КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow К 75-летию трижды орденоносного Красноярского края
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

К 75-летию трижды орденоносного Красноярского края
18.06.2009 г.

«Жизнью своей доволен!»

Небывалый энтузиазм, патриотизм и дружба многотысячного, в основном комсомольско-молодежного, коллектива были яркой приметой нашей эпохи.

С Михаилом Константиновичем Ралло я познакомился в далеком теперь для меня 1963 году. Я работал тогда заведующим промышленно-транспортным отделом газеты «Огни Енисея» – официального печатного органа парткома, постройкома и администрации управления строительства «Красноярскгэсстрой». В этом году рабочий поселок гидростроителей величайшей в мире, по тем временам, Красноярской ГЭС – Дивногорск был преобразован и обрел статус полноправного города. И в результате этой реорганизации партийную и советскую власти в городе стали представлять Дивногорский горком КПСС и горисполком. Первым секретарем первого состава горкома партии и был избран М.К. Ралло.

И, несмотря на то, что главным человеком в Дивногорске все считали знаменитейшего гидростроителя, Героя Социалистического Труда, начальника управления «Красноярскгэсстрой» Андрея Ефимовича Бочкина, Михаилу Константиновичу удалось уже довольно скоро стать авторитетным и узнаваемым руководителем. Как журналист, я довольно часто встречался с ним, и у меня остались о нем самые лучшие впечатления. Затем наши пути разошлись. Я уехал работать на Таймыр, у Михаила Константиновича после Дивногорска были свои пути. И вот почти после 45-летней разлуки судьба свела нас снова в г. Красноярске. И в канун его 80-летнего юбилея мы встретились у него на квартире, чтобы записать это интервью, текст которого и предлагается сегодня вниманию читателей:   

– Михаил Константинович, а как сложилась ваша судьба после Дивногорска?

– В Братске строился завод отопительного оборудования. Не помню, в каком месяце приехал сюда тогдашний министр строительства РСФСР, фамилию его уже запамятовал, и встретился здесь с начальником управления «Братскгэсстрой» Наймушиным. Среди других объектов побывал и на строительной площадке завода отопительного оборудования. А там, как говорится, «не у шубы рукав». Увидев плачевную картину, министр заметил, что завод к сроку, намеченному планом, вряд ли будет сдан в эксплуатацию. Наймушина это замечание министра задело за «живое», и он, со свойственной ему категоричностью, заявил, что завод будет сдан в установленный срок. Словом, поспорили два больших начальника. Буквально через несколько дней после этого визита министра Наймушин приглашает меня к себе и говорит: ­«Хватит тебе сидеть в замах, назначаю тебя со всеми полномочиями начальником управления строительства завода отопительного оборудования и ставлю главнейшую задачу: до конца текущего года пустить в эксплуатацию его первую очередь». Это был 1972 год. Пришлось засучить рукава и бросить все силы, знания и опыт на успешное решение поставленной задачи. День и ночь слились воедино, работать приходилось круглосуточно. И в результате удалось раскрутить рабочий маховик на полную катушку, и дела на стройке буквально забурлили. К концу 1972 года первая очередь завода была успешно сдана в эксплуатацию. Это был большой, навсегда запомнившийся успех трудового коллектива, да и мне он принес огромное удовлетворение.

– Да, в те времена такие достижения высоко ценились.

– К сожалению, докладывать об этом успехе пришлось не Наймушину, он трагически погиб в сентябре в авиационной катастрофе, а исполняющему обязанности начальника Братскгэсстроя Морозову, его заместителю по производству. На торжественном митинге по случаю пуска первой очереди завода он сказал: «В том, что мы вовремя сдадим все пусковые объекты Братскгэсстроя, я был уверен всегда. А вот в то, что мы до конца текущего года запустим в эксплуатацию первую очередь завода топливного оборудования, я не верил до последнего дня».

Словом, я и сейчас рад и горжусь, что с честью выполнил поручение начальника Братскгэсстроя Наймушина, очень авторитетного гидростроителя и уважаемого человека. На смену ему пришел новый руководитель – некто Семенов, с которым мне не довелось работать.

– И в каком направлении двинулась дальше хлопотная строительная дорожка?

– В направлении северном, в Якутию. Как-то при встрече в Москве начальник главного нашего министерства предложил мне возглавить управление строительства «Вилюйгэсстрой». Оно выполняло сразу две функции. Во-первых, строить саму Вилюйскую ГЭС, а во-вторых, и это была самая главная и тогда очень секретная задача, – построить самую крупную в мире алмазодобывающую фабрику № 12. А трубка эта алмазная находилась всего в четырех километрах от Полярного круга. В силу особой важности и секретности этой стройки управление строительства «Вилюйгэсстрой» пришлось перевести именно сюда. Здесь я проработал с 1973-го по 1977 год. За это время удалось построить и пустить в эксплуатацию не только Вилюйскую ГЭС, но и первую очередь алмазодобывающей фабрики.

– И снова перемена мест?

– Да, именно так. Но на этот раз по причине того, что местный суровый климат негативно сказывался на здоровье моей супруги Лидии Николаевны. Когда я заговорил о смене места работы и жительства, мне предложили должность первого заместителя начальника управления «Богучанскгэсстрой», куда я и приехал в октябре 1978 года. Обязанности у нас распределились следующим образом: начальник Богучанскгэсстроя Михайлов и его главный инженер Кованов занимались основными сооружениями Богучанской ГЭС, а мне было поручено вести весь комплекс работ по строительству и благоустройству города гидростроителей Кодинска. Так что, начиная с первого жилого дома и объектов соцкультбыта, практически большая часть Кодинска построена при моем непосредственном участии.

– Я там был и обратил внимание на самобытность и оригинальность этого северного городка, особенно деревянной его части.

– Да, это все строилось при мне. Что касается самой Богучанской ГЭС, то ее судьба сложилась не так удачно, как хотелось бы. По плану первый агрегат электростанции должен был быть запущен в эксплуатацию в 1986 году, но этого не случилось. Финансирование стройки велось хуже некуда, и конца-краю ее не было видно. Посмотрел я на всю эту ситуацию и решил перебираться в Красноярск. Тем более что уже приближалась пенсионная пора. В 1986 году я оказался в краевом центре и стал работать в Агромпромстрое начальником отдела субподрядных работ в управлении капитального строительства. В этой организации я стал пенсионером. Ну а затем начались нелегкие горбачевско-ельцинские времена, которые я называю буржуазной революцией, когда все было сметено, разрушено и мне впервые за свою долгую строительную жизнь довелось целых три месяца быть безработным. Для меня это было непривычно и даже дико. Слава Богу, это продолжалось недолго. Однажды я встретил одного своего старого знакомого, и он предложил работу в своей строительной компании, которая в то время возводила комбикормовый завод в Солонцах. Какое-то время трудился там, но дела в компании шли плохо, и пришлось снова сменить место работы

– А как насчет заслуженного отдыха?

– Отдых-то действительно был заслужен к выходу на пенсию, у меня уже был 45-летний непрерывный трудовой стаж, но отдыхать не хотелось. Во-первых, привык обязательно что-то делать, да и здоровье, опыт, знания позволяли заниматься делом. А во-вторых, прожить на одну нашу нищенскую пенсию практически невозможно. Вот и приходилось все эти последние послепенсионные годы заниматься делом, зарабатывать дополнительные деньги для нормальной жизни. Этим я занимаюсь и сейчас. Правда, должен сказать, что в связи с кризисом, в том числе в строительной отрасли, где мои знания и опыт востребованы, ситуация с заказами значительно ухудшилась. Так что приходится нелегко. Спасает дача, где много работы, которая приносит радость и продукты к столу. Впрочем, в таком положении находятся практически все пожилые люди нашей страны. К сожалению, власти больше говорят, чем делают, чтобы действительно в корне изменить жизнь людей нашего поколения к лучшему. Но надежда умирает последней. Будем надеяться на лучшие времена.

– Полностью согласен с этими словами, как, впрочем, думаю, уверен, согласны с ними и все наши ветераны. И все-таки, Михаил Константинович, оглядываясь на прожитую жизнь, накануне своего юбилея, о чем хотелось бы сказать в завершение нашей беседы.

– В жизни моей было много событий – самых разнообразных и важных для меня и моей семьи. Но среди них я хочу особо выделить годы, проведенные в Дивногорске. Строительство величайшей в то время в мире Красноярской ГЭС и прекрасного города; небывалый энтузиазм, патриотизм и дружба многотысячного, в основном комсомольско-молодежного, коллектива – это самая волнующая, радостная, неповторимая и навсегда запомнившаяся страница всех, кто жил и работал в те годы на незабываемых берегах Енисея. Я рад, что мне и моей семье выпали честь и счастье быть среди этих людей. И если вы спросите меня, хотел бы я повторить свою жизнь, какой она у меня получилась, снова я твердо отвечу: да, я доволен своей прожитой жизнью и был бы счастлив повторить ее снова.

– Замечательно! Можно только порадоваться за вас лично, за всю вашу семью. Искренне и сердечно поздравляю вас, уважаемый Михаил Константинович, с 80-летием со дня вашего рождения, с этим солидным юбилеем, и от всей души желаю, прежде всего, здоровья, новых рабочих заказов и дополнительных к пенсии денег. И, конечно, успешного продолжения личной и семейной жизни, благополучия во всем! И большое спасибо за эту беседу.

 

Александр ПАРАЩУК.
Пресс-служба Красноярского крайкома КПРФ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61