КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow Фракция КПРФ Законодательного собрания края
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Фракция КПРФ Законодательного собрания края
03.09.2009 г.

Нам ещё очень многое предстоит сделать

Валерий Иванович СЕРГИЕНКО, депутат фракции КПРФ Законодательного собрания, член комитета по бюджету и налоговой политике, заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политике президент Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края:

КОРР.: — Перед нашим интервью вы говорили, что наиболее острые вопросы, которые решает Союз товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края, это проблемы малого и среднего бизнеса. Что из себя представляет малый и средний бизнес нашего региона, ваша оценка?

В.И. СЕРГИЕНКО: — Хотелось бы быть объективным и, оценивая ситуацию не бросаться из одной крайности в другую — ни аллилуйя петь, ни караул кричать. Если объективно, то сегодня развитию малого и среднего бизнеса уделяется немало внимания на всех уровнях, начиная от президента и кончая руководством муниципальных образований, объединениями товаропроизводителей, предпринимателей. Есть законы, есть поручения президента по сокращению числа проверок. Есть программы финансирования и поддержки малого и среднего бизнеса. И вот, казалось бы, на этом фоне чего ещё надо, вроде бы всё хорошо. Но всё это, как про ту тайгу: сверху шумит – ветер, а внизу тишина. Нечто подобное происходит в сфере предпринимательства, в сфере развития малого и среднего бизнеса.
Какие проблемы? Да те же, старые. Скажем первую — административные барьеры, проверки, наступления различных проверяющих органов. Этих проверок и барьеров меньше не стало. Не стали они и менее предвзятыми. Буквально на днях проверяли одно из наших последних машиностроительных предприятий. Проверяли чуть ли не полгода… И «выкатили» штраф — 120 миллионов рублей! Фактически предприятию надо закрываться. Один из мотивов претензии: а вот вы не подтвердили свои расходы товаротранспортными накладными. Аргумент: «У меня счета, банковские платежные документы, акты выполненных работ, договоры, при чём тут накладные?!». Даже услышать не захотели. Грустна не только сама ситуация! Этот штраф «выдавят» из предприятия. А то, что после этого завода не будет, никого не волнует. Даже тех, кто штрафует. С такими темпами и подходами скоро и штрафовать-то будет некого.
Вторая проблема предпринимателей — это полное отсутствие и недоступность кредитных ресурсов. Конечно, можно говорить о кризисе, о проблемах сбыта, снижении платежеспособного спроса населения. Всё это есть. Но сегодня мы обсуждаем не только проблемы, но и говорим о той атмосфере, в которой пытается развиваться бизнес. Доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса стала ещё более проблематичной, чем год-полтора назад.

КОРР.: — Как же так? На самых высоких уровнях утверждается, что банковские кредиты стали ещё доступнее…

В.И. СЕРГИЕНКО: — Более того, спросите у любого банкира, как обстоят дела с его финансовыми ресурсами. Он вам скажет: «Мы не знаем, куда деньги девать!».

КОРР.: — Валерий Иванович, вы не только знаете эти проблемы, но и решаете их. Кроме отсутствия кредитов, административного давления, что ещё мешает динамичному развитию бизнеса? Особенно бизнесу на селе, где потребность в этом очень велика.

В.И. СЕРГИЕНКО: — Третий блок проблем малого и среднего бизнеса — загрузка работой, заказами. Малый бизнес сегодня не востребован крупными предприятиями, как во всех цивилизованных экономиках мира. Там вокруг гигантов возникает большое количество малых предприятий, которым передается ряд производственных функций. Большой же бизнес России пока не заинтересован в развитии малого бизнеса. Что касается государственного и муниципального заказа, и здесь система построена таким образом, что предприниматель не может рассчитывать на получение муниципального или государственного заказа. Для участия в конкурсе как минимум 5 процентов от стоимости контракта ты должен положить на депозитный счет, затем 30 процентов из своих денег вложить в выполнение этого проекта. Ну, и в-третьих, а рассчитаются ли с тобой, — это вопрос и очень большой. Особенно в нынешнее время. Вокруг этих трех проблем и сосредоточена вся острота развития малого и среднего бизнеса. К слову, в крае у нас насчитывается свыше 65 000 хозяйствующих субъектов, больших и малых. Необходимы условия, которые выполнимы для всех, а не только для узкого круга выдающихся предприятий.
Теперь о сельском предпринимательстве. Хочу подчеркнуть, что в последние годы на село начал идти городской капитал. Это я оцениваю как положительное явление. Это хороший знак времени. Предприниматели вкладывают деньги в приобретение оборудования и новой техники, внедряют новые технологии. Такие примеры есть в Назаровском, Ачинском, Рыбинском районах. Среди них есть и те, конечно, которым не стоило бы содействовать в получении земли. Надеюсь, крестьяне разберутся, кто пришел работать на земле на самом деле, а кто поупражняться на ней.
Предпринимательство на селе сегодня, во-первых, заметно, во-вторых, его, собственно говоря, и заменить нечем. В этой ситуации особое значение приобретает внимание государства к кооперативам. Да, можно привести примеры, когда в ряде мест власти недолжным образом поддержали кооперативы, забюрократили. Но в массе своей программа их поддержки сегодня одна из действенных мер содействия сельскому предпринимательству. Редкий пример, когда мы, государство, не жалеем денег на развитие кооперативов. На льготных условиях на 50 процентов субсидируется приобретение техники, субсидируется строительство жилья. Обеспечен доступ к современным достижениям и разработкам, технологиям сельскохозяйственного производства. Обеспечена полная поддержка кооперативам в решении вопросов семеноводства, животноводства и так далее. И предприниматель, надо сказать, понимает это. Не случайно сегодня вокруг крупных сельских хозяйств образовываются кооперативы. Причем даже с участием самих крупных предприятий. Поэтому я не склонен всё черной краской рисовать.

КОРР.: — Действительно, это веление времени, но, может, мы и сейчас выдаем желаемое за действительное, прикрываясь кооперативами. Может, стоит признать, что Россия пока не готова к появлению малого и среднего предпринимательства, или я не прав?

В.И. СЕРГИЕНКО: — Конечно, вы правы. В том виде, в каком сегодня развивается предпринимательство, та атмосфера, в которой оно развивается, особенно малый и средний бизнес, конечно же, не в полной мере содействует становлению малого бизнеса. Что уж говорить о его интенсивном, бурном росте. Нам ещё очень многое предстоит сделать. Но мне нравится последовательность действий, поступков и настойчивость нынешнего президента России в этих вопросах. Он ведь тоже, как и мы, понимает, в какой атмосфере развивается предпринимательство. Понимает, как не просто преодолеть чиновничий аппарат. Этот аппарат, который и чинит препятствия, развивается сам в себе. И ему допустить в сферу предпринимательства, кредитования, к госзаказам кого-то, это значит помереть самому. Ему лучше «не пущать!», не давать, отказывать в содействии, не решать вопросы. В результате получается, что даже те сравнительно небольшие деньги, которые выделяются для поддержки бизнеса, зачастую не используются. Поэтому на счет негативной атмосферы не готов с вами спорить и доказывать обратное. Говорить, что она та, что нам надо, только брось зерно в землю и оно взойдет, не могу. Ничего подобного.
В последнее время я пытаюсь даже в самом плохом увидеть что-то хорошее. Однако получается так, что в сложившейся ситуации предпринимательское зерно, попадая на неудобренную российскую почву, часто и много гибнет, а которое выросло, оно и выросло.
Буквально на прошлой неделе я был у одного предпринимателя в Шарыпово. В городе в последние годы произошли серьезные сокращения на Берёзовской ГРЭС-1 и на разрезе. Возникла безработица. И в этих условиях этот предприниматель фактически с нуля организовал и построил производство по выпуску металлической арматуры. Такого производства у нас в крае нет. Он на строительство денег не просит. Ему необходимы оборотные средства для запуска уже готового предприятия. Построен корпус завода, смонтированы печи и линии, укомплектован штат. Нужна действительно небольшая поддержка. Но уже несколько дней безрезультатно работаем с банком «Кедр». Пытаемся доказать, что проект этот действенный, хороший. Это и востребованная продукция и рабочие места. Надеюсь, сказав об этом публично, рассчитываю, что банк отнесется к этому проекту с пониманием и поддержит его.

КОРР.: — Вы не только президент Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края, вы ещё и законодатель. По сути дела вы и принимаете законы, и разбираете все эти завалы, которые встали на пути предпринимательской инициативы. Что такое необходимо сделать, чтобы процесс всё-таки пошел?

В.И. СЕРГИЕНКО: — Знаете, моему оптимизму и моим позитивным оценкам пора положить точку и подойти к этим проблемам с точки зрения того, что сегодня действительно происходит. Да, у нас есть законы, программы, фонды, штабы и многое чего есть. Но, как всегда бывает, у семи нянек дитя без глазу получается. Сожалею, но все эти программы малодейственны. Вот создали бизнес-инкубатор. Хорошо, гремим, что у нас есть бизнес-инкубатор! 15 резидентов в этом самом инкубаторе. А весь остальной бизнес где? Как он себя чувствует, как развивается? Много лет говорим о технопарке. Где этот технопарк, когда он будет, что для этого делается?
Деклараций много. Есть распоряжение по созданию концепции технопарка, есть рабочая группа, которая эту концепцию должна создать. Ни концепция, ни сам технопарк так и не появились. А что говорить о том, как востребован властью и обществом предприниматель, какое содействие мы оказываем ему в получении заказов, то есть работ. Увы, предприниматель не востребован. Нет у предпринимателя доступа к заказам, к источникам бизнеса. В этих вопросах мы не сдвинулись с места, в том числе и законодательно. Напротив, закон о госзаказе сделал проблематичным реальный доступ производителя к заказам. Помните, премьер Путин, приглашая подрядчиков на Ванкор, предостерег, чтобы никаких аффилированных структур там не было. То есть премьер знает об этой проблеме. И что? Все мы знаем, но от этого знания предпринимателю легче не становится и проблемы не решаются. Чтобы изменить ситуацию, нужны общественный контроль, публичная постановка вопроса для того, чтобы мы, «создатели» этих законов, не почивали на лаврах: «Видишь, какой хороший закон о поддержке малого и среднего бизнеса Красноярского края мы приняли!». Мы же приняли решение и о создании венчурного фонда. Только кто бы сказал, что сделал венчурный фонд за эти годы существования. Где он, кого он поддержал, каков результат от этой поддержки? Мы даем налоговые кредиты. А сколько дали малому бизнесу? Говорим о государственных гарантиях. А сколько предприятий получили эти госгарантии за всё время кризиса? А кризису уже год. Сказать нечего. Поэтому, отмечая некоторые позитивные моменты в развитии малого и среднего бизнеса, я всё-таки не могу сказать, что проблем становится меньше.

КОРР.: — Мы, жители Красноярского края, разбалованы и разболтаны огромными стройками нашего региона. Для нас экономика, бизнес — это ударные стройки, это Ванкор. А малый и средний бизнес — что-то мелковатое, назойливое и лишнее.

В.И. СЕРГИЕНКО: — Действительно, крупная промышленность – Норильский никель, энергосистема, алюминиевая промышленность – формирует львиную долю бюджета. Всё это, конечно же, не способствует концентрации внимания власти на малый и средний бизнес. В чём здесь недооценка? Дело не в том, какой процент бюджета формирует малый и средний бизнес. Дело в том, сколько людей получают работу и зарплату. Ведь мы ни на Норильском никеле, Ванкоре наши полтора миллиона человек трудоспособного населения не можем трудоустроить. Этот массив рабочей силы «поглотить» сможет только малый и средний бизнес. Только здесь ежегодно создаются тысячи новых рабочих мест для сокращенных работников немногочисленных промышленных гигантов. Давайте вспомним трагическую катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС, о которой мы скорбим. Помните, сколько высококвалифицированных специалистов там работали? А сколько подсократили? Ведь так везде. На экскаваторе угольного разреза бригада смены по нормативам была из 12 человек. Теперь 4. А восьмерым где работать? Мнимое благополучие, создаваемое крупными предприятиями при формировании бюджета края, как раз и отвлекает внимание власти от малого и среднего бизнеса. Мы вынуждены этим заниматься, потому что это ещё и острейшая социальная проблема. 

 

Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61