Путешествие по Красным залам
Красноярский музейный центр… Как его только не называли и не называют: Музей на Стрелке, КИЦ, но многие красноярцы до сих пор помнят и говорят: «Музей Ленина». А ведь таким он был 20 лет назад! 17 апреля 1987 года в Красноярске открылся очередной филиал Центрального музея В. И. Ленина. Такие музеи были почти во всех союзных республиках СССР и, конечно, обязательно там, где жил и бывал Ленин. Красноярский филиал стал тринадцатым в этом ряду и просуществовал недолго: изменились времена, политическое устройство, да и само государство. Уже с 1991 года музей переходит в управление культуры Красноярского края и переименовывается в Красноярский культурно-исторический и музейный комплекс.
Была разработана научная концепция дальнейшего развития музея, которая сразу предусматривала сохранение одной части прежней музейной экспозиции, а именно красных залов, которые включают в себя , как и раньше, материалы о жизни и деятельности В. И. Ленина с апреля 1917 года по январь 1924-го.
В одном из первых буклетов о музее
говорится следующее: «…согласно концепции, решено именно эту часть
экспозиции оставить мемориальной – не столько как дань ушедшему времени,
сколько как эталон музейной экспозиции подобного профиля и как
наглядный пример тех мифов, в которые мы так долго верили».
И, к счастью, оставив красные залы в
нетронутом виде, мы себя «не оставили в покое»: постоянно пытаемся
взаимодействовать с экспонатами этой экспозиции, размещая в ней
различные выставки, создавая тематические комплексы, но непременно с
условием: это должен быть диалог с уже существующим, продолжением или
развитием отдельных тем и их освещение с современной точки зрения.
Впервые мы попробовали вынести в зал предметы музейного фонда,
сформированного еще в бытность музея Ленина. Это вылилось в выставку
«Подарки музею». Витрина с подарками из Москвы, Киева, Красноярского
крайкома КПСС, краевого комитета профсоюзов и так далее органично
вписалась в ансамбль красных залов.
Затем появился художественный проект к 80-летию Февральской и
Октябрьской революций 1917 года в России, где впервые сотрудники музея
показали противостояние двух сил: революционно настроенных масс и
Временного правительства. Попытались задать вопрос: было это «величайшим
событием Всемирной истории» или «величайшей трагедией»? Материалы
выставки ответа на поставленные вопросы не давали, но задуматься
заставляли. Тем более что это было время постоянных выборов в крае.
«Выбор» – так называлась и сама выставка. Ведь, как говорил Наполеон:
«неучастие в политике не освобождает от ее результатов».
Затем появились и гостевые проекты из Москвы, Центра имени А. Сахарова
«Иллюзион», из Пекина – к 50-летию визита Мао в Красноярск, из США –
«Ленин – почтой» и «Гид по коммунистическому Нью-Йорку».
Две последние выставки были сделаны совместно с американским художником
русского происхождения Евгением Фиксом. Молодой художник из Нью-Йорка
предложил проект, связанный с одним из произведений В. И. Ленина, а
именно «Империализм как высшая стадия капитализма», написанным в 1908
году. Евгений приобрел 100 экземпляров этой работы на английском языке
(стоимость одного экземпляра – пять долларов) и разослал в наиболее
крупные транснациональные компании Америки с просьбой разместить брошюру
Ленина в своей библиотеке. Среди адресатов упоминаются такие
корпорации, как «Кока-кола», «Дженерал моторс», «Мак Доналдс»…
Большинство столпов глобализма продемонстрировали предельную
политкорректность. Завязалась электронная переписка с художником. Кто-то
ответил отказом, не объясняя причин, кто-то сослался на отсутствие
корпоративных библиотек, но нашлись и те, кто оценил антиглобалистский
пассаж художника и пообещал разместить брошюру в ряду других изданий
корпоративных библиотек.
Электронное общение вокруг работы вождя пролетариата и стало основой
проекта, который предстал перед красноярцами в апреле 2006 года.
Художник очень корректно взял ленинскую тему в формате современного
искусства, использовав тактику социальной интервенции, попытался
протестировать отношение современников к наследию коммунистической
истории на Западе сейчас, определить место коммунистической идеи и ее
наследия в так называемом постидеологическом обществе.
Наверное, это не лучший способ анализа ситуации, но художник имеет право
на такие действия. Визуально проект заключался в том, что на красном
фоне (этот пояс проходил по всему этажу) были представлены все 100 писем
Евгения Фикса корпорациям и их ответы или неответы на английском языке.
В специальных брошюрках они были переведены на русский язык.
Следующим проектом этого же автора стал «Гид по коммунистическому
Нью-Йорку» в сентябре 2007 года, где была предложена карта Манхеттена с
обозначением домов, которые имели какое-то отношение к компартии США:
квартиры известных коммунистов, редакции коммунистических газет и
журналов, места совещаний, конференций и так далее.
Современный житель мегаполиса проделал огромную работу со справочниками
для уточнения адресов, затем провел фотосъемку и нанес адреса на карту.
Эта информация легла в основу большого художественного проекта,
занявшего центр красного зала: гипсовая скульптура Ленина, стоящая в
центре зала, стала главной в выставке. Именно Ленин стал гидом по
Нью-Йорку, так как перед ним лежало большое красное поле с расчерченными
кварталами Манхеттена и книгами-блоками с фотографиями исторических
зданий, расставленными в соответствии с адресами.
Удачно вписавшись в архитектурное и цветовое решение зала, этот проект
работает уже почти четыре года и неизменно вызывает интерес у
посетителей.
Проявляют интерес к нашей истории и наши дальневосточные соседи. Так,
художник из Южной Кореи – Ким Чангкьюм в 2009 году привез в Красноярск
видеоинсталляцию, познакомился с музеем и согласился с нашим
предложением сделать проект в ленинских залах. Получилось «Посвящение
Ленину» – стереопанно, в основу которого автор взял исторический плакат
«Мы хотим добровольного союза наций» из экспозиции нашего зала. Кроме
этого, в стереопанно включены документальные фотографии В. И. Ленина
разных лет, лица красноярцев, и все вместе это стало своеобразным
посланием современникам.
Красные залы, кроме гостевых выставок, вобрали в себя некоторые
экспонаты, ранее находившиеся в разных разделах экспозиции музея Ленина.
Прежде всего это художественные предметы: бронзовые бюсты К. Маркса и
Ф. Энгельса, русских мыслителей XIX века – А. Радищева, А. Герцена, В.
Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова; гобелены «Ленин», «Маркс»,
«Брежнев», а также макеты «Типография в Лейпциге», где печаталась
«Искра», шахматный столик с тайником для хранения архива ЦК РСДРП и
электрифицированная карта КАТЭКа (Канско-Ачинского
топливно-энергетического комплекса).
Претерпели некоторые изменения и макеты, находившиеся ранее в этом зале.
Они «ожили». Макет комнаты в Северном флигеле в Горках, где провел
последние дни жизни Владимир Ильич, стал видеодиораммой под названием
«Бесконечное прощание». По замыслу режиссера и постановщика этого и
следующего сюжетов О. Суслова, к больному Ленину приходят прощаться его
соратники: Троцкий, Каменев, Сталин, Зиновьев и другие. Макет «Кабинет
Ленина в Кремле» превратился в видеодиорамму «Россия во мгле». В основу
сюжета взята беседа В. И. Ленина с Гербертом Уэллсом. Оба макета обрели
вторую жизнь, они озвучены, в них появляются исторические личности,
присутствующие в макетах. Есть идея озвучить еще один макет – «Разлив».
Но это в будущем.
Хочу отметить, что в музее есть и другие экспонаты, рассказывающие о
Владимире Ильиче Ленине. Прежде всего – при входе в музей гостей
встречает скульптурная группа ленинградского автора Л. Михайленка «В. И.
Ленин с соратниками по сибирской ссылке». Затем гости проходят к
диорамме «Старая Россия» (автор Б. Коротеев) – любимому месту художников
и участников «Музейных ночей», часто использующих диорамму для своих
перформансов. Еще одна диорамма – «Шушенское» (авторы В. Куликов, А.
Левкин) – вызывает искренний интерес посетителей музея, особенно детей.
Останавливаются они и у скульптуры Ю. Вашкевича «Ленин за работой в
Шушенском», подолгу рассматривают триптих Махитарьянца «Панорама
Красноярска конца XIX – начала ХХ в.в.».
Все это вместе взятое представляет собой в первую очередь художественную
ценность, так как все скульптуры, живописные и декоративно-прикладные
предметы были изготовлены специально для экспозиции Красноярского
ленинского музея, они не имеют повторов, не являются копиями, они
оригинальны и стали уже раритетами, отражающими недавно ушедшую эпоху и
ее людей, особенно – великого сына России Владимира Ильича Ленина.
Именно так и следует относиться к экспонатам бывшего музея В. И. Ленина –
музея конца двадцатого века.
Вера ПОТЫЛИЦЫНА,
заведующая экспозиционно-выставочным центром Красноярского
культурно-исторического и музейного комплекса.
Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.
|