здесь Бортновский получил свое последнее, очень тяжелое ранение.  Почти год провел он в госпиталях. Чуть было руки не лишился. От ампутации отказался, решил, будь что будет. К счастью, встретился с земляком-красноярцем, начальником политотдела госпиталя. Понял он молодого солдата, убедил хирургов сделать в качестве исключения операцию.  Риск, конечно, был большой. Но Василию повезло: удалили из руки два осколка и присвоили «звание» инвалида. Здесь, в госпитале, и встретил Василий долгожданную победу.

 Потом была дорога домой, в сибирскую глубинку, деревню Бузуново. Еще не оправившись как следует от ранения, пошел работать в колхоз. Мужиков после войны в деревне катастрофически не хватало. Здесь, в родном селе, встретил Василий свою любовь. Не сразу узнал он в симпатичной фельдшерице бывшую одноклассницу,  Машу. Но после этой  встречи они уже не расставались. На протяжении  почти двух десятков лет работал Василий Степанович председателем сельского Совета. На его плечи легли заботы о переселении бузуновцев из зоны затопления в новое  село – Восточное.  Порой бывало тяжело, и не только физически.

Вот и сейчас болит у старого солдата душа. Никак не может он смириться с тем, что произошло и происходит с его страной, которую он защищал, за которую отдали свои жизни его боевые друзья.

Есть у него на происходящее своя точка зрения: много зла и недобрых дел твориться сейчас в России. Но особенно возмущает отношение  некоторых к истории, к тем людям, которых уже нет с нами. Был и остается, уверен в том, что велика в Победе роль Сталина. Если бы не он, не его твердый характер вряд ли удалось бы победить фашистскую разрушительную машину. Да и страну из военной разрухи вряд ли бы вытащили так быстро. С теми, кого уже давно нет, спорить легко. Ведь они в свою защиту не скажут ни слова.

… На протяжении многих лет  Василию Степановичу Бортновскому от бывших однополчан приходят поздравительные открытки с днем Победы.  В одной из них я прочитала слова, которые характеризуют ветеранов Великой Отечественной, и героя этой публикации:

Пусть он ушел с передних линий,
Пусть на висках не тает иней,
А все же   он – солдат! Вглядись!
Не ищет жизни он спокойной.
Сказала нам Отчизна: «Вольно!»
Но не сказала: «Разойдись!»

 

Татьяна ЕФИМОВА. Краснотуранск.
Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61