КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в Красноярском крае arrow К 75-летию трижды орденоносного Красноярского края
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

К 75-летию трижды орденоносного Красноярского края
26.05.2009 г.

Каждый старался не отстать от других

Что дало движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры!»

Автор этого материала – член Красноярского землячества в Москве Нина Прокопьевна Силкова. Родилась в 1939 г. в Иланском. Кандидат исторических наук. Работать начала в школе старшей пионервожатой. С 1961 по 1972 год – на комсомольской работе. Первый  секретарь Иланского РК ВЛКСМ, секретарь Красноярского крайкома ВЛКСМ. С 1972 по 1987 год –  на партийной работе. Секретарь Центрального РК КПСС Красноярска, зав. отделом пропаганды, затем – секретарь Красноярского крайкома партии. В 1987 г. назначена заместителем министра культуры СССР. В 1990 году избрана секретарем ЦК компартии России. Работала в аппарате Государственной думы. Награждена орденами «Знак Почета», «Дружба народов», медалями.

НА ОДНОМ из совещаний в Центральном Комитете КПСС к Павлу Стефановичу Федирко, первому секретарю Красноярского крайкома партии, подошел заместитель редактора газеты «Советская культура» Дмитрий Федорович Мамлеев и предложил ему объявить в крае движение за подъем культуры. Дмитрий Федорович – человек энергичный, прекрасный журналист, у него всегда было много интересных идей; одну из таких он и решил опробовать в нашем крае.

Павел  Стефанович,  вернувшись домой, собрал небольшой актив. Посоветовались. А в марте 1981 года из газеты «Советская культура» страна узнала о начале движения под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!».

Оно преследовало следующие цели: укрепить материально-техническую базу соцкультбыта, привлечь внимание к огромному сибирскому региону творческих союзов, профессиональных коллективов нашей страны, обратиться к собственным резервам, поднять содержание работы творческих коллективов на качественно новый уровень. Край сразу получил поддержку Москвы. Центр заинтересованно рассматривал наши предложения и оказывал конкретную помощь.

Красноярцев самым активным образом поддержали творческие Союзы СССР, театры, спортсмены. Горячо откликнулись на призывы сибиряков ленинградцы. Они предложили интересную и обширную программу музыкального и театрального сотрудничества, шефства и помощи сибирякам. Музыкальные фестивали «Саянские огни», в которых принимали участие ведущие композиторы, певцы, музыканты города на Неве, стали доброй традицией. Начинались они в Саяногорске – городе гидростроителей Саяно-Шушенской ГЭС и шагали по всему краю.

На протяжении многих лет крепкая дружба связывала жителей края с художниками нашей страны. Стали традиционными Суриковские дни. В апреле 1983 года Красноярск встречал хлебом-солью более двухсот пятидесяти художников, прибывших со всех концов России на пленум Союза художников. А на следующий день в четырех выставочных залах города открылась экспозиция Третьей Всероссийской художественной выставки «По родной стране», которая включала в себя более 1250 произведений, созданных живописцами, графиками, скульпторами, мастерами декоративно-прикладного искусства из всех краев, областей и автономных республик России. Работы представили 950 художников.

По завершении работы пленума его участники отправились в рабочие коллективы, поехали на стройки. Было решено открыть картинную галерею в селе Тесь Минусинского района. Там, как гласит история, дважды бывал у своих родственников Василий Суриков. В Тесь поехали 42 ведущих художника России. Они привезли с собой более 300 произведений в дар земледельцам.

Создание сельской картинной галереи было первым опытом. Галерея вскоре стала для сельчан совершенно особым, самым почитаемым местом.

Наша дружба с художниками страны крепла и развивалась; она обрастала все новыми делами и родилась идея открыть в Красноярске отделение Академии художеств для Сибири и Дальнего Востока.

Много для этого сделал первый секретарь крайкома партии Павел Стефанович Федирко. Он мечтал создать городок художников на месте старого аэропорта, где были бы школа, институт, выставочный зал, магазин и, конечно, дома, в которых могли бы поселиться художники. Мастерские у наших художников и скульпторов к тому времени уже были, да такие, что им завидовали московские коллеги. Мне кажется, что если бы П. Федирко не уехал из Красноярска и не произошло того, что произошло, городок художников давно бы уже функционировал.

За все эти годы удалось заметно укрепить материальную базу. Только за X пятилетку построено 125 объектов культуры по всем источникам финансирования, из них 90% в сельской местности. За период с 1980 года открыто 54 учреждения культуры, построено и сдано в эксплуатацию 32 объекта. В 1982 году вошли в строй районные дома культуры в городе Ужуре на 600 мест, в райцентре Тасеево на 400 мест. Полностью была завершена централизация библиотек и создано 124 централизованных клубных системы.

Но дело, конечно, не только в количестве введенных мест. Очень важно и то, что среди них появились уникальные объекты: Государственный театр оперы и балета, театр кукол – в Абакане, симфонический оркестр, хореографическое училище, институт искусств, художественный институт, творческое объединение по производству хроникально-документальных фильмов – филиал Свердловской киностудии, зал органной музыки, выставочный зал, художественная галерея, художественный музей имени Сурикова, Дворец спорта на 5 тысяч мест, великолепный филармонический комплекс с двумя концертными залами, филиал Центрального музея Ленина, оборудованный по последнему слову техники. Для творческой молодежи были построены Дом актера, общежитие, подавляющее большинство артистов получили квартиры.

Существующая база позволяла нам проводить крупные всесоюзные и всероссийские мероприятия, которые не только способствовали нравственному воспитанию трудящихся края, но и являлись хорошей школой работы наших творческих коллективов. Среди них две зимние Спартакиады народов СССР, фестиваль «Песня-82», Всероссийский конкурс вокалистов - выпускников консерваторий и училищ, несколько фестивалей «Саянские огни», недели изобразительного искусства.

В край приезжали с гастролями крупнейшие московские театры.

Приметным событием стал выход наших творческих коллективов на сцены центральных городов страны и мира. Конечно, в первую очередь нужно сказать о всемирно известном Красноярском государственном ансамбле танца Сибири, которому рукоплескал весь мир. Руководил ансамблем тогда народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Михаил Семенович Годенко. Он любил своих артистов, как собственных детей, и сам разрешал все проблемы, обращаясь за помощью лишь в крайних случаях.

Успешно гастролировали и в стране, и за рубежом другие творческие коллективы.

Особо хочется рассказать о днях Красноярского края в Центральном Доме искусств (ЦИДРИ). Это было в октябре 1981 года. Здесь состоялась встреча красноярцев с мастерами искусств столицы. Мы привезли лучшие свои силы – Наташу Чеховскую с Василием Полушиным, артистов театров, художников, танцевальные коллективы. В зале собралась московская элита: Ольга Лепешинская, Николай Сличенко, Зинаида Кириенко, Юрий Левитан, Юрий Гуляев и другие. Вел вечер министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев. Зал был заполнен до отказа: ни одного свободного места. Шел интересный разговор, выступали москвичи и красноярцы. Вот уже спел Юрий Гуляев. И тут объявили: «Туликов. Песня о Родине. Исполняет директор Большеуринского совхоза Анатолий Ярошенко».

На лицах сидящих в зале – равнодушие. Подумаешь, директор совхоза. Вышел Анатолий Иванович и запел. На первой же фразе зрители подняли головы, на второй – удивленно встрепенулись, а затем уже слушали с огромным интересом. Когда он закончил петь, зал аплодировал стоя. После него вышел Лев Лещенко и сказал: «Красноярцы просят помощи, но зачем им наша помощь, если у них директора совхозов так поют».

После этой встречи у красноярцев прибавилось много новых друзей. А этого мы и добивались: чтобы человек в Сибири не чувствовал оторванности от столицы, был в курсе всех важнейших культурных дел. Мы стремились сделать его жизнь духовно богаче, создать все условия для труда и полноценного отдыха.

Были положительные примеры и на селе. Например, партийная организация Емельяновского района явилась инициатором движения в крае под названием «Каждому совхозу – спортивный комплекс». За несколько лет было построено 18 спортивных сооружений Среди них такие, как Бархатовская санная трасса, легкоатлетический манеж на птицефабрике «Заря», Дворец спорта в совхозе «Березовский». Эти примеры не являлись единичными. Среди руководителей предприятий развернулось своеобразное негласное соревнование: каждый старался не отстать от других. И люди от этого, несомненно, только выигрывали.

Движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры» вторглось в сферы, торговли, общественного питания, бытового, транспортного и медицинского обслуживания Оно переросло в борьбу за культуру труда, рабочую и общественную дисциплину, общую культуру во всех сферах жизни и деятельности людей.

Огромное влияние на темпы развития движения –  его содержание, поиск новых форм – имела поддержка его всеми сибирскими областями.

Необходимость дальнейшего развития движения потребовало совершенствования форм управления этим движением со стороны крайкома КПСС и исполкома крайсовета.

Многие регионы края под руководством партийных и советских органов изыскали собственные резервы и взяли курс на разработку комплексных программ культурного строительства в каждом районе на 1981-1985 годы.

Мне часто задают вопрос: надо ли было брать на вооружение именно такой лозунг? Вроде как-то для сибиряков обидно. Или Сибирь раньше была бескультурной?

О формулировке лозунге можно спорить, может быть, можно было поискать и более удачный. Но дело не в этом. На мой взгляд, было достигнуто главное: внесен определенный перелом в понимание важности и социально-экономической необходимости опережающего развития социально-культурного комплекса. Нам удалось повернуть сознание большого количества людей.

Включились все социальные слои населения: студенты предложили свои варианты более удобных и красивых автобусных остановок; домохозяйки предложили вырастить в каждой семье 50 корней рассады цветов, чтобы затем высадить их в городе.

В июле 1987 года я была утверждена в должности заместителя министра культуры СССР. За годы работы в Министерстве культуры мне удалось побывать во многих регионах страны. Я не знаю такого города (не беру, конечно, Москву и Санкт-Петербург), где была бы создана такая материальная база культуры и спорта. И во многом этому способствовало движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры».

Конечно, мы успели сделать далеко не всё. Но мы мечтали, чтобы наш город притягивал к себе людей, и нам многое удалось.

Фото Александра КОЗЫРЕВА.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61