Гения может сыграть только гений
Заслуженный деятель Республики Тыва Анатолий Серен:
Чтобы воссоздать или сыграть гения, надо быть гением в своей профессии – я смею это утверждать.
Долгим и трудным был путь показа образа В. И. Ленина в художественном кино. Сразу после победы революции, в 1917 году, стали деятели искусств приближаться к Ленину, его воссоздавать и показывать. Но больше всего повезло, наверное, мастерам изобразительного искусства. Они даже писали и ваяли с натуры. Бывали на конгрессах, больших совещаниях, где выступал Владимир Ильич: Бродский, Андреев, выдающийся фотограф Оцуп, который был счастлив тем, что делал фотоработы читающего Ленина, Выдающиеся кинодокументалисты того времени снимали Ленина.
Но в художественном кино и в театре играть Ленина было сложно. И думать, что какой-то актер может надеть грим, сделать лысину ленинскую, бородку, усы, и готово – было совершенно неприемлемо. И даже Надежда Константиновна Крупская говорила: «Не надо играть Ленина…».
Первый опыт показа Ленина был в 1918 году,
когда самодеятельный режиссер показал вождя – совсем немного по
времени, одну или полторы минуты, в гриме, как теневой театр – на фоне
играющих артистов.
Но сам подход к Ленину был осуществлен великим Сергеем Михайловичем
Эйзенштейном. Это было ему поручено к десятилетию Великой Октябрьской
социалистической революции, и автор великого «Броненосца Потемкина» стал
искать пути реализации замысла: у него самого была уже такая задумка, и
бюро ЦК партии и просило, и рекомендовало, чтобы в кино был создан
образ Ленина.
Стали искать статиста, человека, похожего на Ленина, так как актеру,
наверное, не справиться с образом вождя. И был такой статист найден –
рабочий Путиловского завода в Ленинграде Владимир Никандров, который был
очень похож на Владимира Ильича. Как-то он был в Сочи по профсоюзной
путевке и прочитал в «Черноморской здравнице», что приглашаются статисты
на массовку. Он приехал. Показался режиссеру Хмельницкому, тот, увидев
его, был ошарашен: «Вы знаете, на кого похожи?». «Да, знаю – на Ленина».
Была послана телеграмма Эйзенштейну. Никандров был приглашен, вызван, и
началась работа над первым в кино образом Ленина. Было, конечно,
сложно, трудно.
Владимир Никандров был любитель народного театра, он играл в
самодеятельных спектаклях, но результат все равно оказался слабым. Хотя
сам фильм оказался замечательным – большая киноэпопея, но слабее
«Броненосца…».
Образ Ленина не удался. Особенно не получилась огромная массовая сцена у
Финляндского вокзала. А тогда, перед праздниками, в 1927 году, она
работала на этот фильм.
Получилось так, что даже, когда «брали Зимний», было ранено несколько
статистов и актеров, даже побольше, чем в жизни, когда в 1917-м на самом
деле брали штурмом Зимний дворец.
И вот идет большая съемка: 3 апреля 1917 года приезжает Владимир Ильич, и
огромная массовка – несколько тысяч человек, рабочие, солдаты,
крестьяне, море разливанное людей – играет встречающих… Снимают общий
план – Владимир Ильич поднимается на броневик. Средний план. Потом
камеры подъезжают близко и снимают крупным планом Никандрова-Ленина. И
когда стали монтировать этот сюжет, оказалось, что это не Ленин. Да,
человек физически похож, но в нем нет той ленинской гармонии, ума,
философии, человечности. И никто, правда, никаких мер не принимал,
считали, что так нужно. И после этого десять лет не было сообщений о
том, что кто-то собирается делать в кино или театре Ленина, и только в
1937 году, к 20-летию Октября, Сталин и другие члены политбюро дали
задание комитету по делам искусств создать образ Ленина. Комитет поручил
это дело молодому, 36-летнему, кинорежиссеру Михаилу Ромму, который
создал всего два художественных фильма. Ромм взялся самозабвенно и
работал вместе с замечательным сценаристом и кинодраматургом Алексеем
Каплером, который написал сценарий. Сначала фильм назывался «Восстание» –
с главным героем Лениным. Встал вопрос: «А кто играть будет?». И тут –
гениальная догадка-подсказка Алексея Максимовича Горького: он в 1935
году увидел в спектакле Бориса Васильевича Щукина и сказал ему: «Знаете,
а вы могли бы сыграть Ленина!». Щукину 40 лет с небольшим в то время
было. Они встретились с Роммом и они друг другу не понравились. Щукин
посчитал режиссера молодым и сумасшествием – делать фильм с Лениным за
три месяца. А Щукин не понравился Ромму, потому что был совершенно не
похож на Ленина – какой-то вальяжный, спокойный чересчур. Но все равно
решили сделать грим. И в гриме рождается Ленин в таком физически
образном виде! Ромм увидел глаза ленинские в щукинских. И работа
началась. Много было сделано. Но как большой художник Борис Васильевич
никак не давал разрешения начать сниматься. Ему что-то мешало. Однажды
он сказал такую, казалось бы, смешную вещь: «А знаете, Миша, я не знаю,
как Ленин смеялся…». Ему стали рассказывать, что Ленин смеялся
заразительно, иногда, как ребенок, махал руками. «Но нет, вы мне не
рассказывайте, а покажите». «А как показать – я не актер?». И вдруг его
величество Случай! Вспомнили, что был член Совнаркома Мануильский,
который всегда копировал Ленина, подражал Ленину. Пригласили его на
квартиру Щукина. Он начал показывать, как смеялся Ленин: раз, два, три,
четыре – не получается или получается плохо. И вдруг Щукин стоявший
спиной в гриме Ленина, поворачивается и говорит: «Вы не можете, а я
могу». И начал смеяться. Мануильский вздрогнул. Подошел, обнял его: «Вы
знаете, мне вам показывать нечего…».
И так за три месяца был создан фильм. В главной роли был Щукин – Ленин.
Это был изумительный актер (это подтверждение моих слов о том, что гения
должен играть гений). И когда снималась сцена: Ленин провозглашает
Советскую власть, Ромм снова созвал огромную массовку и начал объяснять:
«Сейчас мы все – делегаты съезда. Из задней двери сейчас войдет Ленин.
Вы должны его встретить. Вот здесь пять камер стоят. Я не хочу делать
дубли. Давайте один раз хорошо сделаем». Стали репетировать. И много раз
не получилось. Тогда Ромм сказал: «Зовите Щукина». И Щукин из уборной в
образе Ленина пошел по коридору. И люди, которые ему встречались,
инстинктивно пошли за ним. Когда дверь открылась – зашел Щукин-Ленин, за
ним – еще сто человек. И случилось невообразимое! Они сыграли так, как
будто на дворе было 26 октября 1917 года.
Сталин дал название фильму – «Ленин в Октябре». (И Иосиф Виссарионович очень помогал: когда было «много Троцкого», он приходил утром, вечером и
говорил: «У вас есть сцены с Троцким? Как вы его показываете?». Вносил
коррективы. Он был великим знатоком кинематографа – об этом все
говорили.
Но еще большого терпения надо было, чтобы получился фильм «Ленин в 1918
году» (1939 год). Там Щукин должен был играть умирающего, раненого
Ленина. Это сложно – играть застреленного практически человека. И когда
снимались вот эти сцены, то все ходили на цыпочках и долго все
налаживали, и Щукин, не выходя из образа, закрывал глаза и ждал, когда
это все закончится. То есть лежал не Щукин, а Ленин. И домой шел
смертельно уставший человек. И Алексей Каплер – близкий друг, его
провожал, крепко целовал, и после этого они прощались.
Начали готовить третью серию – перед войной уже. Алексей Каплер задумал
сюжет, и вдруг он пришел домой к Щукину и увидел, что Борис Васильевич
умер. У него на груди лежал томик Гоголя – он готовил себя к роли
Городничего в «Ревизоре».
То есть я хочу сказать, что для того, чтобы что-то сделать, хотя бы
повторить, надо быть самому выдающимся человеком. И вот не зря
считается Борис Щукин лучшим актером, который сыграл Ленина на всем
мировом пространстве кинематографа и театра тоже.
Я хочу сказать: Владимир Ильич Ленин – не просто человек дал пример для
подражания, это человек, который по-настоящему осветил
искусство.
Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.
|