КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Манское местное отделение КПРФ:
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Манское местное отделение КПРФ:
27.10.2009 г.

Юбилей коммуниста и патриота

Коммунисты Манского района сердечно поздравляют Александру Нестеровну Кучеряеву с 90-летним юбилеем со дня рождения и 65-летним юбилеем пребывания в Коммунистической партии.

Вся сознательная жизнь этой удивительной женщины связана с партией, реализацией её планов. Принципиальность и настойчивость в характере Александры Нестеровны являются примером для нас, коммунистов и патриотов района.

Желаем Александре Нестеровне крепкого здоровья и бодрости духа!

Владимир КАЙСИН,
первый секретарь
Манского местного отделения КПРФ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Александра Нестеровна часто звонит в редакцию. Телефон для нее – единственное средство общения. Свои воспоминания надиктовала внучке. Думается, в них – целая эпоха. Эпоха в которой жили и работали поколения. 

Я помню свою малую родину

Давно зрела у меня мысль написать вам еще одно письмо. Жизнь моя подходит к концу. Давно известно, что зависть – это отрицательное качество в человеке, по я завидую вам, особенно тем абанцам, которые живут, не покидая его, не покидая свой родной дом. Не зря говорят, где родился – там и пригодился. У каждого из нас есть малая родина – место, где мы родились.

В замечательной песне братьев Радченко есть такие слова: «Малая родина – это тог утолок, ближе которою нет, где материнский ночной огонек душу выводит на свет».

Вот и меня мама вывела на свет в далеком 1919 году. Время было тяжёлое, шла Гражданская война. Случилось так, что я родилась в Абане. Потом увезли меня в родную деревню Лазарево. Своего отца я не помню, он знал, что я родилась, но меня так и не увидел. В то время свирепствовал в Сибири сыпной тиф. Отец приехал в Абан после моею рождения из села Тасеево больным, там и скончался. В Абане жила родная сестра отца – тётя Маруя, Мария Ивановна Мамина. Она ему и сообщила о моем рождении. Отца похоронили в Лазарево Все пришлось делать дяде Андрею, мужу старшей сестры отца.

Себя я помню хорошо с пятилетнего возраста. Мои бабушки в детстве твердили мне, что я родилась в Абане. Да, забыла: в Абанской церковной книге за 1919 год есть запись о моем рождении. Эту книгу я видела дважды.

Первый раз держала ее в руках тогда, когда нужно было получать паспорт. Я была тронута той записью, которую прочитала. Книга в то время была в загсе, заведующим был Науменко из Апано-Ключой. В нее были внесены полные данные о родителях, крестных.

Когда я слышала в детстве про Абан, мне казалось, что это недосягаемое место, хотелось побывать гам. Где бы я ни была, все время вспоминала о нем. И вот выпала первая возможность побывать в Абане, это было в далеком 1930 году. Так как мой отец рано умер, мне пришлось жить с отчимом. Это был хороший, всеми уважаемый человек. Он служил с моим отцом в царской армии.

В 1930 году отчим вместе с мамой поехали в Абан по своим крестьянским делам и решили взять меня с собой. Для меня это было большой радостью. До Абана от Лазарево 56 верст.

Ехали мы два дня. Первую ночь ночевали под открытым небом возле деревни Пушкино. На второй день подъехали к селу, дорога пошла прямо, а отец сверну/1 вправо. Издалека виднелась какая-то синева. Это и был Абан. Душа моя замирала. Подъехали к самой крайней хате. Позже я узнала, что это была улица Партизанская. Отец с мамой ушли решать свои дела, а я решила пройтись но улице. Так дошла до моста через реку Абан. На мосту встретила свою одноклассницу Таню Квигкович. Её семья тоже переехала в Абан из Лазарево. С ней мы пошли дальше, на ул. Советскую. Они жили в двухэтажном домике, напротив старой аптеки.

Позже мне довелось побывать в том двухэтажном белом доме, куда должен был явиться отец. Там находилась местная районная власть. Дом стоял слева на углу Советской и Пионерской улиц.

В первый класс я пошла в 1927 году. Это была первая школа в нашей деревне. Туда приехала молодая учительница из Канского педучилища – Анна Илларионовна Налобина. Проработала она в Лазарево всего 3 года. Поэтому, окончив 3 класса, я не училась больше.

Мой отчим, Федор Яковлев, был интеллигентным, начитанным мужиком. И хотя говорил, что ходил в школу всею ползимы, однако выписывал три газеты: "На страже", "Восточно-Сибирская правда", "Крестьянская газета". И мне детскую – "Дружные ребята", с редакцией, которой я переписывалась несколько лет. Сотрудники газеты без конца напоминали, что мне надо учиться и учиться. Отчим умер в феврале 1933 году. У мамы осталось нас трое и бабушка. Жили бедно, голодно.

В 1935 году мне шел 16 год. Мама решила меня отпустить в мой родной Абан. С двумя попутчицами, которые шли в совхоз, чтобы устроиться на работу, я двинулась в путь. Шли пешком. В дорогу мама дала мне черного хлеба и несколько яиц.

В Абане жили мои три тети, сестры родною отца и родной дядя – брат отца. Я жила у них по очереди, тюка училась в пятом классе. Учиться было очень трудно, ведь я 4-й класс не заканчивала. Но по итогам четверти уже попала в список ударников.

Со мной за одной партой сидела Инна Скворцова, впереди – Лиза Рукосуева, потом Бортникова (имени не помню). Все они были хорошо обуты и одеты. Но они так и не доучились до конца 5-го класса, уехали домой в Почет.

Три месяца жила у дяди Феди по улице Первомайской. Он снимал небольшую избёнку. Ежедневно приносил большую ковригу пшеничного хлеба. Это я запомнила на всю жизнь. Хлеб был душистый, вкусный, потому что стряпался на дрожжах. С тех пор я такого вкусного хлеба не ела.

Закончив 5-й класс, я решила вернуться домой. Расстояние было 60 км. Не помню, говорила ли я родичам, что ухожу, но я пошла. С собой у меня был небольшой кусочек хлеба. Нужно было пройти до д. Залипье 20 км, до д. Пушкино - 10, потом до Долгого Моста еще 20 км. По пути я разулась, и тюка дошла до Долгого Моста, натерла мозоли. До Лазарево оставалось еще 10 км, которые я преодолела с огромным трудом.

Мама обрадовалась, моему приходу и по этому случаю истопила баню. Целую неделю пришлось ждать, тюка заживут мои ноги.

С мамой работали в колхозе. С весны была прополка полей, потом – сенокос. Жили в шалашах, а домой приходили только в субботу, чтобы немного отдохнуть и помыться в баньке

Во время уборки хлебов мы с Марусей Горбачевой жали рожь Мама меня рано научила работать серпом. Во время покоса я любила ложить копны.

В 6-м классе меня приняли в интернат. Жить стало полегче, потому что выдавали пайку хлеба 500 – 700 грамм. В школе хороша поставлена учебно-воспитательная работа. Главным комсомольским вожаком у нас был Николай Асеев.

Класс закончила в 1938 году. Я очень благодарна своей судьбе за го, что пришлось учиться в Абанской школе. Там были замечательные учителя, которые дали нашему поколению путевку в жизнь.

Прожила жизнь я не зря, у трое детей, шестеро внуков. Вот и письмо писала под диктовку моя внучка Таня, которая приехала в родные края с далекой Кубани. Забыла написать, что живу я уже более полувека в Манском районе. Пока была возможность, часто ездила и Лазарево, делала остановку в Абане. Сейчас только звоню моим знакомым, замечательным людям – Галине Егоровне Банщиковой, Сергею Георгиевичу Лаврусевичу,

Душа просится в родные края, но побывать там уже не придётся. Остаются лишь воспоминания, которыми я с вами и делюсь.

 

С уважением А. АНИКИНА (Кучеряева).

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61