КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Тамара ЛЕСНИКОВА:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Тамара ЛЕСНИКОВА:
04.11.2009 г.

«Я иду к тебе с поклоном…»

Так называется книга о старейшем поселении на Енисее – селе Ярцево, сигнальные экземпляры которой поступили в Красноярск в эти дни. Она написана несколькими поколениями уроженцев села, коммунистами, комсомольцами, пионерами советских лет, фронтовиками и нынешними жителями северного поселения…

Наводнение 2000 года в моем селе Ярцево натворило много бед, в том числе смыло чернильные строчки с тетрадных страниц, бережно хранимых мамой – Натальей Никитичной Городновой: писем, докладов, сельских радиопередач, набросков протоколов сельских собраний. Мама – учитель, коммунист с большим стажем, первый Почетный гражданин Енисейского района – высушила эти тетрадки на солнце и их перечитывала. Те, в разводах которых уже ничего нельзя было прочесть, отложила в сторонку… Плакала, когда я, приехав на помощь, жгла бесполезные теперь тетрадки в бане.

Нет, не верно известное утверждение, что рукописи не горят, – с горечью думали мы. Они, к сожалению, и тонут, и горят. А с ними погибает история. В катаклизмах природы исчезает из памяти жизнь нашего села в двадцатом столетии. А Ярцево жило еще и в девятнадцатом веке, и в восемнадцатом, и в семнадцатом.

Давно известно, что первые упоминания о этом сибирском селе сохранились в Москве в документах 1603 – 1605 годов. В едва читаемых текстах маминого архива я нашла этому подтверждение. Вырезка же из газеты «Енисейская правда» 1965 года сохранилась целиком. Уроженец Ярцева, патриот его Николай Георгиевич (Егорович) Шадрин уверенно повествовал в то время, когда я заканчивала школу, что Ярцево шло «От тьмы к свету» с 1605 года. Оно старше «отца городов сибирских» Енисейска, старше Мангазеи, давно вошедшей в историю как первое поселение, с которого началось освоение русскими первопроходцами Енисейской земли!

Так надо срочно обработать мамин архив, ввести все сохраненные ею страницы ярцевской жизни в компьютер, записать на диски… Чтобы ни вода, ни огонь уже не властвовали над нашей памятью.

Впрочем, воспоминания любого из земляков могут и должны стать общим достоянием, наследием наших внуков! Свое письмо к ярцевцам я начала словами: «Дорогой друг, земляк! Если при слове «Ярцево» у тебя взволнованно колотится сердце…». На двадцать отправленных писем пришло сто откликов. В каждом конверте – яркое, самобытное повествование о малой родине и о себе… Как талантливы, как интересны, оказывается, все мои земляки! И как бережно они хранили такие же листочки с воспоминаниями, пожелтевшие фотографии ярцевского детства и юности. Снимок за снимком, страница за страницей – и вот увесистый том коллективной памяти, всеобщего признания и любви к селу, с которого начинается, открывается наша большая Родина – Советский Союз и Россия. В каждом тексте – не только судьба конкретной семьи ярцевской, но – вольно или невольно – и обобщение, оценка своего времени.

«Ярцево, к тебе иду с поклоном», – эти поэтические строчки о родном селе написала моя ярцевская соседка и сестра в четвертом поколении, Татьяна Мухрева-Немова. Она нашла самые точные, наверное, слова для тех чувств, с которыми каждый писал свою главку. Поклон родному селу – вот что значит наша книга. Задуманное мною название «Большая родня» тоже точно передает идею нашего коллективного труда, потому что, создавая его, мы поняли: ярцевцы, все – в седьмом, пятом, четвертом, втором поколении – друг другу родня. Мы перезнакомились, составили родословные, насколько нам удалось это за четыре года, благодарные прабабушкам и дедушкам за то, что успели отложить в нашей памяти имена своих родителей. Насколько смогли, приоткрыли архивные данные, вот что почерпнули, к примеру, у члена союза писателей, профессора Геннадия Быкони, читавшего архивную ревизскую сказку 1761 года из Новой Мангазеи (Туруханска): «Наказ Анциферовского присуда подписали 78 человек, проживавших в Ярцево, 61 человек из них входили в 20 семейных гнезд. Самыми крупными в присуде были кланы Соколовых – 16, Кытмановы – 8, Баженовы и Паршины по 8 семей, Харитоновы, Погодаевы и Кандаковы по 4 семьи. Высокий удельный вес однофамильцев среди дворохозяев свидетельствует о том, что костяк русского населения присуда составляли потомки первожителей, пришедших еще в XVII веке. Также записались: Гуляевы, Шадрины, Ермаковы, Марковы, Кочневы, Высотины, Заусаевы».

Соколовы! Несколько авторов этого рода представили свои рукописи в книгу. Шадрины! Они тоже самое горячее желание проявили в изучении своего рода. Галина Кузьмина при первом же разговоре принесла поэму своего родственника Николая Георгиевича Шадрина. Оказалось, не только прозой, но и стихами писал мой земляк о родном селе. Не высокой степенью поэтического мастерства, а желанием оставить знания о начале жизни на высоком яру, подарившем, видимо, имя нашему селу, пронизана каждая строчка этой рукописи. Мы продолжили дело Николая Георгиевича, который вместе с моей мамой, кстати, готовил сельские радиопередачи по поручению парторганизации села.

Писали от души – все, кто откликнулся на мое письмо-обращение. Бывшие комсомольцы – о полном опасностей рейде военных лет в низовья Енисея за рыбой для фронта. Защитники Родины – о жарких боях, тяжелых ранах, потере друзей и возвращении к своим матерям. Коммунисты – о становлении колхозов, выращивании ярцевской пшеницы и арбузов для фронта и будущего Норильского комбината. Реабилитированные – о незаслуженной высылке в ярцевские края и своем бескорыстном (несмотря на нее) служении Отечеству. Юные ярцевцы – о истории Обь-Енисейского канала, по которому прошли с педагогами своего Центра детского творчества.

Ярцево достойно такой книги. Вот только несколько тому доказательств. Четыре века село развивалось как форпост земледелия на Енисейском Севере, десятки лет – как флагман лесопиления в Красноярском крае, первый поставщик деревянных речных судов для хождения по Енисею и его притокам.

И во многом другом ярцевцы долгое время были впереди Сибири всей, прославляя ее и делами своими, и людьми… Много лет, начиная с 1930 года прошлого века, со времени создания колхоза «Северный пахарь», сельчане снабжали Красноярский Север, в первую очередь бурно развивающийся Норильский промышленный район и золотодобывающий Северо-Енисейский район, овощами и корнеплодами, витаминными ягодами, которые с успехом выращивали в условиях белых ночей на отзывчивой на заботу земле. Для получения высоких урожаев в Ярцеве были созданы опорный опытный пункт Ленинградского института полярного земледелия РСФСР, плодово-ягодный пункт и госсортоучасток, они районировали пшеницу, ячмень, выводили их новые сорта, испытывали сорта картофеля, размножали его чистосортный семенной материал, «приручали» фруктовые деревья к северным условиям. И делалось это ради снабжения продуктами питания Норильского промрайона.

Ярцевские соболя высоко ценятся во всем мире. Ярцевская брусника привлекает покупателей своими вкусовыми и целебными свойствами. Ярцевскую – «царскую» – рыбу издавна поставляли в «первопрестольную» к столам самых знатных лиц всех времен и властей. Высокосортная ярцевская древесина из леспромхоза Комсевморпути (позднее – Туруханского, Ярцевского) шла на строительство Норильского комбината и на экспорт – через Игарку. Ярцевский леспромхоз многие годы был одним из крупнейших в стране и достиг наивысших результатов в механизации заготовки и вывозки леса. Детищем Комсевморпути стал и ярцевский аэропорт. Первые гидросамолеты «Дорнье-Валь» Василия Молокова и «Комсевморпуть» Бориса Чухновского появились в небе над нашим селом с началом освоения Приенисейского севера. Летя в Туруханск, Игарку, Дудинку, они делали посадку в Ярцеве для дозаправки. Именем Героя Советского Союза В. С. Молокова, частого гостя села, был назван Ярцевский совхоз.

Наше Ярцево предстает в рукописях и как своеобразный центр политической жизни России: местом царской и сталинской (к сожалению) ссылки. И обогревали невольников жители гостеприимного села теплом северных печей, кормили таежными и речными дарами, плодами своих трудолюбивых рук. Интернациональному братству, которое крепили во имя выживания ярцевцы, приехавшие на суровую землю добровольно и по принуждению, посвящена большая глава. И что особенно ценно: вспоминают о спасительном братстве прежде всего те, кто вместе с родителями отбывал в селе ссылку…

Интересны материалы о том, что ярцевские дети установили Памятный крест у озера СибУЛОН, что спецпереселенцы из Забайкалья поставили памятник своим репрессированным родителям… Есть у нас и материалы о спецпереселенцах – прославленных участниках Великой Отечественной войны.

Считаю, много теплых и заслуженных слов о малой родине сказали в этой книге уроженцы Ярцева, живущие сегодня по всей России и за рубежом.

Апогеем труда над нашей книгой стало празднование в 2005 году 400-летия села, когда по приглашению сельчан, администрации Енисейского района и членов Ярцевского землячества в Красноярске несколько сотен уроженцев Ярцева приехали с поклоном родной земле и могилам предков, привезли исторические фотоснимки, подарки будущему музею и жителям…

Книга вышла лишь теперь, перед 75-летием края, – 576 страниц энциклопедического формата, полноцветная, оригинально оформленная талантливым дизайнером Еленой Мутовиной. Работники типографии, которые ее печатали, сказали ей: «Мы впервые работаем над книгой, написанной о простом народе самим простым народом, и читаем ее в свободные минуты…». Они не знали только, что она и издана на деньги простого народа, собранные по крупицам. Имя всех создателей издания – на его страницах…

 


Тамара ЛЕСНИКОВА,
автор идеи, автор-составитель книги, журналист.
г. Красноярск.

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61