КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow К 65-летию Великой Победы
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

К 65-летию Великой Победы
25.01.2010 г.

ГВАРДЕЙЦЫ ТЫЛА

Публикация подготовлена по документам фонда 1447 Ярцевского райкома ВКП(б), хранящегося в Красноярском государственном бюджетном учреждении «Государственный архив Красноярского края» (660021, г. Красноярск, улица Робеспьера, 4).

«Ярцевский район по территории в два раза больше Московской области и в полтора раза больше Хакасии», – это впечетляющее сравнение сделала Лидия Игоревна  Кожевникова, учитель, заведующая Ярцевским районным отделом образования в пятидесятые годы ХХ века. А было в Ярцевском районе (1941 – 1957 годы) 24 колхоза и один совхоз:

«Путь охотника» – д. Новосавино (или Нижнесавино), д. Остятская; имени Первое мая – д. Колмогорово; имени Лазо – д. Пономарево; имени 1 Мая – с. Назимово; «Верный охотник» – д. Сергеево; «Новая жизнь» – д. Тамарово; имени Кирова и «Новый быт» – д. Нижнешадрино; «Северный пахарь» – с. Ярцево; «Красный Октябрь» – п. Кривляк; «Северное сияние» и «Новый путь» – д. Никулино; имени Кирова – д. Танково; «Свободный север» – д. Зотино; «Ударник» – с. Ворогово; имени Чапаева – д. Осиново; имени Парижской коммуны («Парижская коммуна») – д. Подкаменная Тунгуска;

«Полярная звезда» – д. Сумароково; «Красный ударник» – п. Комса; имени Сталина – п. Суломай; «Северный охотник» – д. Якша; им. Папанина – д. Луговатка; «Новая жизнь» – д. Сушняки; имени Молотова – д. Стрелка; совхоз имени Молокова – поселения Фомка, Грива, Смольное. Был еще Сымский рыбоучасток «из единоличников». Входила в район  и территория Луговатского сельсовета, население которого тогда тоже состояло «из единоличников». Трети поселений района уже нет, и названия остались лишь в памяти старожилов да в документах архивов. 

А создан Ярцевский район был как раз накануне Великой Отечественной войны – в мае 1941-го – в результате разукрупнения двух существовавших – Енисейского и Туруханского. Проживало в районе около 13 000 человек, среди которых было много спецпереселенцев. Через месяц начавшаяся война поставила и вольных, и подневольных людей, стариков и подростков, женщин и девочек в равные условия – «боевых штыков», «бойцов трудового фронта», «гвардейцев тыла». А большинство мужчин на илимках, шитиках, баржах, пароходах уплыло на фронт…

С первых дней войны жители нового района живут с мыслями: «Все для фронта». 20 июля только в самом Ярцеве вышли на воскресник 450 человек. Они погрузили за день 800 кубометров древесины, сгребли, сметали в зароды до 3 500 центнеров сена, пропололи четыре гектара посевов. В фонд обороны передали заработок в сумме свыше 2 000 рублей. Все колхозники решили отчислить однодневный заработок на подарки бойцам Красной Армии и на оборону страны. В леспромхозе ежедневно перевыполняется производственная программа и растет вклад в оборону.

В колхозе «Северный пахарь» проявил себя хороший агитатор: Ф. С. Шадрин, бригадир полеводов. Он и Агния Никифоровна Попова, председатель колхоза, «широко популяризируют факты выдачи продуктов за перевыполнение норм выработки сельскохозяйственной продукции и этим мобилизуют колхозников на высокую производительность труда. Подъем чувствуется во всех коллективах. На работу пошли школьники 13 – 14 лет». Эти сообщения в крайком ВКП(б) из северного района звучали, как знаменитые «Сводки Информбюро», только с трудового фронта, каким стали поля, леса, луга, реки, где буквально кипела – и стонала, и плакала, и ждала передышки, но не останавливалась – работа…

Сообщения были лаконичными: «В колхозе имени Кирова (д. Танково) ученица Лиза Городнова после ухода машинистов в РККА овладела специальностью колхозного машиниста и на зерноуборке ежедневно перевыполняет нормы в два – три раза. Анастасия Вавилова, колхозница, тоже ежедневно выполняет нормы и воспитывает семерых малолетних детей. Она проводила мужа в армию, не пала духом, а по-стахановски работает на уборке, воодушевляя других женщин быстрее закончить обмолот хлебов. 70-летний колхозник Пермяков ночью сторожит, а днем работает на уборке урожая… И он не исключение. Такие герои трудового фронта –  в каждом колхозе». «60-летняя старушка Елена Савинкова взялась отловить и сдать пушнины на 370 рублей и к 1 ноября выполнила обязательства на 87,3 процента». «Колхозы «Северное сияние» и «Новый путь» закончили обмолот хлеба, засыпали семена и фуражные фонды. «Более 1 000 человек в районе приняли участие в субботнике. Школьники Ярцева выкопали 15 гектаров картофеля, пять гектаров турнепса, работают на вязке снопов, деньги перечислили в фонд обороны».

На 10 августа 1941 года на счет обороны поступило 32 000 тысячи рублей наличными. Коллектив леспромхоза передал облигаций на 30 000 рублей и сдаст еще на 70 000 рублей. Многие жители заявили, что после выплаты свои облигации передадут в фонд обороны. В районе сразу начали готовить новогодние подарки бойцам и посылать лыжи для РККА – Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Особое внимание оказали другой не менее важной акции – сбору теплых вещей для бойцов: полушубков, валенок, кожи, теплых чулков, рукавиц, фуфаек, теплого белья, ватных брюк, свитеров, одеял, шапок, наволочек матрасных…

После первых «порывов» сделали передышку, но райком партии сразу ее почувствовал и принял решение: «…Сбор спортивных лыж для армии и организации посылок бойцам действующей армии вести под лозунгом «Лыжи – героическим защитникам Москвы». 150 пар уже нужно срочно оборудовать. Через каждые два дня докладывать райкому. Ни одного гражданина, не принявшего участия в сборе средств. Написать патриотические письма и указать свои обязательства».

Снова поднатужились и выделили для Красной Армии 150 лошадей, 65 саней, 28 повозок, 65 комплектов сбруи для одноконной запряжки, 28 – для пароконной (дышловой) запряжки, 150 недоуздков, 65 дуг, 15 щеток для чистки лошадей, 150 скребниц и 150 торб, стандартных повозок 40 штук. По сбору отходов цветных металлов было специальное решение: «Это важное оборонное задание. Сдать все колокола, заменив их другими сигнальными приспособлениями (обломки рельс, старые диски и т. д.), выплачивать сборщикам за каждую тонну 300 рублей».

В начале декабря подписались на правительственную денежно-вещевую лотерею: 71 человек сразу сдали 4 075 рублей. Оживленно прошли митинги по этому поводу на молочно-товарной ферме, в транспортной бригаде колхоза «Северный пахарь». И. М. Соколов и В. Ф. Соколов подписались по 100 рублей и сказали, что для защиты Родины не нужно ничего жалеть, «ведь бойцы не жалеют жизни». Аграфена Александровна и Евдокия Ивановна Высотины подписались по 75 рублей и говорили, что дадут «для фронта все, чтобы разгромить врага». С 1942 года ярцевцы стали «негласными шефами» героических ленинградцев и бойцов, защищавших этот город, – большинство посылок отправлялось им.

Вскоре поступило в район новое задание – «Госвоенный заем 1942»: «Обязать 100 процентов подписки всего населения на трех – четырехнедельный заработок, на месячный оклад и выше». 17 апреля райком сообщает в крайком ВКП(б): «С большим успехом идет подписка. Дают месячный и выше заработок. Соколов Николай Иванович, колхозник, его супруга Соколова Аполлинария, кандидат в члены ВКП(б) Платунова внесли 100 процентов суммы сразу наличными. Задание выполнено… Стараемся использовать… радио – это самое верное средство».

Не меньшую роль играл «проверенный» личный пример. Так, выступая на собрании, 70-летний колхозник «Красного ударника» (д. Комса) Яков Елизарович Краснопеев сказал: «У меня два сына в Красной Армии сражаются с врагом, а я работаю не покладая рук, всеми силами помогаю фронту. Досрочно уплатил военный налог, покупал подарки бойцам Красной Армии и сейчас подписываюсь на Государственный военный заем в сумме 250 рублей. Пусть мои деньги пойдут на снаряды, которые будут громить бандитов Гитлера».

Актив райкома партии и оргкомитета, тоже не покладая рук, не щадя живота своего, ездил по району, из деревни в деревню, из колхоза в колхоз. Так и вижу тетю свою – Елизавету Семеновну Рычкову, в то время юную Лизу Городнову, вчерашнюю девятиклассницу, первой из девушек освоившую профессию машиниста, о которой так вспоминает подруга юности Вера Викторовна Творцова: «Лизочка, по-моему, как никто другой, хотела быть правильной, приносить пользу Родине. Она где-то раздобыла военную форму (гимнастерку, юбку цвета хаки и солдатский или офицерский ремень). В этой форме она ходила в школу, одергивая гимнастерку, всегда подтянутая, – ей это очень нравилось. Во всех школьных мероприятиях она всегда была активной…». 3 апреля 1942 года девятиклассница Елизавета Семеновна Городнова была принята кандидатом в члены партии. И вскоре Лиза Городнова уже работает пропагандистом райкома партии, не боясь за свою жизнь, ездит по всему огромному району, ведет агитационную и практическую работу. В архиве сохранилось немало ее докладных о проделанной работе, вот только одна из них: «В колхозе имени Кирова (д. Танково) реализовано билетов второй денежно-вещевой лотереи на 2 020 рублей, собрано денег 2 020 рублей. Лучшие люди на сенокосе: Анна Ивановна Вавилова, Наталья Арсентьевна Вавилова, Васса Осиповна Городнова, на метке сена женщины выполняют норму на 100 процентов. Руководит ими Степан Семенович Городнов, 17 лет, звеньевой, метальщик. Рыбы добыто 36 центнеров десятью рыбаками. 15 августа 1942».

Докладные других активистов Ярцевского райкома партии, откровенные, своеобразные, тоже передают тяжелое дыхание военного времени: «Информация секретарю т. Гончаревичу от Ермакова Н. (или И.—ред.) В. из командировки в Луговатский сельсовет.

На плотбище Городок ни одной газеты за месяц не было, ни бесед, ни стенгазеты. А здесь человек 80 работают в леспромхозе. Провел собрания. Будут отчислять двухдневный заработок ежемесячно до конца войны в фонд обороны. Собрали деньги на покупки подарков Красной Армии – 630 рублей и отчислили в фонд обороны 5 000 рублей от прибылей сельсовета за 1941 год… 16 марта 1942. Ермаков».

В новом, 1943-м году, когда Красная Армия одерживает победу за победой, ярцевцы не снижают объемов помощи фронту. Председатель районной комиссии Андрей Иванович Соснин сообщает о посылке подарков Красной Армии по Ярцевскому району на 1 января 1943 (перечислено все до килограмма – ред.). В другом отчете он же сообщает: «В фонд обороны за 1941 – 1942 годы перечислено через Госбанк: облигаций госзаймов – 189 420 рублей. Средств наличными – 595 211 рублей. На 1 января 1943-го в сберкассу поступило облигаций – на 252 230 рублей, наличными – 5 594 рублей. Всего по району денег – 600 805 рублей, облигаций на 441 650 рублей. Бойцам Красной Армии на 1 января 1943-го отправили: в Ленинград – 20 тонн: картофеля, капусты, мяса. И еще: табак, папиросы, конфеты, печенье, колбасу – 500 посылок... На танковые колонны – 560 000 рублей и компенсаций за неиспользованный отпуск 42 000 рублей. От колхозов: хлеба 9 258 пудов (или 1543 центнера) и еще сдадим, будет 11 688 пудов (или 1 948 центнеров)».

Дополнительно трудовые коллективы добавляют от себя средства и подарки. В январе в райрыболовпотребсоюзе активно идет сбор средств на танковую колонну «Красноярский рабочий». А в феврале райфинотдел решает: «Перечислим двухдневный заработок на восстановление разрушенного Сталинграда». Это предложила сотрудница Шадрина, а Гуляева добавила: «Надо собрать и подарки освобожденным жителям и бойцам». С их «легкой руки» во всех колхозах «по этому поводу взяли обязательства».

А 43 участника общего собрания колхоза имени Кирова (д. Танково) 6 января 1943-го после делового выступления председателя Федора Евдокимовича Городнова (еще недавно – пожилой конюх-стахановец, беспартийный, неграмотный): «Финансовое состояние хозяйства лучше, чем в прошлом году, потому прошу колхозников отчислить на танковую колонну 35 тысяч рублей и сдать зерна в фонд Красной Армии 15 центнеров, а из личных сбережений отчислить не менее пяти тысяч рублей на постройку танковой колонны» –  были единодушны: «Живем мы неплохо, и 35 тысяч рублей можно внести, чтобы поддержать нашу Красную Армию, ведь, когда мужики наши уходили от нас в армию, они нам говорили, чтобы мы работали за себя и за них, а они будут честно защищать Родину. Это мы видим, следовательно, наша обязанность помогать фронту»…

Представитель райкома партии Н. Е. Михалев, присутствовавший на собрании, не удержался от слов благодарности: «Знал, что танковский колхоз – в числе передовых, и теперь говорю: «Вам честь и хвала за вашу самоотверженную, патриотическую работу».

Решение приняли и подписались тут же все 43 участника собрания на построение колонны: «Городнов Ф. Е., Городнова А. А., Кукушкина А. Е., Вавилова Е. Е.».

Зерно танковцы сразу отсортировали и отгрузили. Оперативно собрали 5 236 рублей. И отправили телеграмму в Кремль – Сталину: «Мы, 32 колхозных хозяйства имени Кирова Ярцевского района Красноярского края, внесли на постройку колонну 40 200 рублей. Председатель танковского колхоза имени Кирова Федор Городнов. 7 января 1943».

В 1944-м ярцевцы продолжают собирать средства на авиаэскадрилью имени 25-летней годовщины Октября, на танковую колонну и другое – 449 734 рубля. «И собираем средства для детей павших и инвалидов».

Таких коллективных сообщений сохранилось в фонде райкома партии много, среди них письмо членов одной семьи: «Мы, научные сотрудники Ярцевского опытного пункта, Титлянов А. А. и Лебедева Е. Г., вносим в фонд постройки танковой колонны «Красноярский рабочий» наши трудовые сбережения в сумме пяти тысяч рублей и компенсации за неиспользованные отпуска в сумме 4 746 рублей, и весь коллектив – 7 893 рубля. Ярцевский опорный пункт. 19 января 1943».

Один штришок итога такой самоотверженного «денежно-вещевого» вклада в победу над врагом жителей нового, еще не обогащенного традициями, но сплоченного одним желанием – помочь фронту, района выразил кратко и очень доходчиво Николай Георгиевич Кузьмин, заведующий райфинотделом: «Мы заняли второе место в крае по военному займу».


P.S. В 1957 году территория Ярцевского района была поделена между Енисейским и Туруханским районами.

 

 

На верхнем снимке: встреча вернувшихся с фронта ярцевских ребят. В первом ряду: С. А. Высотин, А. Высотин, Г. Ф. Высотин; во втором ряду: Комогорцев, Н. Н. Высотин, Г. Шадрин.



На нижнем снимке: вдовы Ярцева, 9 мая 1946 года. Они ударным трудом приближали Победу. А мужья погибли на фронте и умерли дома от ран...

 

 
Подготовила Тамара ГОРОДНОВА.
(Печатается в сокращении).

Пресс– служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61