КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow К 65-летию Великой Победы
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

К 65-летию Великой Победы
05.04.2010 г.

Верховный Главнокомандующий

В последнее время противники И. В. Сталина пытаются доказать, что он готовился первым нанести удар по немецким войскам. И кого б тогда считали агрессором, господа? Именно этого и хотели многие политики Великобритании, Франции и США.

Без всякого сомнения,  вскоре бы Советскому Союзу пришлось  воевать со всем капиталистическим миром. Но даже Гитлер в январе 1941 года заявлял: «Сталин,  властитель России – умная голова, он не станет открыто выступать против Германии. И ещё: «Пока жив Сталин, никакой опасности нет: он достаточно умён и осторожен».

Ф. Гальдер, начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии, записал в дневник: «Я не верю в вероятность инициативы со стороны русских». Посол Германии в СССР Шуленбург за два месяца до начала фашистской агрессии, докладывал Гитлеру: «Я не могу поверить, что Россия когда-нибудь нападёт на Германию».

Как известно,  Московская битва явилась началом перелома в войне. Оставшийся в живых немецкий генерал Блюментрит, участник наступления фашистов на Москву, спустя много лет писал: «Когда мы вплотную подошли к Москве, настроение наших командиров и войск,  вдруг резко изменилось. С удивлением и разочарованием мы обнаружили в октябре и начале ноября, что разгромленные русские вовсе не перестали существовать,  как военная сила…Сталин со своим небольшим штабом остался в столице, которую он решил твёрдо не сдавать. Всё это было для нас полной неожиданностью…»

Давайте же послушаем людей, которые практически каждый день в годы Великой Отечественной войны  соприкасались  с Верховным Главнокомандующим, разрабатывая стратегические военные операции, вели напряжённую дипломатическую работу, организовывали в неимоверно короткие сроки и в тяжелейших условиях работу тысяч эвакуированных заводов для производства военной техники и вооружения.  

  Один из знаменитых маршалов Победы –  Г. К. Жуков, который всю войну был заместителем Верховного Главнокомандующего, так характеризовал полководческую деятельность  И. В. Сталина: «Как военного деятеля И. В. Сталина я изучил досконально, так как  с ним прошёл всю войну…В руководстве вооружённой борьбой в целом помогали его природный ум, богатая интуиция. Он умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, оказать противодействие врагу,  провести ту или иную крупную наступательную операцию. Сталин владел вопросами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах. Эти способности И. В. Сталина как Главнокомандующего особенно проявились, начиная со Сталинграда. Несомненно, он был достойным Верховным Главнокомандующим».

Г. К. Жуков досконально изучил черты характера И. В. Сталина. Он отмечал: «Взгляд у него был острый и пронизывающий. Говорил он тихо, отчётливо отделяя одну фразу от другой, почти не жестикулируя. Говорил с заметным грузинским акцентом, но русский язык знал отлично и любил употреблять образные сравнения, литературные примеры, метафоры. Юмор понимал и умел ценить остроумие и шутку. Писал, как правило, сам от руки. Читал много и был широко осведомлённым человеком в самых разнообразных областях знаний. Поразительная работоспособность, умение быстро схватывать суть дела позволяли ему просматривать и усваивать за день такое количество самого различного материала, которое было под силу только незаурядному человеку… Он обладал сильной волей, характером скрытным и порывистым».

«Мне, – отмечал  Г. К. Жуков, – очень нравилось в работе И. В. Сталина полное отсутствие формализма. Всё, что делалось по линии Ставки или ГКО, делалось так, чтобы принятые этими высокими органами решения начинали выполняться тотчас же, а ход выполнения их строго и неуклонно контролировался Верховным или, по его указанию, другими руководящими лицами или организациями». Далее  Жуков писал: «Идти на доклад  в Ставку к Сталину, скажем с картами, на которых были хоть какие-то «белые пятна», сообщать ему ориентировочные, а тем более преувеличенные данные было невозможно. Сталин не терпел ответов наугад, требовал исчерпывающей полноты и ясности. У него было какое-то чутьё на слабые места в докладах и документах, он тут же их обнаруживал и строго взыскивал с виновных».

Вот ещё одно примечательное высказывание маршала Жукова о Сталине: «Стиль работы, как правило, был деловой, без нервозности, своё мнение могли высказать все. Верховный ко всем обращался одинаково – строго и официально. Он умел внимательно слушать, когда ему докладывали со знанием дела…За долгие годы войны я убедился, что И. В. Сталин вовсе не был таким человеком, которому нельзя было ставить острые вопросы или спорить с ним, твёрдо отстаивая свою точку зрения. Если кто-нибудь утверждает обратное, прямо скажу, что их утверждения неверны».

Теперь хочу сообщить высказывания о Верховном Главнокомандующим  И. В. Сталине другого выдающегося полководца  Александра Михайловича Василевского: «По моему глубокому убеждению, И. В. Сталин, особенно во второй половине Великой Отечественной войны, являлся самой сильной и колоритной фигурой стратегического командования. Он успешно осуществлял руководство фронтами, всеми усилиями страны на основе линии партии и был способен оказывать значительное влияние на руководящих политических и военных деятелей союзных стран по войне. Работать с ним было интересно и вместе с тем неимоверно трудно, особенно в первый период войны. Он остался в моей памяти суровым, волевым военным руководителем, вместе  с тем не лишённым и личного обаяния. Думаю, Сталин в период стратегического наступления советских вооружённых сил проявил все основные качества полководца… Его несомненная заслуга в том, что под его руководством как Верховного Главнокомандующего советские вооружённые силы выстояли в оборонительных компаниях и блестяще провели все наступательные операции. Но он, насколько я мог его наблюдать, никогда не говорил о своих заслугах».

Ещё одно высказывание А. М. Василевского: «О Сталине как о военном руководителе в годы войны необходимо написать правду. Он не был военным человеком, но он обладал гениальным умом. Он умел глубоко проникать в сущность дела  и подсказывать военные решения… Полагаю, что Сталина несомненно можно отнести к разряду выдающихся полководцев».

Все военачальники отмечали  высокую  требовательность И. В. Сталина к исполнению поручений или обязанностей.  А. М. Василевский, которого очень уважал и ценил И. В. Сталин, привёл содержание одной телеграммы: «Маршалу Василевскому.  Сейчас уже 3 часа 30 минут 17 августа, а вы ещё не изволили прислать в Ставку донесение  об итогах операции за 16 августа и о вашей оценке обстановки.. Предупреждаю Вас, что в случае,  если Вы хоть раз ещё позволите забыть о своём долге перед Ставкой, Вы будете отстранены от должности начальника Генерального штаба и будете отозваны с фронта».

  Имеется  интересное  высказывание о стратегическом и тактическом таланте И. В. Сталина, сделанное генералом армии С. Штеменко, одного  из руководителей Управления  оперативной работы Генштаба в годы войны, после битвы под Москвой. Речь идёт о резервах, которые Сталин придерживал и накапливал, несмотря на просьбы командующих фронтами:  «Мы считали, что Сталин допускает ошибку. В декабре месяце, когда немецкие войска были обескровлены, Сталин ввёл эти войска в действие. Немцы от Москвы были отброшены. Тогда мы поняли только, насколько Сталин велик не только в стратегии, но и в тактике». Ещё одно высказывание Штеменко: «Должен сказать, что Сталин не решал и вообще не любил решать важные вопросы войны единолично. Он хорошо понимал необходимость коллективной работы в этой сложной области, признавал авторитеты по той или иной военной проблеме, считался с их мнением и каждому отдавал должное».

Начальник Главного артиллерийского управления Красной армии Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев отмечал в своих воспоминаниях: «Работа в Ставке отличала простота, большая интеллигентность. Никаких показных речей, повышенного тона. Сталин не любил,  чтобы перед ним вытягивались в струнку,  ее терпел строевых подходов и отходов. Когда Сталин обращался к сидящему, то вставать не следовало. После присвоения ему звания Маршала, по-прежнему его необходимо было именовать «товарищ Сталин». Сталин не терпел, когда от него утаивали истинное положение дел».

Когда  Хрущёв после ХХ партсъезда попросил маршала К.К. Рокоссовского, который перед войной был арестован и находился в тюрьме, написать что-нибудь чёрное о Сталине, прославленный военачальник без промедления ответил ему: «Никита Сергеевич,  товарищ Сталин для меня святой!». Хрущёв за это высказывание буквально на следующий день отправил маршала в отставку.

 Со многими политическими деятелями И. В. Сталин работал десятки лет, вплоть до своей кончины. Вячеслав Михайлович Молотов, ближайший соратник Сталина, во время войны министр иностранных дел СССР, отмечал: «Так вот, хочу подчеркнуть, что всем нам очень повезло, что с самого начала войны с нами был Сталин. Отмечу хотя бы его огромную роль в руководстве народным хозяйством. Все основные вопросы военной перестройки и функционирования нашей экономики, даже в деталях, он держал в памяти,  и умело осуществлял все рычаги управления по заданному курсу». А. И. Микоян – известный государственный деятель, долго был заместителем Сталина в Совете народных комиссаров СССР, в войну – член  Государственного Комитета Обороны, писал: «Верховный был  высокоорганизованным руководителем… Он имел цепкую память и знал состояние и местонахождение каждой дивизии, фамилию и звание их командиров, к тому же имел маленький блокнот со справочными данными по фронтам, резервам, в том числе и боевой техники. Ему подражали Шапошников, Жуков, Василевский и наркомы». И ещё: «Тов. Сталин своей гениальной прозорливостью и стальной твёрдостью поднял дух и волю нашей партии и всех трудящихся…Он великий полководец нашей партии великой страны». Правда, А. Микоян после смерти И. В. Сталина  не выдержал испытания временем.

Л. М. Каганович – один из известных партийных и государственных деятелей, входил в ближайшее окружение И. В. Сталина,  был одиннадцать лет секретарём ЦК ВКП (б), с 1935 по 1944 года  – нарком путей сообщения СССР, член Политбюро и ГКО, отмечал, что военный талант Сталина проявился ещё в Гражданскую войну. Он говорил: «Сталин вышел из Гражданской войны обогащённым разнообразной практикой. В этой войне он проявил свою высокую компетентность. В сложных ситуациях мог растеряться, но не растерялся. Сталин владел великой стратегией. Приходилось отступать, но не испугался отступлений... В Гражданскую войну Москва была окружена: Колчак, Юденич, Деникин. Москва вот-вот должна была пасть. Сталин  последовательно был членом Военных советов и Западного, и Южного, и  Царицынского, и Юго-Западного, и Северо-Западного фронтов. И сыграл немалую роль в защите Советской республики. Сталин, повторяю, войну знал лучше всех других руководителей (не считая, конечно, Ленина)  и его опыт в Гражданской войне колоссален.

И когда началась Великая Отечественная война, наш вождь, военный руководитель, был компетентен с самого её начала и снова не растерялся, что мы отступаем. Он был твёрдо уверен, что мы победим, и твёрдо руководил страной, партией, армией, экономикой…Сталин и военная стратегия были не в разрыве, а в единстве».

Можно только добавить, что за организацию  обороны Петрограда в 1919 году,   И.В. Сталин был награждён орденом Красного Знамени, а Л. М. Каганович, как министр путей сообщения  СССР,  обеспечил к декабрю 1941 года эвакуацию по железным дорогам  почти 3000 предприятий в глубокий тыл нашей страны, за что и получил в 1943 году звание Героя Социалистического труда. Можно сообщить для сведения, что за время войны Героя Социалистического труда получил 131 труженик тыла.  Знаменитый авиаконструктор А. С. Яковлев отмечал: «В первые месяцы войны мы находились под впечатлением неудач, наши войска отступали, всё было очень тяжело. Сталин никогда не показывал вида, что ему тяжело. Я никогда не замечал у него растерянности, наоборот, казалось, что настроение у него доброе, отношение к людям терпимое. Он понимал, видимо, что в такие моменты людей нужно поддержать, подбодрить».

И. Х. Баграмян –  один из крупных военачальников Советской Армии, маршал, дважды Герой Советского Союза, так отзывался о Генералиссимусе И. В. Сталине: «Когда я вспоминаю о деятельности Сталина на посту Верховного  Главнокомандующего, главным образом во время  и после Курской битвы, то  я не могу не сказать о его незаурядных способностях, удивительной, даже феноменальной памяти, об умении быстро схватывать суть тех или иных предложений, суммировать, обобщать их и чаще всего приходить к правильным решениям. Руководил он вооружённой борьбой, конечно, не по глобусу».

Маршал Мерецков, в  1941 году был заместителем наркома обороны, то есть,  И. В. Сталина,  в своих воспоминаниях пишет: «В некоторых книгах у нас получила хождения версия, что будто И. В. Сталин руководил боевыми операциями «по глобусу». Ничего более нелепого мне не приходилось читать. В ходе войны мне десятки раз приходилось встречаться с И. В. Сталиным. Во время вызова Верховный Главнокомандующий, подойдя к карте в кабинете, спокойно, знакомил с положением дел на фронте и разъяснял боевое задание».

Нарком вооружений в годы войны, в послевоенный период маршал, министр обороны СССР  Д. Ф. Устинов писал: «Сталин обладал уникальной работоспособностью, огромной силы воли, большим организаторским талантом. Понимая всю сложность и многогранность вопросов руководства войной, он многое доверял членам Политбюро ЦК, ГКО, руководителям наркомов, сумел наладить безупречно чёткую, согласованную, слаженную работу всех звеньев управления, добивался безусловного исполнения принятых решений».

Широко известны  тысячи и тысячи отзывов о деятельности И. В. Сталина  как политика, как военного деятеля и руководителя строительства социализма в СССР. Практически нет ни одной стороны жизни Советского государства, которой  бы  он не интересовался. Однако их невозможно отразить в этой маленькой статье. Полководческий и государственный  вклад и роль  Сталина должны по праву найти достойное место в освещении истории победы советского народа в Великой Отечественной войне, в создании могучего Союза Советских Социалистических республик, отразиться в школьных учебниках, музеях и памятниках, кинокартинах, и, главное, дана правдивая оценка на высшем государственно уровне. Этого давно ждёт наш народ.

 

Владлен ЧАРИКОВ.
Красноярск.

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61