КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Доклад на пленуме краевого комитета КПРФ
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Доклад на пленуме краевого комитета КПРФ
17.04.2010 г.

Работать активнее и наступательнее

Предлагаемая правительством модернизация – это путь в тупик, в то время как коммунисты предлагают реальные пути вывода страны из кризиса.

В. Н. СЕВАСТЬЯНОВ, кандидат в члены ЦК КПРФ,
член бюро крайкома партии,
депутат Законодательного собрания

Состоялся апрельский Пленум ЦК КПРФ.  Пленум, материалы, выводы которого ценны, прежде всего, своей актуальность раскрытием сущностных основ бесперспективности заявленной власть предержащими модернизации и комплексной оценкой того, что нужно сделать, чтобы не допустить дальнейшего провала и вывести Россию из кризиса.

Два тезиса хотелось бы выделить, прежде всего: первый, как подчеркнул в докладе Г. А.Зюганов, – «важно отметить, что надвигающуюся катастрофу увидела, наконец, и доселе высокомерная федеральная власть». Увидела и как бы признала, несмотря на не снижающийся пока поток «нефтедолларов».

И второй тезис, отмеченный еще в послании Президента страны Федеральному Собранию, где Д. А. Медведев признал, что «в прошлом веке ценой неимоверных усилий аграрная, фактически неграмотная страна была превращена в одну из самых влиятельных по тем временам индустриальных держав, которая лидировала в создании ряда передовых технологий того времени: космических, ракетных, ядерных».

Оценки и выводы, данные в докладе Президиума ЦК КПРФ Центральному комитету на V Пленуме, раскрывают полную картину сегодняшних российских проблем, особенно ярко воспринимаемую на фоне великолепного опыта свершений советского периода.

Мы, сибиряки-красноярцы, хорошо ощущаем эти проблемы, потому что поколениями наших отцов и дедов, нашим личным участием строилась великая держава, нам есть что помнить и с чем сравнивать. Сегодня громогласно объявлена вторая индустриализация Сибири, а Красноярский край не менее помпезно заявлен ее локомотивом. И если бы современная властная элита действительно хотела осуществить вторую индустриализацию Сибири на инновационной основе выстраивая эффективную экономику, ей было бы чему поучиться в советском недавнем прошлом.

Красноярский край является ярким примером масштабов и эффективности социалистической индустриализации страны во второй половине ХХ века. Характерной и весьма значимой чертой индустриального преобразования Сибири явился переход к более масштабному и более эффективному освоению ее природных ресурсов на основе долгосрочных комплексных программ, образно названных Красноярскими десятилетками.

Суть этих программ, определенных специальными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, была направлена, конечно, на эффективное использование природных богатств, но главным образом на полноценное освоение территории. Это – одновременное сбалансированное развитие промышленного производства, высокомеханизированного сельского хозяйства с решением жизненно важных социальных проблем на основе формирования мощных территориально-производственных комплексов и промышленных узлов.

Гордостью всей страны, важнейшей перспективой ее экономического развития был Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс с тремя мощными на десятки миллионов тонн угольными разрезами, Березовской ГРЭС-1, Березовской ГРЭС-2, Назаровской ГРЭС и системой современных ТЭЦ. Значительная роль в индустриальном развитии Сибири отводилась Лесосибирскому и Богучанскому промышленным узлам на Среднем Севере края, на Ангаре, Минусинскому электрокомплексу из 12  планировавшихся заводов на юге края. В центральном промышленном узле и в Норильске развивалась база цветной металлургии, Красноярск развивался как мощный центр машиностроения.

Только за годы первой Красноярской десятилетки 1971 – 1980 годов было выпущено промышленной продукции в 2,3 раза больше, чем за предшествующее десятилетие, за этот период было введено в строй более 900 новых предприятий и производств. За год в среднем около 90! Сегодня это кажется фантастикой если оценивать то, что сделано за последние 20 лет, а тогда такие темпы были нормой жизни.

Причем базовыми становились крупные предприятия с численностью работающих в 8-10-12 и более тысяч человек, такие как КрАЗ, Телевизорный завод, завод искусственного волокна, Сибтяжмаш, ЭВРЗ и десятки других подобных. А на особой гордости Красноярска пятиорденоносном ракетостроителе Красмаше трудилось более тридцати тысяч человек.

Интенсивное развитие промышленного производства требовало масштабной и опережающей подготовки кадров. Это одно из главных требований в обеспечении комплексного подхода к решению задач индустриализации. Активное формирование трудовой смены обеспечивали 89 профтехучилищ, 68 техникумов, 7 инженерных вузов.

За годы губительных реформ край потерял большую часть квалифицированных рабочих, больше половины профтехучилищ, две трети техникумов. Зато сейчас в крае полно мигрантов из Китая, Таджикистана, Украины, да и российских вахтовиков предостаточно. В отличие от приезжавших когда-то посланцев комсомола, а только на Ударную комсомольскую стройку КрАЗ приехало с 1960 по 1975 год несколько тысяч демобилизованных пограничников, эти нынешние приезжают не созидать, а заработать и увезти отсюда деньги.

Говоря о комплексности подхода в политике освоения природных ресурсов Сибири следует подчеркнуть, что она была направлена на внутреннее развитие. Так усиленное развитие нефтедобычи в Тюменской и Томской областях сопровождалось строительством нефтеперерабатывающих заводов в Омске, Ачинске, Ангарске – строго  по зонам экономического развития Сибири. И этим социалистическая индустриализация коренным образом отличается от современной политики «нефтедолларов», когда, например, Ванкорское месторождение строится с целевой задачей обеспечить поставки нефти в Китай.

Алюминий, производимый в Сибири, прежде всего, обеспечивал потребности самолетостроительных заводов в Иркутске, Новосибирске, в Европейской части России.

Мощные ГЭС Ангарского и Енисейского каскада вводились в строй для обеспечения деятельности энергоемких производств Сибири, а не для того, чтобы служить разменной валютой г-на Чубайса и его наследников.

И Красноярский край ранее не ввозил свинину из Китая, и консервированную говядину из Германии и Аргентины, полностью, подчеркиваю, полностью обеспечивал потребности свои и соседей за счет собственного агропромышленного комплекса.

Еще одной особенностью комплексного подхода советской индустриализации Сибири было создание технологических отраслевых и межотраслевых связей в ориентации на конечный продукт. Так Красноярский ЦБК производил целлюлозу, которая вместе с продукцией Байкальского ЦБК направлялась на Красноярский завод искусственных волокон, тот, в свою очередь, выпускал кордную нить для шинного завода, на который поступала так же продукция завода синтетического каучука. И завод искусственных волокон, получая сырье сибирских предприятий, обеспечивал не только шинный завод, но и Красноярский шелковый комбинат, продукция которого высоко ценилась и в стране, и за рубежом.

Ачинский глиноземный комбинат поставлял глинозем на Красноярский алюминиевый завод, а тот, в свою очередь, обеспечивал алюминиевыми слитками Красноярский металлургический завод.

На многих промышленных предприятиях страны, края работали мощные краны завода Сибтяжмаш.

Как и во всем СССР развивающаяся индустрия Красноярского края устойчиво обеспечивала и развитие внутреннего рынка.

Социалистическая индустриализация – это не только дымящие трубы, заводские корпуса, продукция предприятий. Не только, и не столько. Это – новая жизнь, новые социальные условия и повышение благосостояния, это новое качество человеческих знаний и  более высокий уровень общественных отношений.

Поэтому Красноярский научный центр в составе пяти академических институтов и трех отделов не только  формировал теоретическое, а вместе с отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами и практическое научно-техническое и технологическое обеспечение промышленного развития края, но оказывал огромное влияние на развитие главной ценности советского общества – человеческого потенциала.

Этой же цели служили и масштабные усилия по культурному преобразованию Сибири и края. Каждое крупное предприятие края имело свой Дворец культуры. Каждый совхоз, колхоз строил свои дома культуры, в каждом селе создавалась своя библиотека (а как за годы индустриализации выросло число театров, творческих коллективов, какие масштабы приобрело развитие физической культуры и спорта для всех).

В ходе индустриального освоения в крае создавались новые города, такие как Норильск, Дивногорск, Зеленогорск, Саяногорск, Сорск и другие.

Советские этапы индустриализации, особенно послевоенных лет, формировали освоение жизненного пространства на территории в том числе Красноярского края. Советские люди приезжали в Сибирь, чтобы стать сибиряками и вдохнуть новую жизнь в этот сказочно богатый, наполненный романтикой великих свершений край.

Как не похоже  на это, то, что происходит сегодня. Ворваться, добыть, откачать, извлечь и отправить в значительной части на потребу зарубежных интересов. Поэтому и нефтедобыча, добыча газа и производство никеля, меди, алюминия, и вся сырьевая экономика очень неохотно вкладывается в строительство перерабатывающих производств. Поэтому сбрасывается социальная сфера, как требующая дополнительных расходов.

А самая главная проблема громко заявленной нынешней второй индустриализации Сибири заключается в том, что частный капитал в современной России является весьма ненадежным партнером, что и показывает практика частногосударственного партнерства в Красноярском крае. Так для реализации проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» была создана корпоративная система строительства важнейших объектов, в частности Богучанской ГЭС, которую на паритетных началах должны были достроить ОАО «РусАл» и ОАО «Русгидро». Финансовые проблемы, возникшие у ОАО «РусАл», прежде всего, вследствие его жадной всеядности и авантюризма в стратегии развития привели к тому, что ОАО «Русгидро» в одиночку приходится достраивать объемы первого пускового комплекса ГЭС.

А «РусАл», кстати, прекратил и строительство алюминиевого завода, который должен был быть запущен в 2012 году и которому предназначается электроэнергия Богучанской ГЭС.

Для обеспечения этого пока несостоявшегося завода в III квартале 2010 года будет введена в строй подстанция «Ангара» и две высоковольтные линии на 500 кВт. Многие миллиарды большей частью государственных средств вложены в проект и что, спрашивается, будем делать с электроэнергией первых трех агрегатов БоГЭС, запускаемых в декабре 2010 года?

Частный капитал в Красноярском крае весьма успешно в качестве собственника разрушил основные предприятия химического комплекса в Красноярске, почти похоронил такие крупные машиностроительные предприятия как завод Сибтяжмаш, когда-то ведущее в мире предприятие краностроения, превратил в площадку металлолома экскаваторный завод, превратил в торговые центры заводы телевизорный и искусственного волокна, уникальный шелковый комбинат. И никому из этих эффективных собственников не пришло в голову заняться модернизацией того же телевизорного завода или завода искусственных волокон. Так что пока нынешние властители России продемонстрировали действительно беспрецедентный опыт деиндустриализации и нежелание вкладывать деньги в обновление производственных фондов и внедрение новейших технологических схем.

Поэтому заявленный и широко разрекламированный призыв Президента страны  Д. А. Медведева о масштабной модернизации, да еще на инновационной основе  промышленности России пока что упрется именно в этот начальный опыт.

Вот сейчас нас озадачили проектом Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Через 10 лет промышленность Сибири должна вырасти в полтора раза, а доходы сибиряков вдвое. Для этого нужно реализовать 436 инвестпроектов общей стоимостью 8,6 триллиона рублей. Наиболее серьезные планы у Красноярского края – 46 крупных проектов на сумму более 2, 57 триллионов рублей.

Весьма заманчиво звучит. Но сегодняшний опыт реализации проекта «Комплексного развития Нижнего Приангарья» показывает, что основная нагрузка лежит на федеральных ресурсах, частный же капитал себя показывает ненадежным партнером.

Да и общая система планирования стратегии освоения ресурсов показывает разобщенность, слабую координацию и отсутствие обязательности. Например, в инвестиционной  программе МРСК-Сибири, то есть тех, кто занимается электроэнергетической инфраструктурой, на  IV квартал 2009 года отсутствовали объекты лесопромышленного комплекса, развиваемые уже согласованными инвестпроектами, по которым уже осуществилась бюджетная поддержка.

А ведь трансформаторную подстанцию поставить, линии высоковольтной передачи провести – в одночасье не сделаешь.

Все это характеризует состояние хаоса и управленческой бестолковости, когда власть и не хочет, и не может остановить процесс деградации страны.

В этих условиях выводы, установки Центрального Комитета КПРФ, сделанные на V (апрельском) съезде КПРФ, формируют и конкретные задачи для коммунистов и всех прогрессивных сил в крае.

Прежде всего, это четкое разъяснение населению положений доклада на V Пленуме ЦК и постановления Пленума.

Чем больше людей будет разбираться в фактическом положении дел, тем больше будет возможности остановить развал науки и образования,  всей системы социальных гарантий, созданных советской властью, сохранить от грабительской приватизации оставшиеся значимые предприятия, через экологические рычаги остановить безумные проекты вроде Эвенкийской ГЭС, сохранить село и возродить продовольственную безопасность России. Важную роль играет депутатский контроль за реализацией средств, выделенных на задачи модернизации на всех уровнях бюджетов. Депутаты-коммунисты должны навязывать публичные слушания по вопросам модернизации экономики, всемерно содействовать действительно инновационным начинаниям.

Депутатский корпус края, в который только на уровне городов и районов входит более 160 человек, должен взять под жесткий контроль действия краевых и местных властей в вопросах содействия сохранению дееспособных предприятий, учреждений образования и здравоохранения, тех точек роста. которые формировались в советское время, поддерживать хозяйственные инициативы, способствующие развитию внутреннего рынка. Всемерно ориентироваться в этой работе на положения общей стратегии и первого этапа программы КПРФ, выводы и установки V (апрельского) Пленума ЦК КПРФ.

Необходимо дополнить наши пропагандистские планы разъяснением положений доклада на V Пленуме с целью выдвижения соответствующих программных положений на выборы 2011 и 2012 годов. С учетом материалов Пленума нужно дополнить планы занятий в системе политического просвещения. Особенное внимание обратить на работу с молодежью, лучше воспринимающей роль модернизационных процессов. В целом, изучение и пропаганда материалов V  Пленума ЦК КПРФ должно качественно дополнить работу по внедрению в сознание населения положений программы КПРФ и усилить влияние партии в массах.  Еще раз хочу напомнить: нам есть с чем сравнивать, есть за что бороться. Нужно только активнее и наступательнее работать.

 

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.


 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61