КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Фракция КПРФ Законодательного собрания края:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Фракция КПРФ Законодательного собрания края:
27.10.2009 г.

Что год грядущий нам готовит

Выступление президента союза товаро-производителей, предпринимателей Красноярского края депутата фракции КПРФ Законодательного собрания Валерия СЕРГИЕНКО на координационном Совете объединений работодателей Красноярского края.

Заканчивается первый год экономического кризиса. Он ознаменовался снижением деловой активности, сокращением инвестиций и объемов реализации товаров и услуг, сокращением персонала, замедлением темпов роста заработной платы.

Хотя и запозданием, но правительством Российской Федерации были приняты беспрецедентные, по объемам финансирования антикризисные меры. Правительство и Законодательное Собрание Красноярского края также выработали и осуществили ряд антикризисных мер.

Существо их известно, результат реализации тоже. Официальные статистические данные показывают, что снижение индекса промышленного производства удалось приостановить. Несколько сократилось количество официально зарегистрированных безработных.

Можно сказать, что власть со своими первоочередными задачами справилась: социальное напряжение под контролем, финансовая система удержалась на плаву, системообразующие и приближенные компании спасены.

Предприниматели края в условиях кризиса не допустили паники и растерянности, сумели избежать обвального сокращения персонала. В условиях практической недоступности кредитных ресурсов смогли обеспечить финансирование своей деятельности за счет, главным образом, собственных средств.

Не буду повторять общеизвестных истин относительно причин и последствиях кризиса. Во-первых: присутствующим они достаточно хорошо известны. Во-вторых: потому что последствия кризиса далеко не преодолены. Скажу лишь о некоторых достаточно очевидных уроках кризиса.

УРОК ПЕРВЫЙ. Как экономика края в целом, так и бизнес каждого из вас в отдельности, вещи взаимозависимые и построить благополучие своей компании вне поля благополучия других, не возможно.

УРОК ВТОРОЙ. Правительство края в полной мере использовало финансовые ресурсы краевого бюджета для поддержки реального сектора экономики. Однако крупные финансово-промышленные группы, осуществляющие свою деятельность в крае, недостаточно вовлечены в дело поддержки малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и развитие конкретных муниципальных образований региона.

УРОК ТРЕТИЙ. В результате резкого ужесточения условий кредитования, возможности кредитно-финансовой системы края для предотвращения кризисных тенденций в экономике, использованы далеко не в полной мере.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. Уровень кооперирования усилий отдельных предприятий на решение вопросов в ходе реализации крупных проектов по производству сложных товаров и оборудования крайне низок.

УРОК ПЯТЫЙ. Кризис показал, что текущее финансовое благополучие многих компаний оказалось исключительно хрупким и не выдержало первых же ударов кризиса.

Уверен, каждый предприниматель сделал для себя собственные выводы из этой первой полосы кризиса. Сегодня нам необходимо в преддверии 2010 года определить основные риски для экономики, возможные пути для их преодоления и собственные задачи предпринимательского сообщества по выходу на более эффективную работу по использованию посткризисного периода для формирования хотя бы зачатков инновационной экономики, экономики знаний, в реальной поддержке малого и среднего бизнеса.

Нередко, особенно негативно настроенные к бизнесу СМИ обвиняют предпринимателей в том, что они перекладывают решение своих проблем на власть, или еще на кого-то. Конечно, многое в нашей стране, учитывая сегодняшний уровень развития гражданского общества, решить без заинтересованного участия власти не возможно. И, тем не менее, мы отдаем себе отчет в том, что требуя решения каких-то вопросов бизнеса, мы принимаем на себя дополнительные социальные обязательства.

Именно с этих позиций хотелось бы вести сегодняшний разговор.

Итак, угрозы 2010 года как они нам видятся:

- снижение реальных доходов населения и, следовательно, снижение уровня потребления (на фоне отказа власти от повышения заработной платы бюджетникам и соответствующей реакции на эту меру со стороны бизнеса);

- сокращение инвестиционных программ;

- рост обязательных платежей (увеличение нагрузки на бизнес, снижение его конкурентоспособности):

а). Рост налогов на землю, имущество, акцизов, сборов, госпошлин, увеличение единого социального налога и т.д.;

б). Рост тарифов естественных и локальных монополий;

в). Рост ставок арендных платежей на арендуемые государственную и муниципальную собственность;

- недоступность банковских кредитов;

- недоступность для большинства предприятий края государственных и муниципальных заказов, заказов крупных ФПГ;

- дальнейшая бюрократизация и усиление административного давления на бизнес;

- нарастание дефицита кадров квалифицированных рабочих и специалистов;

- продолжающееся старение производственных фондов и технологическое отставание.

Итак, первая угроза – снижение платежеспособного спроса.

Конечно, работодатели края и в первом кризисном периоде повышали заработную плату работников, будут ее повышать и в следующем. Однако отказ главного работодателя – власти от повышения заработной платы в 2010 году существенно снижает потребительский спрос и, следовательно, создает еще большие проблемы с реализацией товаров и услуг. Запланированный рост пенсий и пособий по безработице вносит очень малый вклад в поддержание существующего потребительского спроса-6%.

В связи с этим поиск новых рынков сбыта, поддержка экспорта, как одно из направлений государственного регулирования экономики, становится неотложной задачей. Задачей не простой, но ее надо решать.

Речь, прежде всего, идет о нашем красноярском рынке, о разумных протекционистских мерах по возвращению на него наших краевых предприятий. (55% опрошенных в России считают правильной поддержку отечественных товаропроизводителей).

О налогах.

С 1 января 2010 года вступает в силу ФЗ № 212, согласно которому упраздняется Единый социальный налог и вводятся страховые взносы по единым тарифам для всех страхователей (работодателей). ЕСН будет разделен на три социальные выплаты: в пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. При этом суммарная ставка по ним в 2010 году будет такая же, как и по ЕСН – 26%. От фонда оплаты труда. Однако с 1 января 2011 года страховые взносы уже возрастут до 34 процентов.

Специалистами Российской торгово-промышленной палаты проведено моделирование этих платежей. В соответствии с принятой методикой, если она остается неизменной, с 1 января 2011 года для предприятий применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), финансовая нагрузка единовременно увеличивается в 2,4 раза, общий режим налогообложения в 1,3 раза, единый сельхозналог в 1,4 раза. Это резко ухудшает инвестиционный климат и означает шаг в прямо противоположном направлении от инновационного развития.

Земельное налоговое законодательство также претерпевает изменение в сторону существенного увеличения финансовой нагрузки на предприятии. Так, если до 1 января 2010 года на территории края цена земли устанавливалась в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости, то с 1 января 2011 года будет осуществляться по цене 100% кадастровой стоимости земельного участка.

Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2010 году с коэффициентом 1,30.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2010 году с коэффициентом 1,13.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2010 году с коэффициентом соответственно 1,79 и 1,46.

В 2010 году намечается существенное увеличение тарифов естественных и локальных монополий, причем в условиях, когда тарифное регулирование электропотребления уже к концу 2010 года составит всего 15 %, а 85 % электроэнергии предприятия будут покупать по рыночным ценам, т.е. существенно выше, чем по тарифу.

Практически все муниципалитеты начинают достаточно серьезное увеличение ставок арендных платежей, пересмотр значения коэфициент К 2, который ведет за собой увеличение платежей налога на вмененный доход.

Причем делается это не только без совета с бизнесом, но даже информация о намечающихся изменениях, как правило, противоречивы и не полные, чтобы учесть мнение представителей предпринимательского сообщества.

Нет необходимости говорить о роли финансово-кредитных учреждений в повышении результативности работы предприятий реального сектора экономики. Всем известно, какие гигантские средства выделены на поддержание банковской ликвидности и которые, в большинстве своем так и не дошли до конечных потребителей. Это объясняется тем, что в условиях падения экономики для банков нет ни надежных заемщиков, ни надежных предметов для залога. Конечно это с точки зрения банков.

Механизм госгарантий мера необходимая в этой ситуации, но в ее нынешнем виде не достаточная. Поэтому на повестке дня разработка жизнеспособных мер кредитования реального сектора экономики, включающих в себя все известные механизмы, в т.ч. такие, как создание залоговых фондов, поручительства ФПГ, осуществляющих деятельность на территории края, за предприятия малого и среднего бизнеса, рефинансирование банков под кредиты предприятий.

Что касается усиления бюрократизации и административного давления на бизнес, то здесь можно вполне определено сказать о том, что указания президента страны, законы, которые уже приняты для ограничения этих уродливых явлений, в крае выполняются далеко не всегда и уж точно не полностью. Почти каждый сидящий в этом зале может привести немало примеров подтверждающих эти слова. Причем зачастую действия контролирующих органов напоминают взаимоотношения инспектора ГАИ с водителем. Первый, спрятавшись за деревом, ждет, когда второй нарушит правила вождения и очень радуется этому. Или, скажем, в соответствии с письмом Министерства финансов все компании, которые работают по системе упрощенного налогового режима, все равно баланс должны вести по общей форме.

Мы бы хотели сотрудничества и своевременного предупреждения возможных нарушений и случайных ошибок, а не целенаправленного поиска причин для применения карательных мер.

Общепризнанно что, главный путь выхода из кризиса - диверсификация экономики, ее модернизация и переход на интенсивное развитие. Но, если говорить откровенно, то положение, складывающееся с квалифицированными кадрами, не только не стимулируют внедрение инноваций, но и ставит под угрозу текущее функционирование предприятия. И это не менее важно чем, физический износ техники и технологий.

Речь идет о несоответствии уровня знаний и квалификации работника для выполнения трудовых функций в современном производстве. (Период устаревания профессий 5-8 лет). Ежегодно обесцениваются 20-30% знаний и умений нашего специалиста.

Край располагает неограниченными и уникальными возможностями по подготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов любых профессий. Однако внимания к этому вопросу со стороны собственников и руководителей предприятий и организаций уделяется совершенно недостаточно. Взаимодействие с учреждениями всех уровней профессионального образования, от ПТУ до университетов, крайне не достаточно. Престиж и стимулирование квалифицированных рабочих и специалистов абсолютно не соответствует их неоценимой роли в обществе.

У нас немало проводится шоу – мероприятий, сегодня главными героями стали, так называемые, звезды шоу бизнеса, но не люди труда, не ученые и конструкторы, не изобретатели и рационализаторы. Это не только наша беда, но и наша вина.

Проблемой стало направление на учебу, трудоустройство, прохождение производственной практики, закрепление мастеров наставников за молодыми специалистами,стимулирование высококвалифицированного труда. И здесь надо в корне менять сложившееся положение.

Особо хочу сказать об энергосбережении. Отмечая наличие проблемы, мы нередко сетуем на то, что для ее решения не хватает законодательной базы. Этот пробел сейчас в данном вопросе практически устранен. Соответствующий закон уже рассмотрен в первом чтении и в ближайшее время будет принят. Думаю, что и краевой экономике и каждому предприятию: большому, среднему, малому предприятию необходимо иметь действенную и реальную программу повышения энергоэффективности. Причем стоило бы субсидировать ставки по кредитам, взятым на осуществление мер по повышению энергоэффективности, применять ускоренные сроки амортизации оборудования.

По нашему мнению можно было бы немедленно, не ссылаясь на отсутствие финансирования осуществить комплекс организационных мер, направленных на контроль над потреблением энергоресурсов. Как показывает практика, это дает экономию на промышленных предприятиях от 8 до 15%, а в ЖКХ до 20% потребляемой энергии.

Я сегодня даже не пытаюсь критиковать руководство энергетических компаний, Региональной энергетической комиссии, за не приемлемо высокие тарифы и платежи за тепло и электроэнергию. Поскольку и тарифы, и платежи рассчитываются в абсолютно точном соответствии с законами и постановлениями правительства.

Нам бессмысленно проверять точность расчетов. Надо менять саму методику. Скажем, в стоимость электроэнергии включена так называемая абонентская плата, а это свыше одного миллиарда рублей по нашему краю. Или плата за пресловутое технологическое присоединение. Как выразился один из участников встречи с Президентом Дмитрием Медведевым: «Если ты обязан заплатить полностью за подключение, а цены такие, что после этого хочется встать и уехать вообще из страны!», цитирую по стенограмме. Есть и некоторые другие, достаточно экзотические, составляющие энерготарифов, но все они установлены соответствующими законодательными и распорядительными актами, следовательно, подлежат обязательному исполнению.

В тоже время это не лишает предпринимательское сообщество права обсуждать размеры и целесообразность подобного рода составляющих тарифного регулирования.

Все сказанное в неменьшей степени относится и к ценообразованию на рынках горюче-смазочных материалов угля, газа. Все эти цены и формируются здесь и конкурентоспособность экономики края снижают.

В ходе работы по преодолению кризисных явлений в крае, в городе Красноярске активизировалась работа по созданию инновационной среды: создан и действует бизнес-инкубатор, утверждена концепция и начата работа по созданию технопарка, завершается формирование, как я уже говорил, информационно - аналитического центра.

Во всей этой работе велика роль краевой и городской власти, Красноярского научного центра сибирского отделения Российской академии наук, университетского сообщества, инициативного бизнеса.

Сегодня в повестке дня формирование инновационно-технологичеких кластеров. По сути, речь идет о создании единой технологической платформы, информационной системы, которая должна создать основу формирования кооперационных цепочек для создания наукоемкой инновационной продукции.

Мы обращаемся сегодня к каждому предпринимателю, время героев одиночек прошло. Выжить в условиях кризиса, обеспечить рост производства в пост кризисный период можно только сообща опираясь на науку, осваивая инновационные технологии.

И сделать это сегодня можно участвуя в создании и деятельности инновационно-технологических кластеров.

На современном этапе экономического развития, как бы это кому-то не казалось странным, один из наиболее инвестиционно привлекательных секторов экономики становится агропромышленный комплекс и агропродовольственный комплекс. Многие инвесторы это уже поняли и начали вкладывать сюда деньги. Ни один десяток таких инвесторов пришли в этот сектор экономики и у нас в крае. Радует, что абсолютное большинство их наши красноярцы. И, тем не менее, проблемы здесь остаются куда больше, чем хотелось бы. Это и технологическое отставание и крайняя запущенность социальной сферы, и гигантские с кадровым обеспечением, и полное отсутствие сколько нибудь осмысленной концепции формирования самих агропродовольственных рынков.

В итоге одним из результатов экономического кризиса в условиях исключительно низкого потребления стало относительное перепроизводство сельскохозяйственного сырья.

Понятно, что это приведет к тяжелейшим экономическим последствиям как для крестьян, так и для инвесторов. Поэтому одна из первостепенных задач это формирование в городе и крае агропродовольственного кластера.

Сейчас нам важно не только осваивать современные интенсивные технологии в животноводстве и растениеводстве, но прежде всего, целенаправленно выстроить выверенные логистические схемы движения сельскохозяйственного сырья, превращения его в продукты, исключения их этого процесса лишних посредников, сделать доступными по цене и гарантированными по качеству продукты питания для каждого жителя края.

Известно, что наиболее болезненно кризис отразился на строительном комплексе. И федеральные и краевые меры государственной поддержки, которые были предприняты, несомненно, необходимы. Но реального заметного влияния на оживление этой отрасли не оказали. Государственный и муниципальный заказ обусловленный требованием резкого снижения цены при одновременном повышении качества, хотя и играет положительную роль, не превышает даже по самому оптимистичному счету 20% процентов рынка. И без восстановления коммерческого спроса, то есть возможности каждого нуждающегося в жилье гражданина быть надежным покупателем на рынке последствия кризиса не преодолеть. И здесь нам всем вместе и власти и бизнесу, кредитно-финансовым учреждениям еще предстоит выработать и реализовать механизм доступа на рынок жилья всех нуждающихся в улучшении жилищных условий. Конечно же, красноярский строительный рынок это далеко не рынок жилья, но и те инвестпроекты, которые в крае осуществляются. Кризис здесь тоже оставил свои следы. Инвестиционная активность многих компаний замедлилась, так что и на этом направлении всем нам сообща есть о чем подумать и что предпринять. И завершить свое выступление я хочу, остановившись на ключевой, как мне представляется в условиях кризиса, теме. Теме загрузки производственных мощностей.

На заседании одной из антикризисных групп прозвучала цифра 500 млрд. рублей. Таков общий объем материальных ресурсов и услуг, которые потребляются ежегодно государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, предприятиями финансово промышленных групп и другими предприятиями реального сектора экономики Красноярского края. Цифру эту можно проверять, уточнять, но она достаточно объективно обозначает потребность в материальных ресурсах экономики и социальной сферы края. При этом лишь небольшая доля этой продукции и услуг производится предприятиями края.

Механизм регулирования госзаказа таков, что резко сужает горизонты производственного планирования. Мы не можем развивать высокотехнологичные производства в условиях, когда временные рамки государственного, муниципального заказа, заказов финансово-промышленных групп охватывают всего несколько месяцев. А ведь для освоения высокотехнологичной продукции необходимо не только приобрести проектно-технологическую документацию, патенты, провести НИОКРы, подготовить станочный парк и оснастку, приобрести материалы и комплектующие изделия. Ни один заказчик, при этом, не готов на долговременной основе выстроить отношения и, тем более, финансировать процессы подготовки производства.

Многие предприниматели готовы нести эти затраты сами, но нужны хотя бы твердые гарантии со стороны государства, других заказчиков. Причем, гарантии эти нужны не только самому предприятию, но и банкам, которые могут и должны финансировать весь подготовительный процесс. Необходимо законодательно расширить сроки заказов, проводить конкурсы и аукционы накануне финансового года, а не в середине, или в конце его, оценивать не только цену, но и технологические возможности и деловую репутацию исполнителя заказов.

Мы уверены, при заинтересованной творческой работе по выработке механизмов полной загрузки наших предприятий за счет подобных заказов, экономика региона могла бы получить толчок в развитии.

Конечно, для осуществления подобных протекционистских мер нужно политическая воля и соответствующее законодательное оформление. Это, не просто, но и результат можно получить ощутимый.

Сейчас мы заканчиваем формирование информационно-аналитического центра для анализа потребностей и возможностей наших предприятий. Цель - составление кооперационных цепочек для организации производства и поставок товаров и услуг для экономических и социальных нужд края.

Это лишь первый шаг к большой и сложной работе по текущей загрузке промышленных предприятий. Нужны дополнительные предложения и идеи от всех субъектов бизнес-сообщества. По реализации задачи полной загрузки производственных мощностей.
 

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61