КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Год Ленина
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Год Ленина
31.03.2010 г.

Путешествие по Красным залам

Красноярский музейный центр… Как его только не называли и не называют: Музей на Стрелке, КИЦ, но многие красноярцы до сих пор помнят и говорят: «Музей Ленина». А ведь таким он был 20 лет назад! 17 апреля 1987 года в Красноярске открылся очередной филиал Центрального музея В. И. Ленина. Такие музеи были почти во всех союзных республиках СССР и, конечно, обязательно там, где жил и бывал Ленин. Красноярский филиал стал тринадцатым в этом ряду и просуществовал недолго: изменились времена, политическое устройство, да и само государство. Уже с 1991 года музей переходит в управление культуры Красноярского края и переименовывается в Красноярский культурно-исторический и музейный комплекс.

Была разработана научная концепция дальнейшего развития музея, которая сразу предусматривала сохранение одной части прежней музейной экспозиции, а именно красных залов, которые включают в себя , как и раньше, материалы о жизни и деятельности В. И. Ленина с апреля 1917 года по январь 1924-го.

В одном из первых буклетов о музее говорится следующее: «…согласно концепции, решено именно эту часть экспозиции оставить мемориальной – не столько как дань ушедшему времени, сколько как эталон музейной экспозиции подобного профиля и как наглядный пример тех мифов, в которые мы так долго верили».

И, к счастью, оставив красные залы в нетронутом виде, мы себя «не оставили в покое»: постоянно пытаемся взаимодействовать с экспонатами этой экспозиции, размещая в ней различные выставки, создавая тематические комплексы, но непременно с условием: это должен быть диалог с уже существующим, продолжением или развитием отдельных тем и их освещение с современной точки зрения.

Впервые мы попробовали вынести в зал предметы музейного фонда, сформированного еще в бытность музея Ленина. Это вылилось в выставку «Подарки музею». Витрина с подарками из Москвы, Киева, Красноярского крайкома КПСС, краевого комитета профсоюзов и так далее органично вписалась в ансамбль красных залов.

Затем появился художественный проект к 80-летию Февральской и Октябрьской революций 1917 года в России, где впервые сотрудники музея показали противостояние двух сил: революционно настроенных масс и Временного правительства. Попытались задать вопрос: было это «величайшим событием Всемирной истории» или «величайшей трагедией»? Материалы выставки ответа на поставленные вопросы не давали, но задуматься заставляли. Тем более что это было время постоянных выборов в крае. «Выбор» – так называлась и сама выставка. Ведь, как говорил Наполеон: «неучастие в политике не освобождает от ее результатов».

Затем появились и гостевые проекты из Москвы, Центра имени А. Сахарова «Иллюзион», из Пекина – к 50-летию визита Мао в Красноярск, из США – «Ленин – почтой» и «Гид по коммунистическому Нью-Йорку».

Две последние выставки были сделаны совместно с американским художником русского происхождения Евгением Фиксом. Молодой художник из Нью-Йорка предложил проект, связанный с одним из произведений В. И. Ленина, а именно «Империализм как высшая стадия капитализма», написанным в 1908 году. Евгений приобрел 100 экземпляров этой работы на английском языке (стоимость одного экземпляра – пять долларов) и разослал в наиболее крупные транснациональные компании Америки с просьбой разместить брошюру Ленина в своей библиотеке. Среди адресатов упоминаются такие корпорации, как «Кока-кола», «Дженерал моторс», «Мак Доналдс»… Большинство столпов глобализма продемонстрировали предельную политкорректность. Завязалась электронная переписка с художником. Кто-то ответил отказом, не объясняя причин, кто-то сослался на отсутствие корпоративных библиотек, но нашлись и те, кто оценил антиглобалистский пассаж художника и пообещал разместить брошюру в ряду других изданий корпоративных библиотек.

Электронное общение вокруг работы вождя пролетариата и стало основой проекта, который предстал перед красноярцами в апреле 2006 года. Художник очень корректно взял ленинскую тему в формате современного искусства, использовав тактику социальной интервенции, попытался протестировать отношение современников к наследию коммунистической истории на Западе сейчас, определить место коммунистической идеи и ее наследия в так называемом постидеологическом обществе.

Наверное, это не лучший способ анализа ситуации, но художник имеет право на такие действия. Визуально проект заключался в том, что на красном фоне (этот пояс проходил по всему этажу) были представлены все 100 писем Евгения Фикса корпорациям и их ответы или неответы на английском языке. В специальных брошюрках они были переведены на русский язык.

Следующим проектом этого же автора стал «Гид по коммунистическому Нью-Йорку» в сентябре 2007 года, где была предложена карта Манхеттена с обозначением домов, которые имели какое-то отношение к компартии США: квартиры известных коммунистов, редакции коммунистических газет и журналов, места совещаний, конференций и так далее.

Современный житель мегаполиса проделал огромную работу со справочниками для уточнения адресов, затем провел фотосъемку и нанес адреса на карту. Эта информация легла в основу большого художественного проекта, занявшего центр красного зала: гипсовая скульптура Ленина, стоящая в центре зала, стала главной в выставке. Именно Ленин стал гидом по Нью-Йорку, так как перед ним лежало большое красное поле с расчерченными кварталами Манхеттена и книгами-блоками с фотографиями исторических зданий, расставленными в соответствии с адресами.

Удачно вписавшись в архитектурное и цветовое решение зала, этот проект работает уже почти четыре года и неизменно вызывает интерес у посетителей.

Проявляют интерес к нашей истории и наши дальневосточные соседи. Так, художник из Южной Кореи – Ким Чангкьюм в 2009 году привез в Красноярск видеоинсталляцию, познакомился с музеем и согласился с нашим предложением сделать проект в ленинских залах. Получилось «Посвящение Ленину» – стереопанно, в основу которого автор взял исторический плакат «Мы хотим добровольного союза наций» из экспозиции нашего зала. Кроме этого, в стереопанно включены документальные фотографии В. И. Ленина разных лет, лица красноярцев, и все вместе это стало своеобразным посланием современникам.

Красные залы, кроме гостевых выставок, вобрали в себя некоторые экспонаты, ранее находившиеся в разных разделах экспозиции музея Ленина. Прежде всего это художественные предметы: бронзовые бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса, русских мыслителей XIX века – А. Радищева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова; гобелены «Ленин», «Маркс», «Брежнев», а также макеты «Типография в Лейпциге», где печаталась «Искра», шахматный столик с тайником для хранения архива ЦК РСДРП и электрифицированная карта КАТЭКа (Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса).

Претерпели некоторые изменения и макеты, находившиеся ранее в этом зале. Они «ожили». Макет комнаты в Северном флигеле в Горках, где провел последние дни жизни Владимир Ильич, стал видеодиораммой под названием «Бесконечное прощание». По замыслу режиссера и постановщика этого и следующего сюжетов О. Суслова, к больному Ленину приходят прощаться его соратники: Троцкий, Каменев, Сталин, Зиновьев и другие. Макет «Кабинет Ленина в Кремле» превратился в видеодиорамму «Россия во мгле». В основу сюжета взята беседа В. И. Ленина с Гербертом Уэллсом. Оба макета обрели вторую жизнь, они озвучены, в них появляются исторические личности, присутствующие в макетах. Есть идея озвучить еще один макет – «Разлив». Но это в будущем.

Хочу отметить, что в музее есть и другие экспонаты, рассказывающие о Владимире Ильиче Ленине. Прежде всего – при входе в музей гостей встречает скульптурная группа ленинградского автора Л. Михайленка «В. И. Ленин с соратниками по сибирской ссылке». Затем гости проходят к диорамме «Старая Россия» (автор Б. Коротеев) – любимому месту художников и участников «Музейных ночей», часто использующих диорамму для своих перформансов.  Еще одна диорамма – «Шушенское» (авторы В. Куликов, А. Левкин) – вызывает искренний интерес посетителей музея, особенно детей. Останавливаются они и у скульптуры Ю. Вашкевича «Ленин за работой в Шушенском», подолгу рассматривают триптих Махитарьянца «Панорама Красноярска конца XIX – начала ХХ в.в.».

Все это вместе взятое представляет собой в первую очередь художественную ценность, так как все скульптуры, живописные и декоративно-прикладные предметы были изготовлены специально для экспозиции Красноярского ленинского музея, они не имеют повторов, не являются копиями, они оригинальны и стали уже раритетами, отражающими недавно ушедшую эпоху и ее людей, особенно – великого сына России Владимира Ильича Ленина. 

Именно так и следует относиться к экспонатам бывшего музея В. И. Ленина – музея конца двадцатого века.

 

Вера ПОТЫЛИЦЫНА,
заведующая экспозиционно-выставочным центром Красноярского культурно-исторического и музейного комплекса.

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61