КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПРФ

Главная Публикации Газета "За Победу!" Документы Вступить в КПРФ КОМСОМОЛ

 
Главная arrow Публикации arrow История края в лицах и событиях arrow Судьба капитана
25.04.2018 г.
 
 

ПОД ЗНАМЕНЕМ ЮНОСТИ К БОРЬБЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ БУДУЩЕЕ!

 

Обращение Центрального Комитета КПРФ.

Судьба капитана
30.10.2008 г.
Рассказывает Герой Социалистического Труда, ветеран Енисейского речного пароходства И. Т. МАРУСЕВ.
 
– Иван Тимофеевич, какой след в вашей судьбе оставил комсомол?
– Знаете, я никогда в комсомоле высоких постов не занимал, но всегда старался быть в гуще событий. Вступил в ВЛКСМ в школе, но это как-то особо мою жизнь не изменило. Зато после семилетки, которую закончил на Смоленщине, поступил в Рижское речное училище. Здесь все время учебы был комсоргом группы, входил в состав комсомольского бюро роты – училище было военизированным! – так что жизнь была насыщенной.
 
– Наверное, учебная база была хорошей?
– Как только в 1944 году советские войска освободили Ригу, здесь открыли училище, в котором готовили офицеров морского флота. Но потом решили, что стране нужны кадры и для гражданского речного флота. Но под объявленное Хрущевым сокращение Вооруженных сил попало и наше училище.
 
– А в Сибирь как попали?
– Группа комсомольцев-выпускников, в том числе и я, написала письмо министру речного флота России с просьбой направить нас на работу на Енисей. Чувствовали, что именно на этой могучей реке с ее мощным флотом и работать интересно, и можно быть полезным. Мы уже были на практике на Северной Двине: не та река, не тот флот. На ответ не надеялись, когда на руководство училища пришло письмо: Енисейскому пароходству кадры нужны, направляйте 20 специалистов – 15 судоводителей и 5 судомехаников.
Первое знакомство с великой сибирской рекой поразило нас. Какая ширь и мощь! А ещё – прозрачная вода: на глубине двух метров каждый камешек на дне виден!
А мы видели только западные реки, которые чистотой не отличаются.
Меня направили на теплоход-плотовод «Камчатка», который был приписан к Подтёсовской РЭБ флота.
Наверное, многое в сибирском повороте судьбы сыграло то, что в 1957 году я был участником Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Долго удивлялся: почему именно мне выпала такая честь? Всего год назад приехал в край. Оказывается, вот как было. После навигации 1956 года группу молодых активистов направили в Красноярск на курсы пропагандистов. К нам пришла корреспондент нашей газеты «Речник Енисея» Муза Данилина, попросила написать заметку о комсомольской работе на своем теплоходе.
На следующий день приносит свежий номер с заметкой.
– Пишите еще! У вас хорошо получается, – попросила журналистка.
На том и договорились.
Мне кажется, начальник пароходства Иван Назаров – замечательный человек, сам писатель, не мог не заметить этого факта. Так я и попал на фестиваль – был на нем от звонка до звонка!
 
– Наверное, опыт сотрудничества с газетой пригодился?
– Я встречался с молодежью, рассказывал о фестивале, а потом меня начальник озадачил: надо и для «Речника Енисея» подготовить отчёт. Сделал материал, который публиковался подряд в 17 номерах! Меня после этого даже агитировали перейти на постоянную работу в штат редакции! Согласился, хотя сердцем чувствовал: журналистика – дело, конечно, хорошее, но не мое. Да и потом представил: пройдет два года, а мои ребята будут первыми штурманами, а, может, и капитанами.
Вот такие невеселые раздумья постоянно угнетали. Однажды встретился с начальником пароходства Назаровым.
– Что такой невеселый, – спрашивает.
Рассказал все как есть. Хочу назад на теплоход!
– Правильно думаешь! Чиновников у нас и так хватает.
В эту же зиму меня избрали не-освобожденным секретарем комитета комсомола Подтёсовского судоремонтного завода.
Первую комсомольскую награду – Похвальный лист – получил в Рижском училище, такой же лист – уже в крае. Подписал его комсомольский секретарь Леонид Сизов, с ним у нас установились дружеские отношения.
А знак «За активную работу в комсомоле», как иногда бывало с боевой наградой в годы войны, «не нашел героя». Затерялся в пути, может. Удостоверение выдали, а самого знака до сих пор нет.
 
– Иван Тимофеевич, а что для вас значил комсомол?
– Это, как и армия, была школа. Активен человек в комсомольских делах – смело и уверенно идет по жизни, во всем ему сопутствует успех. Так и я. Когда стал коммунистом, избирался в состав партбюро, горкома. Правда, на партийном съезде побывать не привелось, а делегатом профсоюзного – избирался. Вот и сейчас, встречает знакомый: «Куда это ты, Тимофеевич, направился?» – «По делам, знаешь, что скоро 90-летие комсомола будет!» – «Во, спасибо, что напомнил!»
 
– Иван Тимофеевич, давайте вспомним звёздный час вашей биографии и, можно смело сказать, звёздный час Енисейского речного пароходства, когда Енисей бороздил красавец «Антон Чехов».
– Как судьба привела меня на «Чехов»? В 1961 году – еще пяти лет не прошло после окончания училища – меня назначили капитаном теплохода «Мусоргский», сормовской постройки. Пришлось основательно приложить руки, чтобы и дисциплина была, комсомольская и профсоюзная организации работали как надо. Рейс от недели до месяца длился, команда небольшая. Ребята начинают закисать, без бутылочки не обходится… Но все зависит от капитана.
Потом, когда перевели на теплоход «Туполев», мечты создать работоспособный, классный, активный во всех делах коллектив воплотились. Внедрили совмещение профессий, благодаря чему вместо 26 членов экипажа на борту осталось 15. В то время требовали планы работы – отдельно от партийной, профсоюзной, комсомольской организаций. Я предложил разработать единый план общественно-политической работы. Это поддержали все. По такому плану мы создали клуб «Чайка». К идее некоторые капитаны отнеслись скептически. Потом уж не удивлялись.
Я даже стенные газеты ребятам помогал выпускать. Потом Министерство речного флота выпустило брошюру об опыте работы экипажа теплохода «Академик Туполев». Он был на виду, его ставили в пример другим, даже неудобно было перед мужиками, правда, те не обижались, понимали. А в 1966 году меня наградили орденом «Знак Почёта».
Но мой успех не родился сам по себе. Все зависит от людей, с которыми работаешь. А мне везло на хороших руководителей. Один из них – начальник пароходства Иван Михайлович Назаров, добрейший человек и высокого класса профессионал, очень справедливый. А сколько рядом было классных капитанов, у которых было чему поучиться!
В 1971 году назначили капитаном-механиком на теплоход класса «река-море», девять навигаций на нем провел. Когда не стало Ивана Михайловича Назарова, имя этого легендарного речника присвоили нашему теплоходу. Коллектив часто выступал с трудовыми инициативами. Подтёсовские жители старались устроить своих ребятишек – выпускников училища – на наш теплоход. Такой престижной была профессия речника и наш коллектив!
Работали без аварий. Ежегодно проводились инспекторские смотры, когда все до последнего винтика проверялось. Так вот восемь лет подряд на «Назарове» нам ставили оценку «отлично». Двадцать навигаций на «Чехове» – двадцать отличных отметок. А ведь содержать теплоход на такую отметку не так-то просто. Иногда план перевыполнить проще: груз хороший, погода помогает…
В 1974 году мы на «Назарове» выполнили план на 140, 3 процента. Мне присвоили звание Героя Соцтруда. Для меня это было полной неожиданностью. Хотя как-то некоторое время спустя в кругу коллег капитаны признались: «Знаешь, Тимофеевич, мы тут сообща обсудили про присвоение тебе звания и решили: это правильно. Все мы хорошо работаем, а у тебя все же лучше получается!»
«Спасибо, ребята, мне ваше мнение дороже всего!»
А еще помогало то, что не изменял главному делу жизни.
Были эпизоды: работал то в службе перевозок, то в кадрах. Но не мое это дело. Идет совещание, слушаю речи, доклады, отчёты, а на душе – тоска. Перед глазами – енисейские пороги и берега.
Всегда ладил с коллективом, меня принимали как своего. Тем не менее, когда предложили возглавить самый крупный на Енисее лайнер «Антон Чехов», почувствовал себя неуютно: дело для меня незнакомое, я ведь на пассажирских не работал. Долго отказывался. Но убедили, сдался.
Когда первый раз выходили на нем из затона, почувствовал всю мощь. И раньше работал на больших теплоходах, а это – совсем другое дело.
Конечно, на «Чехове» – другая специфика. Туристы со всего Союза приезжали полюбоваться красотами Енисея. Все было хорошо. А потом началась «перестройка». Зарубежная фирма взяла «Чехов» в аренду, вложила деньги, переоборудовала теплоход. Маршрут был популярен.
Сколько отзывов. Особенно запомнились слова одной дамы из Англии. Она родом из семьи, в которой чтят морские традиции. Ей понравилось, что я позволял туристам заходить в капитанскую рубку, запомнилась экскурсия в машинное отделение.
Президент швейцарской фирмы, сотрудничавшей с нами, доброжелательно относился к России. А потом фирму возглавил другой человек, фирма обанкротилась. Слава богу, по условиям контракта, пароход остался в России. Когда хозяином пароходства стал «Норильский никель», пассажирские перевозки стали не нужны. Вскоре объявили, что «Чехов» решено продать… Расставались с ним с болью в сердце. Нам сказали, что президент фирмы, купившей лайнер, – племянник крупного олигарха.
 
– Тогда, помнится, странные доводы приводили: Енисей обмелел…
– Вы знаете, это же не навсегда. Одна навигация – мелеет, потом уровень приходит в норму. Под килем должно быть не менее 20 сантиметров глубины до дна. Ходили, бывало, и 10 сантиметров, и 5. Мне однажды строго высказали в министерстве по этому поводу: как это так, вот приедем к вам, разберемся.
А что делать? В затон становиться? Повозмущались, на том и закончили разговор.
«Норильский никель» выкупил контрольный пакет акций, и в этом вся беда. Пароходство работает, но масштабы пассажирских перевозок уже не те.
 
– На нынешние парады на Енисее в честь Дня речника смотреть больно. Раньше каков размах был…
– Что там про парад – у нас был клуб капитанов, из помещения попросили…
 
– И все же есть какие-то перспективы?
– Конечно, край не может обходиться без такой транспортной артерии, как Енисей. Все зависит от краевого руководства. Ведь «Чехов» еще и раньше пытались забрать с Енисея. В свое время губернатор Лебедь отбил эти попытки. Так что все может решить воля людей.
Беседовал Александр КОЗЫРЕВ
 
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ
Красноярск, ул. Ленина,113 (7 этаж)
E-mail: strogo@gmail.com
Тел: +7 (391) 211-49-61