КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow КПРФ в России arrow К 75-летию трижды орденоносного Красноярского края
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

К 75-летию трижды орденоносного Красноярского края
25.03.2009 г.

В лесах новостроек

Виктор Михайлович ВИДЬМАНОВ - Заслуженный строитель России, член ЦК КПРФ Наш собеседник –  заслуженный строитель России, член ЦК КПРФ Виктор Михайлович ВИДЬМАНОВ

– Виктор Михайлович, хотя тема нашей беседы – предстоящий юбилей края, позвольте начать с не очень радостного момента –  с кризиса. У Вас есть своя оценка по этому поводу?

– Вывод мой может показаться банальным, но «секрет» кризиса в том, что сегодня продолжается курс Ельцина и Путина. Он сводится к сырьевой модели нашей страны. Это привело к тому, что добывающие отрасли, прежде всего – нефтяная с учётом диких цен на «чёрное золото» развивалась, хотя в этом плане Россия не достигала в полных масштабах уровня добычи и переработки в советский период. Из 450-480 миллионов тонн нефти 250-280 миллионов тонн перекачивалось за рубеж. Аналогичная ситуация – и с газом.

3, 5 миллиона производимого в стране алюминия тоже отправлялись за границу, на внутреннее потребление оставалось не более 1, 5 процента. В советское время практически весь алюминий шел на внутренний рынок, потому что успешно работало авиастроение, другие отрасли, в которых применялся «крылатый металл». Аналогичная картина с никелем и платиной.

В стране практически не осталось производств, для которых требовались эти металлы: все разрушено и уничтожено в ходе «реформ». Десятки примеров в подтверждение этому можно найти и в нашем крае. Не стало приборостроения, большой химии, электроники и других отраслей. Поэтому кризис не случаен: как только объемы потребления металлов и нефти за рубежом упали, это не замедлило сказаться на нашей сырьевой экономике.

Алюминий в советское время шел не только на самолётостроение, но и в другие сферы. Нет производства – не нужно столько алюминия, и это тоже одна из сторон кризиса.

В глубоком кризисе сельское хозяйство края. Не существует глубокой лесопереработки. Все мы оказались заложниками кризиса. Таков итог восьмилетия путинского правления. Повторяю: в ситуации, в которой оказалась страна, нет ничего неожиданного. Это логическое завершение сырьевой политики. Страна полностью зависит от внешнего потребления.

Медведев продолжает этот курс, и чем дальше, тем труднее России будет выкарабкаться из западни.

КПРФ постоянно держит эти проблемы в поле зрения, у коммунистов есть чёткая программа вывода страны из кризиса, наша фракция в Государственной думе вносит предложения, но к голосу разума власть не прислушивается, потому что она обслуживает экономику Запад и в первую очередь – США. И падение баснословных цен на нефть от 140 до 40 долларов за баррель – это не случайно. Американцы, завладев восточно-азиатским регионом (Ирак, Афганистан), пополняют свои запасы и сбивают цены на нефть, загоняют в угол российских нефтедобытчиков.

– На этом фоне выгодно выглядит наша советская действительность, наша история, в частности, нашего Красноярского края. Виктор Михайлович, что для Вас означали эти будни?

–  Развитие экономики в советский период строилось на правильной стратегии и тактике. Для неё придумали пренебрежительный термин «административно-командная система». Нынешний режим своего эффективного способа руководства экономикой не придумал. Мощным импульсом стало известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров о десятилетнем плане развития производительных сил Красноярского края. На что тогда делалась ставка? На использование и глубокую переработку природных богатств. Учитывая гидроресурсы края, на его территории в короткое время были построены две самые мощные в мире гидроэлектростанции: Красноярская и Саяно-Шушенская. Себестоимость киловатт-часа была минимальной, а мощности ГЭС позволяли развивать алюминиевый комплекс. Он был построен за десятилетие. Появились нефелиновый рудник в Саянах, Ачинский глинозёмный комбинат. Попутно решался вопрос использования отходов производства для выпуска цемента, калийных удобрений.

Из ачинского глинозёма получали чистейший алюминий. Был построен завод алюминиевого проката. Всё это – звенья одной цепи – четкая стратегия: электроэнергия-алюминий-машиностроение!

В советское время в крае заготавливалось до 25-27 миллионов кубометров деловой древесины, которая шла на глубокую переработку пиломатериалов. У всех на слуху были Игарский и Енисейский лесопромышленные комплексы. Низкосортные породы древесины шла на производство бумаги и целлюлозы.

Были построены целлюлозно-бумажный комбинат и завод искусственного волокна. Это не только строгая цепочка, но и высокая занятость!

He случайно в крае в течение 15 лет под руководством партийных и советских органов в рамках плановой экономики – сегодня всяческие охаиваемой –  была построена мощнейшая индустрия. Сейчас все наоборот. Практически весь алюминий, который в советское время шел на внутренние нужды, уходит за рубеж. Аналогичная картина с древесиной: завод искусственного волокна ликвидирован, на ЦБК и на заводе синтетического каучука – не лучшие времена. Закрыто производство пороха на химкомбинате «Енисей». Наступила полная деградация индустриальной мощи края!

– Раньше были кадры, а теперь – как говорят, «менеджеры нового поколения».

– В эти годы на всех участках работали профессионалы высочайшего класса – от простого рабочего до генерального директора. Руководители самого высокого класса проходили все ступеньки карьеры, это была проверка дела. Случайные люди просто не могли оказаться в такой обойме.

– Виктор Михайлович, расскажите о масштабах строительства в те годы.

– Масштабы звучат даже в названиях: «Главкрасноярскстрой» и «Минтяжстой». В них я был и начальником строительства глинозёмного комплекса, первым заместителем начальника главка. У нас были объекты на территории Хакасии, которая тогда входила в состав края, на территории Тувы и Якутии. В кратчайшее время была создана вот эта организация, которая объединяла только общестроительных рабочих и специалистов порядка 50 тысяч человек, да ещё 10 тысяч было в специализированных организациях  «Минмонтажспецстроя».  Таким образом, эта огромнейшая армия специалистов под руководством краевой партийной организации, руководителей самих подразделений стала мощной силой для претворения решений, связанных с развитием края. Серьёзнейший объём выполняли военные строители, которые вели строительство оборонного комплекса страны и являлись большой основой в решении развития оборонного комплекса, расположенного в Красноярском крае. Параллельно с этим выделялось и сельское строительство. Учитывая большие объёмы сельского строительства, было создано две  организации:  «Главсельстрой» и  «Крайколхозстрой». Таким образом, оценивая весь этот спектр подрядных строительно-монтажных организаций, можно сказать, что руководство края – я имею в виду и краевую партийную организацию и советские органы – с помощью центра, на территории края буквально в течение пятилетки были созданы структурно мощнейшие формирования, которые явились основой в выполнении задач по развитию края. Были созданы мощнейшие заводы железобетонных изделий, притом по всей территории края.

Сегодня этой империи нет, остались отдельные формирования, которые в основе своей выпочковались из структуры «Главкрасноярскстроя». Они начали заниматься жилищным строительством, которое тоже в условиях кризиса пошло на спад. В крае ежегодно вводилось более  2, 5 миллиона квадратных метров жилья. Таких масштабов за всё время правления Хлопонина и его команды пока не достигли. В лучшем случае – 1 миллион. Но заметьте: не строятся школы, Дома культуры, не строятся дороги, особенно –  на селе. Не говорю уже о том, что все эти строительные организации – на грани развала, включая агропромышленный комплекс.

– Виктор Михайлович, в то легендарное время было такое понятие: красноярская школа строительства, красноярская марка.

– Строители Красноярского края, в том числе и военные, которые возводили закрытые объекты, были весьма квалифицированными специалистами. Не случайно из этой когорты вышли будущие министры СССР, и Российской Федерации. В их числе – А. А. Бабенко. Да и я сам после того как прошёл эту красноярскую школу, возглавил министерство сельского строительства России. И вообще красноярские кадры – серьёзные люди. Они приходили не только в отрасли народного хозяйства, но и на крупные партийные и государственные посты. Владимир Иванович Долгих – кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС отвечал за работу промышленности и энергетики Советского Союза.

– Как складывались Ваши отношения с партийными органами? Сейчас много домыслов, что они «вмешивались» и т. д.

–  Ну что тут сказать? Строительная отрасль всегда была под пристальным вниманием краевой партийной организации: при А. А. Кокареве, при В. И. Долгих, при П. С. Федирко. Я и сам был первым заместителем председателя крайисполкома и знаю, что строителей, как говорится, в обиду не давали. Не помню случая, чтобы кто-то тут «командовал». Помогать – помогали! Именно поэтому в кратчайшие сроки и с высоким качеством были построены объекты, за которые и сегодня не стыдно. Сегодня в дела строителей никто не вмешивается. Но и дела нет!

 

Беседовал Александр КОЗЫРЕВ.

 

 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61